Зима — не самое подходящее время для проведения редакционных испытаний, и в ожидании новой навигации тест-группе обычно приходится искать себе другие занятия. Однако бывают и исключения. Так, например, отсутствие свободной воды ничуть не помешало нам продолжить тестирование системы электронной картографии "Tsunamis'99", начатое прошедшим летом (о первом знакомстве с этой компьютерной программой, позволяющей превратить любой компьютер в полноценный чарт-плоттер, читайте в №177).
Действительно, что еще остается любителю водных странствий, когда морские и озерные просторы скованы льдом? Только вытащить припрятанный где-нибудь в шкафу рулон карт и "путешествовать" по бумаге: в спокойной домашней обстановке без спешки наметить будущие маршруты (а то и заранее сделать прокладку), провести корректуру, обменяться с друзьями и соратниками полезной путевой информацией... Насколько подобные виртуальные путешествия позволяет осуществлять "Tsunamis", нам и предстояло выяснить.
Напомним, что в прошедшем сезоне мы установили эту программу на ноутбук "Hitachi" (Intel Pentium 200 MHz, 32 Mb RAM, 2 Mb video, HDD 2.1 Gb, TouchPad), подсоединенный специальным кабелем к обычному "карманному" навигатору "Garmin GPS 12", который и поставлял программе сведения о местоположении судна. Несколько выходов на Ладогу в целом подтвердили работоспособность системы. Некоторые нарекания возникли у нас лишь к удобству пользования, хотя ответственность за это мы бы в первую очередь возложили не на саму программу (логика интерфейса и впрямь несколько непривычна), а на "железо". Так, например, неактивную матрицу дисплея в солнечную погоду приходилось прикрывать импровизированным козырьком, чтобы разглядеть изображение, а манипулятор TouchPad оказался все же не настолько удобным, как привычная мышь, порт которой был занят кабелем приемника GPS.
В общем, такие операции, как прокладка маршрута или корректура, лучше, по возможности, осуществлять на берегу. Поскольку компьютер переносной, с этим нет ровно никаких проблем. Но, как оказалось, вовсе не обязательно переносить сам компьютер — достаточно перенести только программу и работать с ней в тиши кабинета на обычном настольном компьютере с большим экраном.
Установить "Tsunamis" вместе с набором карт с одного и того же лицензионного компакт-диска можно на неограниченное число компьютеров. Помимо упомянутого ноутбука мы поставили программу на несколько редакционных и домашних компьютеров. Единственное "но" — всякий раз нужно подсоединять к принтерному порту защитный электронный ключ, а он всего один. Таким образом, полноценно работать с картами можно только на одной из машин — без ключа доступен лишь демо-режим. Поверх уже установленного ключа (например, для графической или бухгалтерской программы) ключ "Tsunamis" лучше не ставить — программа устанавливается, работает, но может "зависнуть" в самый ответственный момент.
Многообразие версий Windows, характерное для последнего времени, нисколько не сказалось ни на процессе установки, ни на работе программы на разных компьютерах — мы успешно испытали ее не только в "разрешенных" версиях 95, 98, 2000 и NT, но и в таких экзотических оболочках, как Millenium и XP. Это порадовало, поскольку далеко не все программы, изначально созданные для DOS (к которым относится и "Tsunamis"), корректно работают в Windows. Правда, чтобы вызвать на экран привычную панель задач с кнопкой "Пуск", позволяющую, не выходя из режима навигации, задействовать и какие-то иные программы, пришлось вспомнить мало кому известную "горячую" комбинацию Ctrl+Esc.
Большой офисный компьютер в плавание с собой не возьмешь, так что подготовленную в кабинетных условиях прокладку или корректуру необходимо перенести в ноутбук. Перед тем как освоить эту операцию, мы решили немного потренироваться в прокладке маршрутов. Осуществляется эта процедура в два этапа. Сначала при помощи графического редактора мышью рисуют так называемый "план маршрута" (на экране он отображается синим пунктиром, соединяющим маршрутные точки) и сохраняют на жестком диске под 8значным именем. Чтобы "привязать" к нему движущееся судно, план нужно активизировать — вызвать созданный и сохраненный план уже из другого подменю, и тогда поверх синего пунктира появится еще и красная линия. Смоделировать режим мониторинга можно и не выходя на воду — при помощи меню Vessel ("Судно") изображение кораблика перетаскивается мышью в любую точку, вручную задаются курс и скорость, и готово: кораблик "поплывет" по карте, а в правой части экрана появятся значение пеленга на ближайшую маршрутную точку, ориентировочное время прибытия в нее и т.д. — все, как в реальном плавании. Маршрут можно "реверсировать": начальная и конечная точки поменяются местами, и компьютер станет отслеживать движение по маршруту в обратном направлении.
На карту можно вызвать только один маршрут, "привязанный" к текущим координатам и скорости судна, и чтобы загрузить другой, предыдущий нужно выгрузить из оперативной памяти — для целей мониторинга отведен только один слой экранного изображения. Правда, параллельно можно загрузить неактивный план любого другого маршрута, например, чтобы отредактировать его или просто просмотреть.
Напомним, что карты представляют собой как бы множество прозрачных калек, наложенных друг на друга: на одной—линия берега, на другой — географические названия, на третьей — глубины и т.д. Карту можно "почистить", временно убрав с нее слои с той информацией, которая на данный момент не нужна. Значения глубин, кстати, можно "фильтровать" — задать минимальное интересующее значение, например 5 м, и большие глубины на карте отображаться не будут.
Прокладывая маршруты, мы обратили внимание на функцию их проверки на предмет навигационных опасностей (Check Route). Вначале у нас ничего не вышло: машина честно просканировала "тренировочный" маршрут, нахально проложенный не только через подводные и надводные камни, но и прямо через остров Селькямарьянса-ри, не найдя при этом никакого криминала. После долгого изучения инструкции мы все-таки разобрались, что предварительно нужно выполнить несколько установок в меню Vessel и Alarm ("Тревожная сигнализация"), после чего система проверки и впрямь указала на наличие камней и изобаты, которые мы сочли опасными. Но даже при этом ни береговой линии, ни точечных значений глубины сигнализатор по-прежнему "не видит", что, честно говоря, вызывает недоумение. Правда, разработчики обещают исправить ситуацию в обновленной версии программы.
Команда "Печать маршрута", как выяснилось, позволяет вывести на принтер только табличку с перечислением точек, их координат и расстояний. Если есть желание отразить на бумаге саму карту, придется запастись терпением и самым примитивным способом — при помощи кнопки Print Screen — перенести ее по частям в какой-нибудь графический редактор, например, тот же Paint, распечатать и склеить из отдельных кусков.
Попробовали мы и нанести на карту корректуру — исключительно в порядке тренировки. Графический редактор предоставляет возможность либо попросту нарисовать новый объект (например, чтобы "подправить" линию берега или нанести пропущенный гидрографами крошечный островок), либо воспользоваться обширным набором готовых значков, на часть которых сигнализатор срабатывает, как на опасность. Схема работы здесь такая же, что и при создании маршрутов — корректуру можно сохранять в виде отдельных файлов и при необходимости их редактировать.
Экранных слоев для корректуры отведено два — так называемые пользовательские карты А и В, которые можно загрузить одновременно. Так, например, в слое А можно открыть файл с навигационной информацией, а в слое В — с рыбными местами. В принципе, если ориентироваться только на собственную корректуру, двух слоев вполне достаточно. Но что делать, если сразу несколько знакомых снабдили вас корректурой одного и того же района? Одновременно вы можете открыть только два файла, один из которых — ваш собственный. Представители фирмы-разработчика подсказали, что решить проблему можно при помощи функции Merge, позволяющей объединить в один файл информацию сразу с двух открытых слоев и дополнить собственную корректуру полученной со стороны.
Нанесенные на карту знаки и линии можно снабжать текстовыми комментариями, которые впоследствии легко просмотреть при помощи функции Info. Увы, при этом доступны только латинские буквы, поскольку программа пока не русифицирована.
Перенести готовые маршруты или корректуру из одного компьютера в другой — дело совершенно элементарное. Достаточно скопировать соответствующие файлы (объемом, как правило, не больше 1Kb) из папок Add_info и Route на дискету или отправить "прицепом" по электронной почте. Умиляющая подробность: ‘Tsunamis" снабжен встроенным файл-менеджером Data Tool, позволяющим не рыться в "Проводнике" или "Нортоне", разыскивая нужные папки: он заранее настроен только под файлы маршрутов и корректуры.
Насколько нам известно, на сегодняшний день число пользователей "Tsunamis" в России не так велико. Счастливых обладателей приемников GPS тоже в свое время можно было пересчитать по пальцам, хотя сейчас в интернете полным-полно сайтов, особенно рыболовных, с которых можно скачать полезные точки и "трэки". Не пойти ли подобным путем и пользователям "Tsunamis"? Думается, что сторонники электронной картографии только приветствовали бы появление интернет-странички, посредством которой можно было бы обмениваться маршрутами и корректурой.