Швертбот-одиночка «Финн» оказался самым жизнеспособным из всех классов яхт, когда-либо называемых олимпийскими: в Кингстоне олимпийские гонки на «Финнах» будут проводиться уже в седьмой раз! На предыдущих олимпиадах советские яхтсмены-финнисты трижды поднимались на пьедестал почета: в 1956 г. А. Чучелов завоевал серебряную медаль, в 1968 г. В. Манкин — золотую, в 1972 г. В. Потапов — бронзовую. Так что сегодняшнему первому номеру страны в этом классе Андрею Балашову досталось неплохое наследство! Тем более ответственна его роль на предстоящей XXI Олимпиаде: традиции обязывают. (А надеяться на будущее, на следующие олимпиады — нельзя: в Международном парусном союзе всерьез поговаривают о замене «Финна» другим, более современным швертботом уже на гонках 1980 г.)
Как и В. Леонтьеву, Балашову исполняется в этом году 30 лет. Возраст, считающийся зрелым для рулевого швертбота. А начинал он занятия парусом двадцать лет назад в Детской спортивной парусной школе при Ленинградском яхт-клубе «Труд».
В то время «финнисты», по сравнению с гонщиками других классов, были самыми большими новаторами. Многие из ведущих гонщиков — П. Гореликов, А. Чучелов, А. Чумаков, В. Манкин — активно участвовали в улучшении обводов и конструкций «Финнов», выпускавшихся на наших верфях. Именно в те годы были опробованы и внедрены почти все регулирующие устройства и детали оборудования, применяемые в этом классе в настоящее время: подвижной степс, регулирующие форму паруса оттяжки, оттяжка гика, длинный погон, осушительные эжекторы и т. д.
Каждый хороший «финнист» не только был знаком с принципом пошива парусов и регулировки прогиба мачты, но и занимался раскроем парусов, столярными работами с мачтами, настраивал швертбот под свои индивидуальные качества. (На это, кстати сказать, наталкивало и отсутствие высококачественных фирменных парусов и всего иного оборудования.) Гонщики конца 50-х годов чуть ли не 80% времени уделяли работе с материальной частью. Это, конечно, отрицательно сказывалось на повышении тактического мастерства спортсменов, но, м другой стороны, несколько уравнивало шансы и делало гонки «финнистов» представительными и интересными: широкий круг яхтсменов, имевших в своем распоряжении лишь старую технику, имел возможность выступать на равных. Как бы то ни было, класс «Финн» не случайно стал настоящей кузницей кадров: повзрослев, подготовленные здесь гонщики, такие, как В. Манкин, А. Чучелов, В. Потапов, Р. Бердаш, переходили в другие, новые олимпийские классы...
Надо еще подчеркнуть, что в те времена умелое использование сравнительно широких возможностей настройки «Финна» под физические данные рулевого во многом снижало очевидные преимущества рослых и тяжелых спортсменов. Неудивительно, что зачастую призерами чемпионатов СССР, в том числе и проходивших при свежих, а то и сильных ветрах, становились гонщики среднего роста, не отличающиеся атлетическим сложением (Е. Кузнецов, В. Козлов, Р. Бердаш и др.). А к настоящему времени картина существенно изменилась. Диапазон грубой настройки швертбота сузился, так как стали применяться алюминиевые мачты стандартной жесткости, пластмассовые корпуса, фирменные паруса; оказался регламентированным даже вес одежда) спортсмена во время гонок. «Финн» стал строго ограниченным монотипом, а это дало преимущества сравнительно рослым и сильным гонщикам (рост 180—185 см, вес 80—85 кг). На таких рулевых и ориентируются фирмы при изготовлении мачт, парусов, оборудования «Финна». Если сравнивать швертботы 50-х и 70-х годов, то бросается в глаза, что на современном «Финне» оттяжек для регулировки паруса в ходе гонки несколько меньше (гонщики отказались от оттяжек для регулировки фала; для галса теперь используется только одна оттяжка), но зато появились приспособления для регулировки натяжения ножных ремней, позволяющие более рационально распределить усилия рулевого при откренивании...
Балашов вырос на стыке поколений и был участником всех происходивших в мире «финнистов» событий. Он прошел школу «умельца», сам раскраивал парус, занимался настройкой. Но в то же время Андрей научился отделять решающие факторы от второстепенных и вскоре стал выдвигаться, побеждая уже прежде всего благодаря своим гоночным данным, побеждая даже тогда, когда материальная часть его конкурентов была лучше. В 1966 г. в возрасте 20 лет стал призером чемпионата Ленинграда, затем — чемпионом города. А выступал он тогда на «Финне», построенном в 1956 г., т. е. 10—11 лет назад. На Спартакиаде народов СССР в 1967 г. все на том же старом корпусе Андрей занял призовое 3-е место, показав себя технически грамотным яхтсменом.
Балашов учился ж рее как спортсмен в среде сильных и разноплановых ленинградских гонщиков-«финнистов», таких, как П. Гореликов, Е. Кузнецов, А. Янсунь. Своим основным наставником того периода Андрей считает большого специалиста по «ювелирной» настройке И. Москвина (известного тренера по фигурному катанию; в трудную минуту и сейчас Андрей нередко обращается к нему). Многим обязан он и тренерам Н. Ермакову, В. Обухову. Теперешний его тренер О. Шилов не только может рассказать и объяснить, а часто становится спарринг-партнером на тренировках.
Балашов хорошо для рулевого «Финна» сложен (рост 179 см, вес 85 кг), физически вынослив, отличается большим упорством в достижении цели. Он любит сильный ветер; особенно удачно гоняется на острых курсах, независимо от силы ветра; считает своим резервом дальнейшее совершенствование техники управления на полных курсах.
Итак, редкое сочетание большого опыта настройки и тактического багажа, хороших атлетических данных и развитой парусной интуиции позволяет Андрею Балашову уверенно чувствовать себя в самых сложных ситуациях.
В 1970—1973 гг., уже в составе сборной ВМФ, он стал занимать призовые места на первенствах СССР и утвердил репутацию стабильного гонщика, умеющего настроиться на любые погодные условия- В 1973 г. он впервые выиграл звание чемпиона страны, а в 1975 г. стал чемпионом Спартакиады народов СССР и победил в основных внутрисоюзных соревнованиях, по результатам Которых производился отбор в олимпийскую сборную. Вот результаты его выступлений (места) в минувшем году: Всесоюзные соревнования в марте — 1-е; Спартакиада народов СССР в июне — 1-е; Международная Балтрегата в августе — 1-е; Черноморская регата в сентябре — 1-е; Кубок СССР в ноябре — 1-е.
В. Заковоротный — гонщик из Владивостока, который особенно успешно выступает при средних ветрах. В прошлом воду конкуренцию им обоим составил 20-летний москвич Мудриченко, который на розыгрыше Кубка СССР занял 2-е место. Среди молодых гонщиков, пришедших на «Финны», Андрей считает очень перспективным бывшего воспитанника ЮСПШ ленинградского яхт-клуба «Труд» Б. Захарова (сейчас проходящего службу в Советской Армии); в соревнованиях 1975 г. Борис выступал успешно и показал стабильные результаты.
А. Балашов имеет достаточный опыт участия в международных регатах; за период подготовки к XXI Олимпиаде он показал вполне удовлетворительные результаты, завоевав места: на предолимпийской неделе во Франции в 1973 г. — 3-е, чемпионате Европы 1974 г. — 6-е, гонках в Иере в 1975 г. — 4-е, чемпионате Европы 1975 г. — 7-е, Регате мира 1975 г. в Варнемюнде — 1-е, чемпионате Европы 1976 г. — 2-е. На предпоследнем чемпионате Европы он после трех гонок лидировал и только неудача на старте четвертой гонки испортила дело: «Финн» Балашова попал между лодками Шредера (ГДР) и венгра Банкути, произошел навал на лодку Шредера, а в результате — протест и дисквалификация...
Наш яхтсмен хорошо знаком с условиями, в которых будет проводиться Олимпийская регата. В августе 1974 г. ему довелось участвовать в гонках в г. Кингстоне на чужой и ныне уже далеко не первоклассной лодке фирмы «Эльвстрем», предоставленной организаторами соревнований. По словам Андрея, условия на Великих озерах очень близки к хорошо знакомым условиям Черного моря: волна длинная, имеющая довольно правильные профиль и частоту; ветер не отличается особым постоянством как по силе, так и по направлению; от рулевого требуется постоянное внимание и особое наблюдение за яхтами ранее стартовавшего на данной дистанции класса.
Особенно опасным конкурентом Балашов считает француза Мори, обладающего тонким тактическим мышлением, но по физической подготовке уступающего другим ведущим зарубежным гонщикам (его рост 183 см, вес 79 кг). Претендентами на олимпийские медали являются также англичанин Ховлет, отличающийся сильной техникой на полных курсах (рост 183 см, вес 82 кг), австралиец Бертрант — очень эмоциональный и агрессивный гонщик (180 см, 83 кг), швед Олен — специалист по слабым ветрам (185 см, 79 кг), новозеландец Фармер (179 см, 84 кг) — универсал.
Оставшееся время перед Олимпиадой А. Балашов предполагает посвятить отработке техники управления в условиях, наиболее приближенных к условиям Олимпийских игр, физической подготовке, дальнейшему пополнению опыта в международных встречах.