Главная страница Контакты Карта сайта Поиск по сайту:
Barque.ru
Следить за появлением новых статей:
Читать @barque_ru
 
  • Судостроение
  • Моторы
  • Проекты
  • Спорт
  • Консультации
  • Кругозор
  • Истории
  • Главная / Судостроение / Технологии / 1978 год / Защитный слой краски на металле под микроскопом
    Подкатегории раздела
    Парусные суда Моторные суда Технологии Экранопланы


    Поделитесь информацией
    Твитнуть


    Похожие статьи
    Улучшение свойств краски для спортивных судов
    Защитный кожух для мотора «Нептун»
    Удаление старой краски химическим способом
    Краски для корпусов судов компании «International»
    Краткий словарь морских и судостроительных терминов
    Ленинградской спасательной службой спасено 2698 человек
    «Золотая рыбка» с металлическим корпусом
    Оборудование трассы для воднолыжного слалома
    Новый глиссер Владимира Слинкова
    Техника воднолыжного слалома
    Краткий словарь терминов, относящихся к конструкции корпуса
    Техника воднолыжного слалома (второй выпуск)
    Чем красить металлические лодки?
    Самодельный резино-металлический подшипник


    Защитный слой краски на металле под микроскопом

    Год: 1978. Номер журнала «Катера и Яхты»: 76 (Все статьи)
              0


    Наиболее распространенный способ защиты металла от коррозии — нанесение краски. Изделия из металла, находящиеся в помещениях, успешно противостоят коррозии многие годы даже при покрытии одним слоем краски. Изделия, на которые действуют атмосферные осадки, приходится не только защищать не одним, а, как правило, двумя-тремя слоями краски, но и регулярно перекрашивать — возобновлять защитное покрытие.

    Прогресс, достигнутый в области лакокрасочных защитных покрытий, незначителен. До последнего времени исследователям очень мешало то, что не удавалось «заглянуть» внутрь слоя покрытия, механизм происходящих в нем превращений практически оставался неизвестным.

    В статье «Что нужно знать о красках» (сборник №42) уже говорилось о связи коррозии защищаемого металла и электрического потенциала красящего вещества — пигмента. Теперь рассмотрим физическую картину явлений, происходящих в слое краски. Изучение этих явлений необходимо в первую очередь для отработки технологических процессов, гарантирующих высокие защитные качества слоя.

    Существующая практика различает две стадии высыхания — отверждения — покрытия, к которым и «привязываются» устанавливаемые сроки просушки каждого слоя:

    1) «от пыли», когда на свежем слое краски образовалась тонкая пленка, или «на-отлип», когда приложенный палец не оставляет следа на пленке, а пленка — следов краски на пальце; такое состояние обычно наступает через одни сутки;

    2) «практическое высыхание», когда пленка отвердела до такой степени, что на нее можно наносить следующий слой краски без повреждения уже ранее нанесенного. Обычно при нанесении масляной краски такое состояние наступало через трое суток; этот срок и был «узаконен» практикой, причем считалось, что соблюдение его гарантирует высокое качество покрытия.

    Информация об изображенииСхематичный поперечный разрез слоя железного сурика через 25 суток
    Схематичный поперечный разрез слоя железного сурика через 25 суток
     
    Однако исследователи заметили, что, например, слой свинцового сурика, нанесенный на стальную поверхность, на самом деле сохнет гораздо дольше: покрытие достигает наивысшей степени твердости и водоупорности' за срок от 3 до 6 месяцев. Несмотря на эти данные, на практике продолжали придерживаться срока в трое суток (только потому, что в интересах производства было нежелательно увеличивать сроки процесса окраски).

    Краска наносится на металл обычно слоями толщиной 30—40 микронов. Было очевидно, что высыхание и отверждение каждого слоя происходит с поверхности в глубину с уменьшающейся скоростью, однако наблюдать и изучать этот процесс долгое время не удавалось по самой простой причине: не могли сделать срез слоя краски без его деформации и искажения картины. Наконец был найден такой материал, твердость которого была немного меньше, чем у подсохшей пленки защитного, слоя, что и гарантировало сохранность среза.

    Первый срез сделали и стали рассматривать под микроскопом после удвоенного срока «практического высыхания» краски на льняной олифе, т. е. через 7 суток, и с удивлением обнаружили, что краска на всю глубину не просохла. Точно так же не просохла она ни через 14 дней, ни через 21 день. Только через 30 суток с момента нанесения краски (температура наружного воздуха была более +20 °С; сушка продолжалась в течение всего июля) слой ее просох на всю толщину и имел хорошее сцепление с подложкой.

    Картина поперечного среза оказалась удивительной. Высохший слой краски представлял собой не плотную, сплошную массу, как ожидалось, а мозаику, состоящую из отдельных сгустков чистой олифы, частиц пигмента, газовых и воздушных полостей. Газовые и воздушные полости чаще всего оказывались соединенными между собой извилистыми капиллярными каналами, через которые влага могла проникать до защищаемого металла и при соприкосновении с ним вызывать коррозию. Влажный воздух, проникавший в поры днем, при ночном понижении температуры охлаждался, влага конденсировалась, втягивая новую порцию воздуха.

    Информация об изображенииСхематичный поперечный разрез слоя чистой олифы при различных сроках высыхания
    Схематичный поперечный разрез слоя чистой олифы при различных сроках высыхания
     
    Теперь стало ясно, почему нередко под, казалось бы, плотным слоем старой краски обнаруживали большие площади металла, пораженные коррозией настолько, что краска вспучивалась под воздействием все увеличивающегося количества продуктов коррозии — ржавчины.

    Высокие защитные свойства покрытия суриком получили четкое объяснение: поры, обычно образующиеся при усадке связующего — олифы, здесь заполняются продуктами химической реакции между пигментом и олифой. Другими словами, стало ясно многое, о чем раньше можно было только догадываться.

    Почему же нарушается сплошность связующего? При высыхании слоя образуется пленка, занимающая меньший объем, чем свежая олифа, в результате чего в пленке появляются внутренние напряжения сжатия. В местах, где толщина пленки меньше, например, напротив частиц пигмента, пленка разрывается, концы разрыва поднимаются, образуя своеобразные «короны», из которых, при их расширении, выпадают частицы пигмента. Такое явление называется «шелушением», а выпадение пигмента — «мелением». Появление разрывов и приводит к постепенному разрушению пленки и потере ею защитных свойств.

    При нанесении краски ее очень трудно (почти невозможно) растушевать действительно равномерным слоем. Даже после тщательного сглаживания — флейцевания — на поверхности остаются бороздки. Кроме того, поверхность, на которую наносят краску, также далеко не всегда ровная (например, на стальном листе всегда есть неровности в виде закатанной окалины, рисок от прокатных валков, местных вмятин от ударов при транспортировке, крепления струбцин и т. п.). В результате практически толщина лакокрасочного покрытия получается неравномерной — колеблется на 25—33% от средней величины.

    Вздутия с разрывами пленки и образованием кратеров имеют место в каждом слое нанесенной и высохшей краски. Если эти нарушения сплошности будут совпадать в двух соседних слоях, то при нанесении третьего слоя его участки над имеющимися полостями быстро разрушатся и послужат местом начала коррозии металла (или набухания древесины).

    Таким образом, подтвердились давно известные истины: для повышения водостойкости защитного покрытия необходимо тщательно подготавливать — очищать и выравнивать поверхности, обеспечивать максимально возможную равномерность и плотность слоев краски, ни в коем случае не уменьшать сроки просушки промежуточных слоев, не делать слои толще 30—40 микронов, применять только высококачественные материалы и т. п.


    Понравилась ли вам эта статья?
    +2

    ПРЕДЫДУЩИЕ СТАТЬИ
    Парусная яхта с топовым стакселем
    Постройка малых судов из армоцемента
    Как определить сечение мачты?
    Некоторые гидродинамические особенности катеров-катамаранов
    Тензометрическое исследование характеристик рангоута
    Сопротивление выступающих частей быстроходного судна
    Что такое остойчивость судна?
    Эффективность новых зарубежных экранопланов
    Экранолетный спасательный катер-амфибия «ЭСКА-1»
    Последние работы по проектированию парусников завтрашнего дня
    Обводы «Морского ножа» для катеров общего назначения
    Подводные крылья на катерах-катамаранах
    Парусное вооружение крейсерско-гоночных яхт
    Новые паруса фирмы «Миллер и Уитворт»
    Гидробионика — изучение гидродинамики морских животных и рыб

    ТЕКУЩАЯ СТАТЬЯ
    Защитный слой краски на металле под микроскопом

    СЛЕДУЮЩИЕ СТАТЬИ
    Соосные гребные винты
    Еще раз об обводах типа «Морской нож»
    Парусная ткань для яхт
    Проектирование воздушного винта
    Моторные лодки с воздушным крылом
    Получение нужного профиля паруса
    Центровка яхт и парусных судов
    Рекомендации по окраске моторной лодки
    Технология изготовления ламинированных шпангоутов
    Крейсерские катамараны Алдиса Эглайса
    Раскрой и шитье парусов
    Использование резервов всего комплекса «лодка—мотор—винт»
    Мульти-питч черноморского судостроительного завода
    Управляемые транцевые плиты на катере «Баргузин»
    Отделка паруса для яхты


    Ссылка на эту статью в различных форматах
    HTMLTextBB Code

    Комментарии к этой статье


    Еще нет комментариев



    Сколько будет 41 + 28 =

           



    Barque.ru © 2013 | Контакты | Карта сайта
    Судостроение: Парусные суда Моторные суда Технологии Экранопланы
    Моторы: Описание моторов Устройство моторов Самодельные моторы Тюнинг моторов Обслуживание моторов Дистанционное управление
    Проекты: Парусные яхты Парусные катамараны Парусные тримараны Моторные лодки Катера Туристические суда Рыболовные суда Виндсерфинги и лыжи Прицепы и трейлеры Прочие проекты
    Спорт: Новости спорта Парусные соревнования Водномоторный спорт Воднолыжный спорт Виндсерфинг Буерные соревнования Соревнования туристов
    Консультации: Полезные устройства Полезные советы Улучшение судов Улучшение моторов Опыт эксплуатации Техника плавания Разбор аварий Рыболовам
    Кругозор: Новые суда и устройства Интересные события Интересные факты Интервью Карты и маршруты Официальные данные Проблемы малого флота Яхт-клубы и стоянки Письма в редакцию
    Истории: Путешествия Туристические походы Знаменитые корабли Военная страничка Литературная страничка История флота Прочие истории