Как-то, рассматривая у вернувшегося из поездки по странам Азии приятеля неистраченные мелкие монеты, он обратил внимание, что на некоторых из них запечатлены близкие его сердцу суда на «воздушном двигателе». Это «открытие» и явилось толчком к необычному увлечению тогда еще студента, а ныне учителя истории СПТУ № 66 города Макеевки Донецкой области Н. И. Степанова — собиранию монет с изображением парусных судов.
На каком-то этапе все количественное обязательно воплощается в качественное. В данном случае объем знаний по истории мореходства увеличивался куда быстрее, чем сама коллекция. Носить их только в себе тяжело и расточительно, да и не в характере Николая Ивановича. Ведь тем и отличается истинный коллекционер от собирателя плюшкинского типа, что, собирая, он познает каждый вновь приобретенный экспонат, старается поделиться почерпнутой информацией с родными, друзьями. учащимися. Но вот тесными стали уже и классные комнаты. Чтобы шире делиться своими знаниями, воспитывать в людях любовь к истории с помощью нумизматических памятников, он разработал ряд лекций по линии общества «Знание», вступил в Донецкий клуб коллекционеров, активно участвовал во всех выставках, организуемых клубом совместно с областным краеведческим музеем.
Время вносит свои коррективы в собрание нумизмата. Наряду с монетами оно пополняется жетонами и памятными медалями. Да и сами монеты приняли в свою «семью» экспонаты с изображениями не только парусных, но и гребных судов, ультрасовременных океанских лайнеров, портретов бывалых «морских волков», карты открытых ими материков, островов, проливов и точный курс следования их кораблей. Не минули коллекцию и монеты с маяками. Непрерывно обогащается спутник коллекции — библиотека. В ней можно увидеть документальную литературу о покорителях мирового океана и их судах.
В наш бурный атомный век парусник воспринимается как нечто историческое или экзотическое за исключением разве что спортивных моделей и одиночных кораблей под парусом. Пожалуй, этим только и можно объяснить тот факт, что на подавляющем большинстве современных монет отчеканены как безымянные, так и всемирно известные средневековые каравеллы и бригантины, фрегаты и бриги... Развивающиеся островные и прибрежные государства для привлечения большого потока туристов используют наравне с прочей рекламой и монеты — эти миниатюрные «агитплакаты», которые, переходя из рук в руки, как бы приглашают взглянуть, а то и прокатиться по волнам на изготовляемых только местными жителями джонках и катамаранах. Высокоразвитые страны тоже не упускают возможности продемонстрировать свою неповторимость. Так, на канадском долларе изображены два индейца, плывущие на традиционном каноэ.
Открывают экспозицию коллекционного материала две монеты, между которыми пролегли невидимой пропастью без малого два тысячелетия. Это — сестерций римского императора Адриана с изображением бога морей Нептуна, стоящего на носу корабля, и монета Испании с неизменными корабельными атрибутами — штурвалом и якорем. Далее почти в хронологической последовательности, причем не по выпуску монет, а по родословной судов, кильватерной колонной выстроились остальные экспонаты.
Ливанские пиастры в авангарде. На них запечатлены финикийские галеры — парусно-гребные суда, бороздившие просторы Средиземноморья еще за три тысячелетия до наших дней. Монеты дают полное представление об их внешнем виде. Нос, взметнувшийся вверх гордым изгибом, заканчивается в виде лошадиной головы; широкий парус, который при ненадобности не спускали, а подтягивали кверху; у руля — кормчий во весь рост. «В те времена вряд ли были более опытные кормчие, чем финикийцы, — с увлечением рассказывает Николай Иванович. — Они первыми решились уйти в открытое море, а следовательно могли ориентироваться по звездам в ночном плавании. Их достижения не ограничивались Средиземным морем, они проникли даже в Атлантику!»
Более того, Геродот сообщает об одной финикийской команде мореходов, которая по повелению фараона Нехо (609—594 гг.) обогнула Африку; «Финикяне вышли из Красного моря и затем поплыли по Южному. Осенью они приставали к берегу и, в какое бы место Ливии (Африки — А. Ф.) ни попадали, всюду обрабатывали землю..., а после сбора урожая плыли дальше. Через два года на третий финикяне обогнули Геракловы Столпы (Гибралтарский пролив — А. Ф.) и прибыли в Египет»1.
Античные суда «плывут» и по монетам острова Кипр. В 1930 году в Греции вышла в обращение монета в 20 драхм, на которой в подражание античным монетам изображены Посейдон и трезубец тарана боевого корабля эллинов...
Среди изображений средневековых кораблей уже немало встречается именитых ветеранов. Не станем загадывать, сколько вариантов нумизматических памятников появится в канун 1992 года или в сам год 500-летнего юбилея открытия Колумбом Нового Света, но одно ясно без сомнения — немало. Да и может ли быть иначе, если и вне такой даты ему посвятили монеты Куба и Ямайка, на 500 лирах Италии 1958 года запечатлены колумбовские «Санта-Мария», «Нинья» и «Пинта», а в 1892 году Соединенные Штаты отчеканили полудолларовую монету по случаю Всемирной выставки в Чикаго, приуроченной к 400-летию величайшего географического открытия.
Не обделен памятниками нумизматики и Джеймс Кук. Государства, побережья которых он удостоил чести посещения и приобщения к британской короне — Австралия, Новая Зеландия, Самоа..., — изобразили на них в различных интерпретациях портрет знаменитого путешественника, его корабли и маршруты их продвижения и даже автограф известного англичанина.
Из всех средневековых судов бросается в глаза своей неповторимостью детище героя корейского народа флотоводца Ли Сун Сина. Это — кобуксон (судно-черепаха), который, по словам одного буржуазного историка, опередил приблизительно на 300 лет броненосные корабли. Знатоки Востока утверждали, что владельцы «судна-черепахи» «могли идти в сражение с такой же уверенностью, как наш современный линкор мог бы вступить в сражение с военными кораблями прошлого века».
По форме кобуксон действительно напоминал черепаху, защищенную крепким панцирем. Верхняя палуба, обшитая железом, прикрывала команду от неприятельского огня, а 14 отверстий (12 по бокам, по одному в носу и корме) служили для ведения огня. Железные острия по бортам использовались как тараны. Судно обладало маневренностью и большой по тем временам скоростью. В период борьбы за независимость против японских завоевателей, в ноябре 1598 г., навязав врагам генеральное сражение у Норянчжина. Ли Сун Син разгромил кобуксонами многократно превосходивший флот противника. Из 500 японских кораблей не более чем полусотне удалось спастись бегством. Корейский народ высоко чтит память о Ли Сун Сине. В июле 1950 г. Президиум Верховного народного собрания КНДР учредил орден Ли Сун Сина, которым сейчас награждаются офицеры военно-морского флота за выдающиеся заслуги перед родиной.
Привлекает внимание своей суровостью памятная медаль, вылущенная ленинградским Монетным двором к 100-летию со дня рождения Фритьофа Нансена. На ней запечатлен портрет выдающегося исследователя Арктики, сумевшего приблизиться к Северному полюсу на расстояние 450 км, а также за-жатый во льдах и освещенный северным сиянием его корабль «Фрам» в период дрейфа 1893—1896 гг.
— А почти за тысячу лет до этого — «в лето 64152 от сотворения мира» — правивший в Киеве Олег «дрейфовал» со своими ладьями в... степи у стен Царьграда. Это уникальное в истории Руси событие, когда парусные суда, используя попутный ветер, перемещались на колесах, было запечатлено на памятной медали XVIII века. — Н. И. Степанов показывает фотографии медалей этой не часто встречающейся у нумизматов исторической серии, — Вообще же, из-за отсутствия выхода к незамерзающим морям судоходство в России развивалось медленными темпами. Ускорение прогресса в этой области связано с именем Петра Великого.
Да, в годы Северной войны (1700—1721 гг.) Балтийский флот, особенно военный, рос, что называется, не по дням, а по часам. Шлифовалось и мастерство русских моряков и флотоводцев. Все это не замедлило сказаться на положении дел ка фронтах. В 1714 году произошло знаменитое морское сражение при мысе Гангут, занявшее в истории русского флота такое же место, как Полтавская битва в списке побед сухопутной армии России.
В память о гангутской «виктории» была выпущена юбилейная медаль в 1964 году (250-летие). На ее лицевой стороне — портрет Петра Первого, взгляд которого устремлен на галеры, доказавшие свою боевитость еще в античные времена, а на обороте — слова венценосца: «Воистину нельзя описать мужество русских воинов». С ней соседствует в экспозиции памятная медаль 1914 года, выпущенная к 200-летию сражения, которой награждались чины флотских экипажей. Если не по размеру, то по изображению она почти полностью копирует наградные знаки, которых удостоились матросы и солдаты десанта (серебряные), а также офицеры и адмиралы (золотые) «каждый по пропорции своего чина» в самом 1714 году. На лицевой стороне — традиционный портрет Петра, на оборотной — схема построения русских и шведских судов в тот момент, когда русские перешли в решительную атаку. Легенда на реверсе гласит: «Прилежание и верность превосходит сильно. Июля 27 дня 1714 г.» На медали 1914 года дополнительно выбито: «Первая морская победа при Гангуте».
Отдавая дань грандиозным замыслам и свершениям царя-реформатора, в его честь назвал свой корабль «Святым Петром» капитан-командор Витус Беринг, отправляясь во вторую экспедицию для исследования дальневосточного побережья Азии и северных границ Американского континента. «Иван Иванович» — так во многих документах именовали датчанина по происхождению, русского душой Беринга — задумчиво глядит с выпущенной уже в наши дни памятной медали. На ее реверсе можно увидеть целую карту дальневосточного региона с указанием пролива и моря, носящих ныне имя своего первого исследователя, оставшегося там навечно на одном из небольших островов. Здесь же изображен парусный корабль «Св. Петр», бороздящий северные воды Тихого океана.
...Невозможно перечислить все экспонаты, отражающие отечественную историю с изображением парусных и других типов судов. Они посвящены 400-летию похода Ермака в Сибирь и 50-летию Севморпути, юбилеям В. М. Головнина, П. С. Нахимова, М. П. Лазарева, Ф. Ф. Беллинсгаузена и автора «Алых парусов» А. С. Грина... «Морским судам быть!» — это изречение Петра отчеканено на медали, выпущенной к 50-летию Ленинградского кораблестроительного института. На ней соседствуют современный атомный ледокол и «дедушка русского флота» — ботик Петра...
Но какие бы новые экспонаты ни пополняли коллекцию Н. И. Степанова, неизменно замыкающей остается медаль со зданием Адмиралтейства и венчающим его шпиль парусником. Ведь этот архитектурный памятник всегда выражал идею могущества России как великой морской державы.
Примечания
1. Геродот. «История», том IV, стр. 42.
2. 6415 год от сотворения мира — 907 год н. э.