Главная страница Контакты Карта сайта Поиск по сайту:
Barque.ru
 
  • Судостроение
  • Моторы
  • Проекты
  • Спорт
  • Консультации
  • Кругозор
  • Истории
  • Главная / Проекты / Катера / 1964 год / Казанка с гидрореактивным движителем (водометом)
    Подкатегории раздела
    Парусные яхты Парусные катамараны Парусные тримараны Моторные лодки Катера Туристические суда Рыболовные суда Виндсерфинги и лыжи Прицепы и трейлеры Прочие проекты


    Поделитесь информацией


    Похожие статьи
    Рулевое устройство для катеров с водометным движителем
    Стеклопластиковый катер с водометным движителем
    Катер «Рубин-II» с водометным движителем
    Прогулочно-туристский катер «Кама» с водометным движителем
    Дюралюминиевая лодка «Казанка» — амфибия
    «Адская пыхтелка» с паровым водометом
    Лодка «Южанка» на основе прогулочной мотолодки «Казанка»
    Использование паруса на мотолодке «Казанка»
    Усовершенствование катера «Кама» с водометом
    Двухцилиндровый двигатель «Луч-18» с водометом
    Отзывы о моторных лодках «Казанка» и «Прогресс»
    Бортовой мотор с водометным движителем для байдарки
    7300 километров на моторной лодке «Казанка» из Воркуты
    Дюралюминиевая моторная лодка «Казанка-2М»


    Казанка с гидрореактивным движителем (водометом)

    Год: 1964. Номер журнала «Катера и Яхты»: 2 (Все статьи)
              1


    Информация об изображенииПрыжок Казанки через препятствие
    Прыжок Казанки через препятствие
     
    Работники конструкторского бюро завода «Красное Сормово» разработали проект и построили опытный образец катера с водометом (гидрореактивным движителем) на базе серийно выпускаемых отечественной промышленностью двигателей и лодок. Катер предназначен для прогулок, туризма и служебных поездок, а также для перевозки небольших грузов. Малая осадка катера дает возможность эксплуатировать его на засоренных и мелководных акваториях с глубинами от 0,1—0,2 м.

    Катер представляет собой безреданный глиссер, корпусом которого является серийная мотолодка «Казанка». В кормовой его части расположены двигатель в комплексе с гидрореактивным движителем и сиденье для водителя. В средней части катера размещены два двухместных сиденья с откидными спинками.

    В качестве двигателя установлен лодочный двухтактный бензиновый мотор «СМ-557Л» мощностью 12—13,5 л. с. при 3250—3400 об/мин. Вращение от коленчатого вала двигателя передается через втулочную муфту непосредственно на вал насоса водометного движителя. Использован одноступенчатый осевой насос, расположенный в корпусе катера. Забор воды происходит через щелевидное входное отверстие водозаборника, расположенное в днище катера. Для увеличения скорости выброса струи сопловая часть движителя сделана суживающейся, что дает возможность установить на движителе компактное реверсивно-рулевое устройство.

    Основные элементы и характеристики водометного катера:

    Длина наибольшая, м4,8
    Ширина, м1,2
    Высота борта, м0,675
    Осадка габаритная на плаву, м0,16
    Осадка габаритная на ходу, м0,1
    Водоизмещение полное, кг510
    Водоизмещение порожнем, кг210
    Скорость хода, км/час:
    с 1 пассажиром32
    с 4 пассажирами27
    Пассажировместимость, чел,4—5
    Мощность двигателей, л. с.12—13,5
    Запас топлива, л12

    Использование реверсивно-рулевого устройства в комплексе с насосом движителя позволяет использовать стационарный лодочный мотор «СМ-557Л» без штатного реверс-редуктора и помпы для охлаждения двигателя. Это уменьшает габариты двигателя и его вес, позволяет обеспечить работу движителя на более высоких оборотах и тем самым уменьшить его размеры.



     
    Вода для охлаждения двигателя подается из сопловой части движителя за счет имеющегося избыточного давления. Система охлаждения двигателя снабжена фильтром забортной воды — на случай использования катера на засоренной акватории.

    Управление катером осуществляется путем отклонения струи, выходящей из сопловой части движителя, двумя рулевыми пластинами, соединенными между собой тягой и шарнирно связанными с соплом. Диаметр циркуляции при скорости хода 30 км/час составляет всего 1,5 длины корпуса при перекладке рулей на 60°.

    Задний ход катера достигается при одновременной перекладке рулевых пластин к ДП движителя ручкой реверса. Рулевые пластины в нижней части имеют специальные отгибы, с помощью которых струя воды направляется под днище, обеспечивая задний ход катера.

    Водозаборник представляет собой трубу специальной формы с плавными внутренними обводами— цилиндрическими в районе рабочего колеса (ротора) осевого насоса и щелевидными в районе входного отверстия водозаборника. Размеры входного отверстия 500X136 мм. Водозаборник может быть выполнен литым (толщина не менее 4 мм) или сварным (толщина не менее 2 мм) из алюминиевых сплавов. Внутренняя поверхность его не должна иметь выбоин и вмятин; ее следует тщательно обработать.

    Сопло движителя представляет собой сужающуюся трубу, внутри которой устанавливаются спрямляющие поток лопатки (спрямляющий аппарат) в количестве 6—8 штук. При изготовлении сопла сварным из алюминиевых сплавов спрямляющий аппарат целесообразно делать съемным, что значительно упрощает изготовление сопла в целом. Съемный спрямляющий аппарат изготовляют из нержавеющей стали.



     
    Лопатки представляют собой пластинки толщиной 2—4 мм (в зависимости от материала). Профиль лопаток — клиновидный или сегментный. В передней части лопатки имеют выгиб с целью более полного раскручивания струи воды, поступающей после ротора в сопло.

    Ступица спрямляющего аппарата служит одновременно корпусом резино-металлического подшипника гребного вала, смазка которого осуществляется забортной водой.

    Ротор (рабочее колесо) движителя может быть изготовлен литым или сварным из стали, бронзы или алюминиевых сплавов. Толщина профиля лопасти выбирается в зависимости от выбранного материала и условий обеспечения прочности. Профиль лопасти симметричный сегментный.

    Зазор между ротором и трубой водозаборника должен быть по возможности минимальным (0,5—1 мм).

    Гребной вал изготовлен из стали. Ротор и втулочная муфта закреплены на гребном валу цилиндрическими штифтами диаметром 6 мм. Особое внимание следует обратить на выбор материала штифтов. Штифт крепления ротора и один из штифтов муфты должны быть изготовлены из высокопрочной стали. Второй штифт муфты изготовляется из сырой стали, благодаря чему в случае засасывания в водозаборник крупных твердых предметов он срезается, предохраняя ротор от поломки.

    Основные элементы ротора:

    Диаметр ротора, м0,178
    Диаметр ступицы, м0,060
    Число лопастей3—4
    Шаг ротора, м0,130
    Дисковое отношение0,6


     
    Водозаборник устанавливается фланцами на днище катера и крепится болтами. С нижней части корпуса устанавливают накладные полосы (на прокладке) для увеличения прочности корпуса катера и обеспечения плотности соединения водозаборника с днищем.

    Сопло устанавливают с внешней стороны транца на прокладке и крепят к корпусу и фланцу водо-заборника болтами.


    При использовании водометного катера насильно засоренных акваториях во входное отверстие во-дозаборника движителя целесообразно вставлять защитную решетку, представляющую собой две-три продольные стальные полоски, запрофилированные снизу.

    Сравнение лодок «Казанок» с подвесным мотором «Москва» и мотором «СМ-557Л» с гидрореактивным движителем:

    С «Москвой»С водометом
    Осадка (кормой) порожнем, м0,330,07
    Упор на швартовах, кг70115
    Диаметр циркуляции (в длинах корпуса) на максимальной скорости с 1 чел41,5
    Скорость хода, км/час:
    с 1 чел2732
    с 4 чел2227

    Описанный гидрореактивный движитель обладает высокими тяговыми характеристиками, что позволяет использовать катер для буксировки лыжника. Натурные испытания катера показали его хорошие эксплуатационные качества. Отсутствие выступающих частей под днищем обеспечивает катеру высокую проходимость на мелководье и допускает даже прыжки с трамплина, через небольшие песчаные косы и т. п.


    Понравилась ли вам эта статья?
    +30

    ПРЕДЫДУЩИЕ СТАТЬИ
    Быстроходная плавучая дача
    Моторная лодка Акула
    Крейсерская яхта Лоцман для озерного и прибрежного морского плавания
    Гоночно-крейсерская яхта Л-6
    Крейсерско-гоночная яхта CR-8
    Крейсерская яхта Антарктика
    Крейсерская яхта Хортица
    Швертбот-двойка Турист
    Крейсерская яхта-монотип Фольксбот
    Проект крейсерской яхты водоизмещением 16,8 т
    Швертбот Колибри
    Секционная туристическая лодка
    Армоцементная крейсерская яхта Цементал
    Армоцементная яхта Прогресс
    Катер из стеклопластика на полиэфирной смоле

    ТЕКУЩАЯ СТАТЬЯ
    Казанка с гидрореактивным движителем (водометом)

    СЛЕДУЮЩИЕ СТАТЬИ
    Туристский катер Персей
    Туристский катер Мечта с разборной рубкой
    Плавучая дача Уют
    Моторная лодка «Альга»
    Прогулочный катамаран Юнга
    Крейсерский швертбот класса Т
    Швертбот для самостоятельной постройки Мотылек
    Новые яхты, построенные в Польской Народной Республике
    Швертбот английских конструкторов Файрбол
    Французские крейсерские яхты
    Катамаран из картона, ткани и бумаги
    Моторная лодка ПК-5 из стеклопластика
    Откидные крылья для Казанки
    Быстро убирающиеся крылья для Казанки
    Моторная лодка на подводных крыльях


    Ссылка на эту статью в различных форматах
    HTMLTextBB Code

    Комментарии к этой статье


    николай
    27.11.2014
    12:11
    лето плавал на Кальмаре М2.5 лодка дюралевая 16кгэтого мало Есть стеклопластиковая лодка 3.м 40кг есть двигатель 5лс 4тактный воздушного охлаждения сам движетель сконструирую но нужно я думаю начинать от диметра и конструкции винта Может что нибудь подскажете Заранее спасибо за совет Николай
    ответить цитировать



    Сколько будет 46 + 50 =

           



    Barque.ru © 2013 | Контакты | Карта сайта
    Судостроение: Парусные суда Моторные суда Технологии Экранопланы
    Моторы: Описание моторов Устройство моторов Самодельные моторы Тюнинг моторов Обслуживание моторов Дистанционное управление
    Проекты: Парусные яхты Парусные катамараны Парусные тримараны Моторные лодки Катера Туристические суда Рыболовные суда Виндсерфинги и лыжи Прицепы и трейлеры Прочие проекты
    Спорт: Новости спорта Парусные соревнования Водномоторный спорт Воднолыжный спорт Виндсерфинг Буерные соревнования Соревнования туристов
    Консультации: Полезные устройства Полезные советы Улучшение судов Улучшение моторов Опыт эксплуатации Техника плавания Разбор аварий Рыболовам
    Кругозор: Новые суда и устройства Интересные события Интересные факты Интервью Карты и маршруты Официальные данные Проблемы малого флота Яхт-клубы и стоянки Письма в редакцию
    Истории: Путешествия Туристические походы Знаменитые корабли Военная страничка Литературная страничка История флота Прочие истории