Недостатки, присущие любому типу механической установки на яхте (особенно — на яхте малых размеров), общеизвестны. Подвесной мотор за транцем неудобно обслуживать, не говоря уже о том, что работает он недостаточно эффективно: к винту, расположенному поблизости от поверхности воды, легко прорывается воздух. Установка мотора в колодце с этой точки зрения более рациональна, но прорезь в днище не может не сказываться на ходовых качествах яхты и на прочности ее корпуса.
Стационарный двигатель, установленный по традиционной схеме, занимает много места, так как размещать его приходится довольно далеко от кормы, чтобы получить приемлемую величину наклона гребного вала.
Предлагаемый вариант установки позволяет в основном исключить недостатки обеих предыдущих схем, являясь компромиссным между ними. Установка в принципе представляет собой комбинацию дейдвуда — редуктора с винтом от подвесного мотора и любого двигателя (в частности, от того же «подвесника»).
Прежде чем рассматривать сущность конструкции, отметим, что такая установка обеспечивает условия для высокоэффективной работы гребного винта. Он располагается, во-первых, без наклона, а во-вторых, глубоко под днищем; прорыв сюда воздуха даже на волне практически исключается. Двигатель монтируется не в средней части яхты, а в кормовом отсеке, и занимает минимум места.
Винт на гребном валу крепится жестко, в отличие от крепления при помощи срезаемой шпонки на подвесном моторе. Однако на случаи удара лопасти о препятствие на вертикальном валу предусмотрено «слабое место» — проворачивающееся сцепление из двух резиновых муфт. Муфты легко разъемны и позволяют поднимать двигатель вместе с фундаментной плитой.
Схематический чертеж установки дает представление и о других деталях ее оборудования — размещении бензопровода, ручки управления реверсом.
Некоторым неудобством при обслуживании установки является сложность смены масла в редукторе и слива попавшей туда воды. Можно порекомендовать для повышения герметичности редуктора сдублировать сальники, увеличив соответственно гнездо под них.
В показанной на фото конструкции применен хозяйственный двигатель с воздушным охлаждением. При использовании двигателя с водяным охлаждением нужно оставить штатную помпу па редукторе, сделав для нее специальный вырез в прокладке и днище. С системой охлаждения двигателя напорный патрубок помпы соединяется дюритовой трубкой подходящего диаметра.
В связи с тем, что установка в целом имеет небольшую высоту, ее удастся разместить под пайолами, ниже ватерлинии. В этом случае в системе выхлопа следует предусмотреть колено, поднимающееся выше уровня воды за бортом, чтобы мотор не заливало. Слив воды из системы охлаждения может производиться либо в выхлопную трубу за изогнутым коленом, либо по специальной трубке через отверстие в борту.