При разработке судов этого типа учитывались. с одной стороны. — география нашего региона с обширной сетью различных по своим характеристикам водоемов — от озер, рек и узких проток Карельского перешейка до огромных просторов Ладоги и Онеги, и необходимость доставки снаряжения силами немногочисленного (2-3 человека) экипажа — с другой. Поскольку и гоночные качества парусников также имеют для нас существенное значение, катамаран должен был сочетать достаточную энерговооруженность и легкость хода с надежностью и относительным комфортом туристского судна.
Прообразом этого типа судов был катамаран "Дракон", сконструированный и построенный И. Романовым в 1991 г. В нем были определены те основные конструктивные решения, которые легли в основу последующих катамаранов (их схема также принадлежит И. Романову, но отличается большей технологичностью и простотой). Сейчас в Санкт-Петербурге насчитывается около 10 катамаранов этого типа. Подробнее остановимся на двух из них.
«Манта»
Основу конструкции составляют уложенные на баллоны трехстрингерные продольные фермы с двумя шпангоутами на каждой. Фермы жестко соединены четырьмя поперечными балками. Мачта и шверт опираются на центральную продольную балку в ДП, соединяющую вторую и третью поперечные балки и распределяющую между ними нагрузки. Снизу точно под степсом мачты к балке закреплен шпрюйт. Четыре ванты и четыре шпрюйтовые растяжки, замкнутые на вант-путенсы, образуют единую систему из двух пирамид, которые завязывают всю конструкцию катамарана в очень жесткую систему, практически исключающую скручивающие деформации от поплавков и деформации в плане. Предел жесткости этой конструкции определяется прочностью вант и шпрюйтовых растяжек; в данном случае применен стальной тросик диаметром 4 мм.
Основные данные
Длина конструктивная, м | 4.7 |
Ширина конструктивная, м | 2 |
Баллоны, длина/диаметр, м | 4.7/0.45 |
Площадь парусов, грот/стаксель, м3 | 7/3 |
Вес, кг | 60 |
Габариты упаковок, мм | 260x260x2000 |
1200x400x200 | |
Экипаж, чел. | 2-3 |
Баллоны, изготовленные по схеме обтекатель и камера, имеют объем 600 л каждый.
"Манта" строилась как катамаран-компромисс. Прежде всего, — это надежный и достаточно комфортабельный парусник. В походном варианте ставится носовой обвес кокпита, а на борта тента укладываются надувные баллоны 1.2x0.25 м — сиденья (они же являются штатной упаковкой, куда укладываются все трубы набора и мачты по принципу труба в трубу, баллоны, тент, паруса); имеется и штатная палатка, постановка которой на воде занимает 2-3 минуты. Как правило, в походе катамаран несет один поднимаемый по ликпазу грот (типа виндсерферовского) площадью 7 м2, так как нецелесообразно перенапрягать конструкцию тяжелогруженного парусника стакселем. Кроме того, гораздо проще управлять кэтом, чем шлюпом, особенно в сильные (10-12 м/с) ветра. Угол лавировки под одним гротом составляет примерно 45°. Относительно высокий уровень комфорта позволяет нам совершать длительные (5-7-часовые) переходы, в том числе и ночные, во время которых часть экипажа может отдыхать.
В спортивном варианте — все лишнее с уложенной на баллоны рамы убирается. Катамаран вооружается шлюпом общей площадью 10 м2. Имеются ножные ремни и трапеция для эффективного откренивания судна. Жесткость конструкции позволяет вести катамаран на одном корпусе, а от такой возможности, когда гоняются схожие по своим характеристикам катамараны, во многом зависит успех.
Катамаран эксплуатируется три навигации. За это время кроме небольших походов по Карельскому перешейку пройден 500-километровый маршрут по Онежскому озеру. В парусной регате, проводимой в рамках международного туристского фестиваля "Вуокса 97", экипаж занял 1-е место в классе судов 10 м2 и в гандикапной гонке на звание "самое быстроходное судно".
«Фараон»
Следующим этапом в развитии этого типа судна стал спортивно-прогулочный катамаран "Фараон" конструкции того же И. Романова.
Основные данные
Длина конструктивная (без бушприта), м | 4.75 |
Ширина конструктивная, м | 2 |
Баллоны, длина/диаметр, м | 4.7/0.42 |
Площадь парусов, грот/стаксель/спинакер, м2 | 6.9/2.85/10 |
Вес, кг | около 55 |
Габариты упаковок, мм | 250x250x2000 |
1200x400x700 |
Основная конструктивная схема осталась прежней: фермы поплавков с тремя шпангоутами при помощи поперечных балок, мачты, вант, шпрюйта и шпрюйтовых растяжек завязаны в единую жесткую конструкцию. Но верхний и два идущих к носу с наклоном вниз нижних стрингера поплавковой фермы замыкаются не непосредственно друг на друга, как в предыдущем варианте, а на вертикальный форштевень. Это позволило использовать на катамаране плавно сужающиеся в носу "острые" поплавки.
Штевни и такая форма поплавков создают практически идеальную для катамаранов с мягкими корпусами ватерлинию, что позволяет достигать более высоких скоростей. С другой стороны, штевни препятствуют дрейфу судна (в одной из гонок из-за поломки "Фараон" прошел всю дистанцию без шверта).
В отличие от "Манты", "Фараон" вооружен бермудским шлюпом с погоном грота-шкота и асимметричным спинакером площадью 10 м2, который ставится на штатном бушприте. Грот надевается на мачту карманом-обтекателем. Мачта несколько смещена вперед, что позволило увеличить базу между швертом и рулем и соответственно — улучшить управляемость катамарана и его устойчивость на курсе. Он стал менее чувствителен к изменению парусной центровки, что немаловажно при движении в галфвинд под спинакером. Вооружение допускает тонкую настройку парусов. Катамаран оборудован ножными ремнями и трапецией для эффективного откренивания.
Катамаран эксплуатировался весь сезон 1997 г. На регате "Московского моря 97" уверенно занял 1-е место в классе судов парусностью 10 м2.
У туристов-парусников Петербурга заметна явная тенденция к созданию быстроходных спортивных катамаранов средних размеров. С появлением целого семейства "родственных" судов стало возможным проведение гонок фактически монотипов, где результат, в основном, зависит от мастерства экипажа. Но это ни в коей мере не умаляет их туристские качества. Наши катамараны прекрасно чувствуют себя и на открытых озерах, и на порожистых реках, они очень легки при движении под веслом.
В завершение хочется с некоторого рода ностальгией вспомнить времена, когда регулярно проводились регаты туристов-парусников на приз журнала "Катера и яхты". Съезжались туристы Москвы и Сибири, Прибалтики, Украины. Возможно, настало время возобновить эту славную традицию? А пока приглашаем наших коллег и потенциальных соперников принять участие в гонках туристских парусных судов, которые проводятся ежегодно в последние выходные июня в рамках фестиваля "Вуокса" в Лосево.