Главная страница Контакты Карта сайта Поиск по сайту:
Barque.ru
 
  • Судостроение
  • Моторы
  • Проекты
  • Спорт
  • Консультации
  • Кругозор
  • Истории
  • Главная / Моторы / Обслуживание моторов / 1965 год / О неполадках в моторе «Москва»
    Краткое оглавление
    Преждевременный износ крыльчаток Износ сальников Крепление стопорного винта магнето Разбор типичных случаев аварий


    Подкатегории раздела
    Описание моторов Устройство моторов Самодельные моторы Тюнинг моторов Обслуживание моторов Дистанционное управление


    Поделитесь информацией


    Похожие статьи
    Устранить некоторые неполадки в моторе «Москва»
    Электронное зажигание на моторе «Москва-25»
    Система рециркуляции на моторе «Москва-30»
    Электронное магдино на моторе «Москва-12,5»
    Дистанционное управление моторами Москва
    Стартер-генератор для подвесного мотора Москва
    Стопор кнопки карбюратора мотора «Москва»
    Дистанционное управление для моторов «Москва» и «Москва-М»
    «Крым» в испытательном пробеге Астрахань — Москва
    Регулировка карбюратора на моторе «Вихрь»
    Форсирование подвесного мотора Москва
    Зарядка акваланга от мотора Москва
    Итоги 1500-километрового плавания на моторе «Ветерок»
    Улучшение системы зажигания мотора «Москва»


    О неполадках в моторе «Москва»

    Год: 1965. Номер журнала «Катера и Яхты»: 4 (Все статьи)
              0


    Одну из причин подсоса и способ его устранения правильно указал В. П. Дорогой во втором выпуске сборника (стр. 41). К этому можно лишь добавить, что, разбирая помпу, не следует снимать с крепления ее нижний корпус, так как при обратной посадке можно нарушить уплотнение; кроме того, основная трубка водоподачи может сместиться и при трении о рессору в ней образуется отверстие, из-за чего прекратится подача воды (подсос воздуха).

    Преждевременный износ крыльчаток


    В первых сериях мотора «Москва» установлены две крыльчатки, работающие на охлаждение мотора и на откачку воды из лодки. По инструкции перед запуском следует залить в корпуса помп воду через штуцер откачивающей помпы. Этого зачастую по забывчивости или по другим причинам не делают, и крыльчатки выходят из строя.

    Хуже обстоит дело с моторами позднейших серий — у них оставлена только одна помпа для охлаждения мотора, и залить воду в нее прежним способом нельзя.

    В обоих случаях при запуске мотора и его работе до прогрева без залива воды крыльчатки часто сгорают от сухого трения. Для предупреждения этого можно, конечно, воспользоваться примитивными, но малопригодными способами: перед запуском опустить мотор (последних серий) в воду до уровня крыльчатки или же залить воду грушей через отверстие в врдозаборнике, сняв предварительно защитную сетку.

    Гораздо надежнее устроить простейшее приспособление для принудительной подачи воды на охлаждение путем изготовления изогнутой трубки из латуни или другого металла диаметром 8X10 мм с закреплением ее в канале водозаборника; изогнутый конец трубки подводится близко (на 8—10 мм) к лопастям винта. При запуске, как только мотор заработает, следует на 10—15 сек. включить скорость (передний ход), и вода попадет в помпу. В дальнейшем не будет необходимости следить за выходом воды из рубашки через контрольное отверстие. Крыльчатку (даже сгоревшую) надо оставить как дозатор во избежание переохлаждения мотора.

    Информация об изображенииРис. 1
    Рис. 1
     
    Установка и крепление дополнительной трубки (рис. 1) производится в следующем порядке. Сняв с мотора водозаборник 1 и сетку с него, надо просверлить отверстие 2 диаметром 10 мм с расположением центра в 10 мм от края. Затем, зажав водозаборник в тиски, следует просверлить второе отверстие 3 такого же диаметра с торца и придать ему овальную форму для свободной установки трубки.

    Трубку предварительно изгибают так, чтобы, продев ее прямым концом последовательно через отверстия 2 и 3, можно было уложить ее на канал водозаборника 4. Стык прямого конца трубки с входным отверстием водозаборника 5 надо подогнать по месту; ставить уплотнение в этом месте необязательно. Подогнанную таким образом трубку 6 надо дополнительно подогнуть, приблизив ее конец к лопастям гребного винта.


    После изготовления изогнутой трубки водозаборник (без нее) ставится на место. Это делается для того, чтобы можно было легко «поймать» проволокой (или каким-либо инструментом, продетым через отверстие водозаборника) основную трубку водоподачи и установить ее в гнездо с уплотнением с внутренней стороны водозаборника.

    Поставленный на место водозаборник крепится винтами и после этого устанавливается изготовленная трубка. Для крепления предохранительной сетки винты вывинчиваются поочередно. Если сетка будет прижимать трубку в канале недостаточно плотно, можно подложить кусочек резины.

    Этот способ проверен на практике.

    Износ сальников


    Это — слабое место в моторе, настоящий бич для его владельцев. О верхнем сальнике коленчатого вала пишет А. А. Моисеев (см. второй выпуск). Я также расточил корпуса подшипников под два сальника, но длительной проверки этот способ еще не проходил.

    Рис. 2
    Рис. 2
    Хочу предложить способ предохранения сальника над игольчатым подшипником рессоры. При эксплуатации мотора на мелководье мелкий песок, находящийся во взвешенном состоянии, попадает через отверстия (а главным образом — с охлаждающей водой) в дейдвуд, где оседает в разных его полостях. Сальник игольчатого подшипника закрыт алюминиевой втулкой с некоторым зазором между ней и рессорой. В этот зазор и оседают мелкие песчинки, усиливающие стирание резины сальника по окружности, что вызывает проникновение воды в редуктор. При недосмотре это вызывает серьезные аварии, в то время как способ защиты от попадания воды в редуктор очень прост. Достаточно сделать из подходящего материала (резина, капрон и т. п.) очень простой формы (рис. 2) насадку (с тугой посадкой) на рессору и закрыть ею указанный зазор. Попадающий на насадку песок при работе мотора центробежной силой и потоком воды будет сбрасываться с насадки.

    Прижимать насадку к втулке впритирку не обязательно, чтобы не создавать излишней нагрузки; при зазоре 0,5— 1,0 мм попадание песка исключено.


    Все, пользовавшиеся этим способом защиты, уже давно забыли, что такое неприятности от воды в редукторе. Износ сальника на валу гребного винта уменьшается.

    Крепление стопорного винта магнето


    Неоднократно наблюдались случаи утери стопорного винта корпуса магнето (площадки), имеющего особую конфигурацию и снабженного пружиной. Утеря стопорного винта вызывает вибрацию магнето в вертикальном направлении, что сбивает регулировку зазоров и искрообразование.

    Заводская система крепления стопорного винта к корпусу очень ненадежна: головка винта связана с корпусом тонкой проволокой, которая легко обрывается на ходу. Отверстие для продевания проволоки в корпусе расположено так близко к краю, что после нескольких операций крепления тонкая стенка корпуса прорывается, и дальнейшее крепление становится невозможным.

    Рис. 3
    Рис. 3
    Самый надежный и простой способ крепления винта заключается в следующем. Возьмите кусок пружинящей (сталистой или иной) проволоки и проденьте в отверстие головки стопорного винта; при завинчивании или вывинчивании концы проволоки (по 25—30 мм с каждой стороны винта) отгибаются параллельно (рис. 3, а), чтобы не мешали. После установки винта в надлежащее положение концы проволоки отгибаются далее накрест (рис. 3, б), прижимаются к корпусу и не допускают произвольного изменения положения винта.

    Разбор типичных случаев аварий


    Авария мотора во время дальнего путешествия не только отнимает много времени и служит причиной самых различных неприятностей, но иногда вынуждает прекратить плавание. В нашей практике такие случаи происходили не раз. О них полезно рассказать молодым водномоторникам. Следует помнить, что главное—это даже не ликвидация аварии, а ее предупреждение. Вот несколько примеров.


    1. Копеечная деталь — шайба Гровера, крепящая маховик,— иногда полностью выводит из строя двигатель. По разным причинам приходится часто снимать маховик (для регулировки зазоров прерывателей, удаления масла, проверки конденсаторов, проводов и т. п.). При обратной посадке маховика его гайку, как правило, затягивают накрепко, но при многократных операциях со снятием маховика острые концы разрезной шайбы затупляются и отшлифовываются; несмотря на тугую затяжку гайки, она перестает держать, и крепление ослабляется, что иногда остается незамеченным. При запуске от многочисленных рывков шнура стартера маховик начинает разбалтываться и в конце концов от этого ломается шпонка, чего также можно сразу и не заметить. Последующие рывки вызывают задиры на коленчатом вале и маховике, а в результате становится необходимой замена этих деталей.

    2. Та же причина может вызвать развальцовку краев канавки шпонки. Попытки изготовить своими средствами новую шпонку для получившейся конфигурации канавки обычно не удаются и могут привести к тому же исходу, что и в первом случае.

    3. Возможно, что эта же причина и связанная с нею вибрация маховика в вертикальном направлении приводит к разлому верхней части маховика — выкалыванию центральной части примерно по окружности трех сверлений для крепления винтами диска стартера.

    Во всех трех случаях для предупреждения аварии необходимо своевременно заменять износившуюся шайбу.

    4. Попадание воды в редуктор из-за износа сальника над игольчатым подшипником рессоры также может привести к серьезной аварии: шестерни приходят в негодность. Но эти шестерни все-таки можно заменить, а вот появление воды внизу корпуса редуктора — в зоне нижнего подшипника рессоры (что, подчас, не обнаруживается даже при вскрытии редуктора) — приводит к поломке редуктора. При этом обычно наружная обойма из-за тугой посадки остается на месте, что не дает возможности даже при наличии нового подшипника произвести замену. Специальная мастерская по ремонту моторов однажды также отказалась от замены подшипника из-за отсутствия специального съемника; пришлось менять весь корпус редуктора.


    В другом случае обошлись путем применения «домашних» средств. Пришлось сделать с обеих сторон корпуса сверления диаметром 5—6 мм точно против обоймы; затем разбили обойму (это можно сделать подходящим инструментом через сверления) и после тщательной очистки полости от осколков поставили новый подшипник; отверстия были залиты расплавленным свинцом. Редуктор после такого ремонта уже несколько сезонов работает без неполадок.
    Рис. 4
    Рис. 4
    Есть еще один способ восстановить редуктор без изъятия обоймы. Для этого нужно выточить из бронзы втулку точно по контурам гнезда с учетом наличия обоймы (рис. 4). Для проверки даем пояснения размеров, показанных на эскизе. Диаметры: 22 — гнезда подшипника, 13 — рессоры, 9 — хвоста рессоры, 18 — нижней части втулки; 4,3 толщина фланца втулки, 5 — глубина выточки для рессоры. Такая втулка уже прослужила два сезона.

    Был случай подобной аварии в пути, в 90 км от базы. Пришлось проявить изобретательность: вместо втулки положили трехкопеечную монету (ее диаметр точно 22 мм) с отверстием 9 мм. Путь до базы был пройден со скоростью 30 км/час. Конечно такая «втулка» оказалась с выработкой 2—3 мм, но цель была достигнута.

    Какова же профилактика? Главное — не допускать попадания воды в редуктор; это надо почаще проверять через спускное отверстие, куда вода пойдет раньше масла.

    5. Тяжелые аварии (наблюдалось несколько случаев) вызываются, по всей вероятности, отсутствием контроля за износом иголок подшипников шатунов (конечно, после длительной работы мотора!). Возможно, что причиной этого является недостаточная обкатка, а может быть и просто нормальный износ иголок.

    Как бы то ни было, остается фактом, что иголки крошатся, крышки подшипников шатунов срываются, а стенка блока пробивается насквозь концом освободившегося от крепления шатуна; цилиндр получает задиры.

    Напомним, что диаметр иголок должен быть 2,5 мм с минусовым допуском 0,01 мм; в комплекте из 27 шт. иголок разница между их диаметрами допускается только 5 мк. Из этого и следует исходить при контроле.

    6. Часто мелкие аварии происходят со стартером только из-за того, что разной толщины шайбы, подкладываемые для центровки под его лапы (ножки), теряются. Казалось бы, центровку можно осуществить, подложив шайбу лишь под одну лапу, однако при этом стартер окажется посаженным ниже на несколько миллиметров и замок собачек будет тереться о маховик. Это может вызвать излом замка, утерю собачек и выход стартера из строя.

    7. Такие же результаты вызывает излом пружины стартера. Причиной этого можно считать вытягивание пускового шнура на полную длину, что вызывает перегиб пружины на штифте в противоположную против нормального скручивания сторону. Восстановление пружины сравнительно просто: отпустив закалку (на огне) у концов излома, следует засверлить вдоль пружины два отверстия диаметром 2—8 мм. Засверливать следует одновременно оба конца, зажав их в тисках. Заклепки должны быть точно по диаметру отверстия; их можно изготовить даже из гвоздей.


    Понравилась ли вам эта статья?
    +19

    ПРЕДЫДУЩИЕ СТАТЬИ
    Подвесной мотор ГАР-МАР-4
    Катерные силовые установки с Z-образной передачей
    Стартер-генератор для подвесного мотора Москва
    Форсирование подвесного мотора Москва
    Новые подвесные моторы «Ветерок». «Кама» и «ПЛМ-25»
    Реверс-поворотное устройство для аэросаней и глиссеров с воздушным винтом
    Упорно-опорный подшипник валопровода для катера с двигателем АМ-401
    Регулировка гоночного подвесного мотора
    Новый лодочный мотор на базе узлов двигателя Д5
    Дистанционное управление колонкой
    Бортовые лодочные моторы малой мощности типа «мотор-весло»
    Мотор «Вихрь» утвержден к производству
    Новый подвесной мотор «Ветерок»
    Усовершенствованный двигатель «М-21»
    Конверсия автомобильного двигателя «Москвич»

    ТЕКУЩАЯ СТАТЬЯ
    О неполадках в моторе «Москва»

    СЛЕДУЮЩИЕ СТАТЬИ
    Уравновешивание гоночных подвесных моторов
    Роторный двигатель упрощенной конструкции
    Подвесной мотор из велодвигателя
    Уменьшение шумности мотора Москва
    Там, где делают лодочные моторы
    Самодельная поворотно-откидная колонка
    Новый подвесной лодочный мотор «Вихрь»
    Улучшение работы гоночных моторов «ИВЛ»
    Там, где делают лодочные моторы (Очерк второй)
    Обсуждение проекта гоночного подвесного мотора
    О культуре эксплуатации подвесных моторов
    Подвесной мотор «Ока» проходит испытания
    Изготовлена первая опытная партия моторов «Турист»
    Электростартер для мотора «Л-6/2»
    Водометный подвесной мотор Олега Гаврилова


    Ссылка на эту статью в различных форматах
    HTMLTextBB Code

    Комментарии к этой статье


    Еще нет комментариев



    Сколько будет 15 + 31 =

           



    Barque.ru © 2013 | Контакты | Карта сайта
    Судостроение: Парусные суда Моторные суда Технологии Экранопланы
    Моторы: Описание моторов Устройство моторов Самодельные моторы Тюнинг моторов Обслуживание моторов Дистанционное управление
    Проекты: Парусные яхты Парусные катамараны Парусные тримараны Моторные лодки Катера Туристические суда Рыболовные суда Виндсерфинги и лыжи Прицепы и трейлеры Прочие проекты
    Спорт: Новости спорта Парусные соревнования Водномоторный спорт Воднолыжный спорт Виндсерфинг Буерные соревнования Соревнования туристов
    Консультации: Полезные устройства Полезные советы Улучшение судов Улучшение моторов Опыт эксплуатации Техника плавания Разбор аварий Рыболовам
    Кругозор: Новые суда и устройства Интересные события Интересные факты Интервью Карты и маршруты Официальные данные Проблемы малого флота Яхт-клубы и стоянки Письма в редакцию
    Истории: Путешествия Туристические походы Знаменитые корабли Военная страничка Литературная страничка История флота Прочие истории