Главная страница Контакты Карта сайта Поиск по сайту:
Barque.ru
 
  • Судостроение
  • Моторы
  • Проекты
  • Спорт
  • Консультации
  • Кругозор
  • Истории
  • Главная / Спорт / Парусные соревнования / 1975 год / V всесоюзные соревнования крейсерских яхт на Кубок Балтики
    Подкатегории раздела
    Новости спорта Парусные соревнования Водномоторный спорт Воднолыжный спорт Виндсерфинг Буерные соревнования Соревнования туристов


    Поделитесь информацией


    Похожие статьи
    IV всесоюзные соревнования крейсерских яхт на Кубок Балтики
    IX всесоюзные соревнования крейсерских яхт на кубок Балтики
    VI Всесоюзные гонки крейсерских яхт на Кубок Балтики 1976 года
    X Всесоюзные соревнования крейсерских яхт на Кубок Волги
    X Всесоюзные гонки на крейсерских яхтах на кубок Балтийского моря
    Всесоюзная гонка крейсерских яхт на Кубок Балтики 1972 года
    III Всесоюзные соревнования яхт на Кубок Черного моря
    VII всесоюзные гонки крейсерских яхт на кубок Балтийского моря
    VIII всесоюзные гонки крейсерских яхт на кубок Балтийского моря 1978 года
    IX Всесоюзные гонки крейсерских яхт на Кубок Волги в 1978 году
    Вторые соревнования крейсерских яхт на Кубок Большого Днепра
    VIII всесоюзные гонки крейсерских яхт на Кубок Онежского озера
    XI соревнования крейсерских яхт на кубок Балтийского моря 1981 года
    XII соревнования крейсерских яхт на кубок Балтийского моря 1982 года


    V всесоюзные соревнования крейсерских яхт на Кубок Балтики

    Год: 1975. Номер журнала «Катера и Яхты»: 58 (Все статьи)
              0


    Информация об изображенииДень торжественного открытия был единственным дождливым днем за время гонки
    День торжественного открытия был единственным дождливым днем за время гонки
     
    Обычно, составляя программу очередных соревнований на Кубок Балтики, оргкомитет уже по традиции предусматривает для подстраховки резервные дни. И каждый раз этот резерв остается неиспользованным. Из года в год усложняется трасса гонки, растет число участников, но яхты чаще всего проходят дистанцию с пунктуальностью пассажирских лайнеров — день в день. Слышны даже упреки в адрес организаторов — мол, слишком благоприятное выбрали они время для соревнований, ветер чаще всего попутный!

    Что ответить на эти упреки? То, что на финише с каждым годом становится все теснее, что все меньше аутсайдеров не укладывается в контрольное время, — это, прежде всего, показатель возросшего мастерства экипажей, умения капитанов ориентироваться в морской обстановке. Очередные V гонки на Кубок Балтики могут служить тому убедительным свидетельством.

    Старт в этом году приняло 75 яхт (из них 47 ленинградских, 12— из Латвии. 7 — из Эстонии, 4 — из Литвы, 3 — из Москвы и 2 — из Выборга). Ракета, открывшая яхтам выход в море, была дана в 17 часов 28 июня. Используя умеренный норд-ост, яхты с попутным ветром — под спинакерами — устремились к острову Гогланд, расположенному где-то на середине дистанции I этапа гонки Ленинград — Таллин. В полночь, однако, ветер начал свежеть. Вскоре и самые азартные гонщики вынуждены были отказаться от спинакеров, а затем и от генуэзских стакселей, но и с уменьшенной парусностью яхты шли со скоростью до 9 узлов, порою по мачту зарываясь в 3-метровую волну.

    Информация об изображении«Однотонник» «Альфа» модернизированный экипажем
    «Однотонник» «Альфа» модернизированный экипажем
     
    Наше судейское судно, снявшееся с якоря спустя 4 часа после старта, смогло настичь основную группу яхт только у Гогланда, а вот лидера гонки — катамаран «Центаурус» удалось «догнать» лишь в Таллине, да и то мы пришли уже после того, как он финпшировал. Этот катамаран прошел всю дистанцию I этапа за 16,5 часа со средней скоростью 11,35 узла. В принципе он мог финишировать еще раньше, но в пути произошла задержка: от вибрации на волне отдались стопора рулей. Пришлось убрать паруса и лечь в дрейф, чтобы можно было опуститься в воду и устранить неисправность. Ночью, на большой волне это и трудно и рискованно, но другого выхода у экипажа не оставалось...

    Первой из килевых яхт с большим отрывом от соперников в Пириту вошла «Русь» — лидер 1 группы, яхта польской постройки (типа «Арктурус»).


    Как и в предыдущие годы, наиболее острая борьба разгорелась среди 45 яхт самой многочисленной II стартовой группы. Лидеры менялись на протяжении всей дистанции; только уже на подходе к Таллину, у маяка Кери определилась лидирующая тройка во главе с ленинградской «шестеркой» «Амур». Капитан Г. В. Лобыничев, проигрывавший основным соперникам на первой половине путп — у Гогланда «Амур» был примерно десятым, — на подходе к маяку Мохни, когда начало штилеть, сумел, приблизившись к берегу, использовать береговой бриз и обойти заштилевшие яхты, которые держались мористее. Придерживаясь бриза, «Амур» оставил остров Прангли по правому борту и тем еще более улучшил свое положение.

    Информация об изображенииЯхты выходят на старт второго этапа гонки
    Яхты выходят на старт второго этапа гонки
     
    За «Амуром» финишировали «Кама», «Рига», «Кареджи» и другие яхты, известные читателям как призеры соревнований предыдущих лет. В этой группе лидеров не оказалось только яхты Л6 «Паллада», дважды завоевывавшей приз Балтийского морского пароходства за победу на I этапе. На этот раз чутье изменило ее капитану — А. А. Никитину: стараясь прикрыться островом Гогланд от волны, он держался мористее других и утром заштилел так, что пропустил мимо себя, по крайней мере, двадцать пять судов (финишировал только 32-м!). Так уж случается в крейсерской гонке: «упустил» ветер — потеряны не минуты, а многие часы. Достаточно сказать, что разрыв между первой и последней финишировавшей яхтой II стартовой группы составил 12 часов на участке 190 миль.

    В III группе основное ядро составили 9 польских «Таурусов» и 5 «однотонников» отечественной постройки. Первыми на финале были «Таурусы»: «Королева ужей», «Фрегат». «Вирго», «Нептун». Призеры прошлого года «Эрос» и «Курса» оказались лишь 6-м и 10-м.


    Информация об изображенииОбладатель Кубка Балтики «шестерка» «Амур» (капитан Г. В. Лобыничев).
    Обладатель Кубка Балтики «шестерка» «Амур» (капитан Г. В. Лобыничев).
     
    Гавань Пириты быстро заполнялась яхтами. Плотными рядами ошвартовывались они к причалам; последним пришлось вставать «вторым» ярусом, их экипажи проходили на берег через впереди стоящие суда.

    Как и в прошлом году, II этап Таллин — Клайпеда был наиболее сложным. Дистанцию предстояло пройти в основном вне видимости берегов и так. чтобы обогнуть судейское судно, вставшее на якорь в 13 милях от маяка на шведском острове Вугшер, расположенного у входа в Ботнический залив. 77 миль отделяло эту точку поворота от острова Осмуесар и 120 — от южного берега или порта Вентспилс. Определять свое место в открытом море предстояло при помощи секстанов или радиопеленгаторов (фирменный японский радиопеленгатор был только на «Гренаде»; остальные капитаны приспособили стандартные транзисторные приемники с направленными антеннами).

    Чтобы избежать аварийной обстановки на старте, его решили дать раздельным. 1 июля точно по графику с Таллинского рейда ушли в море яхты I стартовой группы, а затем, с интервалами по 10 минут, II и III групп. Катамаранам (IV группа), чтобы уменьшить их отрыв на финише, старт дали еще тремя часами позже.

    Информация об изображенииЯхты в Клайпеде
    Яхты в Клайпеде
     
    Подхваченные 3-балльным попутным ветром, яхты под спинакерами легли на выбранный курс. Самым надежным способом достичь точки поворота было идти рекомендованным фарватером на северную оконечность Осмуссара, откуда, определившись в последний раз по маяку, делать скачок поперек Балтийского моря. Более прямой путь вел от острова Найссар, но здесь определяться последний раз по видимому ориентиру приходилось гораздо раньше — по маяку Пакри. Этот короткий путь избрали капитаны, уверенные в своей штурманской подготовке, и те, кто мог рассчитывать на приборы. Как бы там ни было, армада яхт оказалась разбросанной на добрый десяток миль по ширине уже в районе маяка Пакри. Несмотря на довольно умеренный ветер, скорость яхт достигала 6 узлов: все, кроме катамаранов, шли под спинакерами. Светило солнце, паруса стояли устойчиво, экипажи загорали на палубе.

    К вечеру начало штилеть. Тихая погода держалась всю ночь, изрядно вымотав душу капитанам, старавшимся не пропустить ни малейшего усиления ветра. Зато с рассветом подул свежий норд-вест: теперь стало но до спинакеров! Втугую выбрав шкоты, экипажи с трудом выдерживали генеральный курс. В особенно тяжелом положении оказались те яхты, которые шли ближе к южному берегу: одним галсом, даже самым крутым, на точку поворота им было не выйти.


    Информация об изображенииБыстрейший из катамаранов «Центиурус»
    Быстрейший из катамаранов «Центиурус»
     
    Теперь многое зависело от точности определения своего места. В ход пошли секстаны и радиопеленгаторы, «голландские» лаги и эхолоты. И надо отдать должное капитанам: они удачно вывели яхты на точку поворота — судейское судно (в прошлом году, как известно, с этой задачей не справились многие). Сразу после полудня судьи обнаружили на горизонте первые шесть парусов. В ближайшем нетрудно было узнать «Центаурус». Второй ждали «Русь», но оказалось, что на этот раз в I группе лидирует другой ленинградский «Арктурус» — «Альбатрос». Его командир — капитан дальнего плавания А. А. Аристов выиграл у своего одноклубника Э. Я. Стайсона первую половину «штурманского этапа»!

    Буквально впритык за «Альбатросом» обогнула борт судейского судна «шестерка» «Рига»: ей удалось обойти не только всех «своих» соперников, но и стартовавшие раньше яхты I группы. Капитан Г. Н. Шмыгун, дважды завоевывавший Кубок Балтики (в 1971 и 1973 гг.), и на охот раз оказался верен себе: почувствовав затишье, прижался к берегу и использовал ночной бриз, а к утру снова ушел в море, где, удачно «поймав» зарождающийся северо-западный ветер, лег на генеральный курс. Четвертой к повороту пришла «Гренада». Здесь, пожалуй, сказалось преимущество современной навигационной техники: капитан В. В. Левкоя, настроив радиопеленгатор на маяк Сугшер, исключительно точно вывел яхту на точку поворота.

    Информация об изображенииУчастницам гонки капитаны преподносят цветы
    Участницам гонки капитаны преподносят цветы
     
    Первой из яхт III стартовой группы поворот совершила «Альфа». Ее капитан — профессиональный штурман Я. А. Маасик, несмотря на то, что его «однотонник» уступал «Таурусам» в скорости, опередил на этом участке всех конкурентов.

    К концу дня почти все яхты обогнули судейское судно и легли на курс зюйд — к берегу. Теперь судьям надо было дождаться явно «провалившихся». Наступила ночь. Ветер стих. Пополз туман. Чтобы показать себя, с борта судейского судна каждые полчаса пускали ракеты, мигали прожектором, развернув его на восток, откуда должны были появиться аутсайдеры: московская «Надежда», рижский катамаран «Цунами», яхта «Юнга». Только на рассвете, когда утренний бриз разогнал туман, сигнальщики увидели их паруса. Теперь судьи могли поспешить к Клайпеде, чтобы успеть принять лидеров, которые, по расчетам, в этот момент должны были подходить уже к бую банки Сарычева у острова Саарема.


    По-разному прошли яхты эту часть пути. Ветер все время менял направление и силу — чаще к выгоде отстающих, чем лидирующих, но особых изменений в порядке следования участников гонки не произошло. Большинство судов крутыми курсами приближалось к берегу, чтобы там, при зашедшем с кормы ветре, финишировать под спинакерами. Однако когда судейское судно встало на якорь у входных ворот порта Клайпеда, яхт там не оказалось. Яхт не было потому, что не было ветра. Зато было противное для наших судов течение в 2.5 узла, отбросившее их далеко назад...

    Информация об изображенииКубок Балтики вручается экипажу «Амура»
    Кубок Балтики вручается экипажу «Амура»
     
    Раздувать начало только во второй половине дня. Северный ветер быстро набрал силу и погнал высокую волну, яхты ринулись вперед.

    И на этот раз первую отметку судьи сделали катамарану «Центаурус». Яхты подошли плотной группой, но на целых два часа после него. И без номеров — по цвету спинакеров сразу же можно было определить, что впереди идут «шестерки» «Пэтэр», «Сольвейг», «Ладога» и «Роя». Только после них финишировали «Арктурусы» — «Альбатрос» и «Русь». А вот яхты III группы «Королева ужей», «Фрегат» и «Альфа» пришли в Клайпеду вместе с основной частью «шестерок» и катамаранами. Экипажам катамаранов попутный ветер принес много хлопот: не имея спинакеров, двухкорпусные суда вынуждены были идти галсами.

    Долго не было видно «Риги»: 12-часовой отрыв на первой половине этапа не спас ее, финишировала она только 18-й! Неожиданно стабильным оказался результат «Альфы» — она финишировала третьей в своей группе. В прошлом году в этой группе вопрос о призерах гонки был решен уже в Клайпеде — независимо от результатов последнего этапа первые три места заняли «Таурусы». В этом году «однотоннику» Я. А. Маасика удалось обойти их. Какие тому могли быть причины? Мы осмотрели судно и можем без преувеличения сказать, что теперь у «Альфы» два конструктора — автор проекта А. В. Татсман и экипаж яхты. Вот неполный перечень работ, проделанных за последние два года: установлен плавник; увеличено перо руля; сделан второй кокпит для рулевого; смонтировано штурвальное управление рулем; уменьшены размеры рубки; установлен металлический рангоут; изготовлены рейки для стакселей, патент-риф, жесткая оттяжка гика; реконструирована проводка шкотов и фалов. Пожалуй, теперь ясно, почему «однотонник» гоняется с «Таурусама» на равных!


    Информация об изображенииГлавный судья П. Т. Толстихин вручает памятный подарок капитану А. А. Аристову
    Главный судья П. Т. Толстихин вручает памятный подарок капитану А. А. Аристову
     
    Но вернемся к финишу. К концу дня ветра поубавилось, поэтому последняя яхта прошла судейское судно только утром. Это был «Океан». («Нева» из-за поломки румпеля зашла в Лиепаю, а катамаран «Викинг» сошел с гонки еще в Таллине.)

    В гавани Центрального республиканского яхт-клуба места для всех не хватило. Аутсайдеры швартовались вне клубной акватории. Пока судьи подсчитывали результаты, а экипажи приводили яхты в порядок, капитаны выстроились в очередь у походной парусной мастерской, развернутой под открытым небом. На многих яхтах оказались порванными паруса, поломанными спинакер-гикн; на «Палладе» сломался грота-гик.

    К моменту старта заключительного этапа все ремонтные работы были завершены. II вот, в 18.00 6-го июля при слабом ветре северных направлений вышли в море снова 75 яхт: догнала пришедшая из Лиепаи «Нева» и добавилась яхта Рижского яхт-клуба ВМФ «Арктика».

    Начало гонки этого этапа полностью повторяло прошлогоднюю ситуацию: тот же ветер, тот же курс. Лавировка вдоль берега — галс в море, галс к берегу — всю ночь, пока ветер не зашел на попутный и так уже до самого конца сопровождал наши суда. Основные претенденты на призовые места шли кучно. Острая борьба разгорелась во всех стартовых группах: на последних десятках миль решался исход десятидневной борьбы.

    Информация об изображенииЯхта «Русь» (капитан Э. Я. Стайсон) — победитель в группе I
    Яхта «Русь» (капитан Э. Я. Стайсон) — победитель в группе I
     
    В I группе на титул победителя одинаково претендовали экипажи «Руси» и «Альбатроса». Среди «шестерок» можно было насчитать семь претендентов («Амур», «Кареджи», «Роя», «Сольвейг», «Ладога», «Фортуна», «Пэтэр»), а в III группе — шесть (пять «Таурусов» и «Альфа»), И только в группе катамаранов судьба I-ro места не вызывала сомнений: «Цунами», никогда не приходивший первым, благодаря очень низкому гоночному баллу после пересчета результатов неизменно оказывался победителем на этапах. А вот спор о втором и третьем месте между «Центаурусом» и «Гемини» должна была решить именно третья гонка...

    Наступило утро 8-го июля, утро последнего дня гонок. Доклад сигнальщика на судейском судне: «Вижу яхты!» — взбудоражил всю команду. Первым и на этот раз был «Центаурус», финишировавший на два часа раньше «Гемини». Спор в этой группе, таким образом, был разрешен убедительной победой.

    Первой после этих катамаранов пересекла финишный створ «Русь», а затем одна за другой подошли «Роя», «Амур», «Кареджи», «Сольвейг», «Фортуна», как бы расставляя себя этим по строчкам таблицы результатов соревнований. Когда же финиш прошли «Фрегат», за ним «Альфа» и — час спустя — «Королева ужей», все стало ясно и в III группе.

    На последнем этапе шесть яхт не уложились в контрольное время. Больше того, не дошли они до Центрального яхт-клуба Риги и к утру следующего дня, так что сундучок — приз «Самому осторожному» — так и не пришлось вручить вообще.

    Переходящий Кубок Балтики вновь остался в Ленинграде. Его обладателем стал экипаж «Амура» (Центральный яхт-клуб «Труд») — неоднократного призера наших гонок; в этом году капитаном яхты был Г. В. Лобыничев, ранее плававший па «Каме».

    Информация об изображенииЯхта «Фрегат»
    Яхта «Фрегат»
     
    Что можно сказать о судах, участвовавших в пятых гонках? Пожалуй, кроме катамарана «Центаурус», новинок не было, в соревнованиях участвовали яхты уже знакомых конструкций. Правда, заметно улучшилось навигационное оснащение. На многих яхтах появились лаги, эхолоты, радиопеленгаторы (в основном — собственного изготовления). Думается, необходимость плавать с большой точностью вдали от берегов будет стимулировать дальнейшее совершенствование самодельных навигационных приборов, ибо на промышленное изготовление в ближайшем будущем рассчитывать, судя по всему, не приходится.

    Совещание капитанов после заключительного парада стало уже традиционным на наших гонках. И можно сказать, на этих совещаниях все настойчивее раздаются голоса за превращение крейсерских гонок на Кубок Балтики в международные соревнования с участием яхтсменов социалистических стран. Высказывались и предложения по изменению маршрута; в частности, предлагается перенести финиш II этапа из Клайпеды в Пионерск, где больше удобств для стоянки большого числа яхт.

    Участники дали хорошую оценку работе судейской коллегии, возглавлявшейся, как и в прошлые годы, П. Т. Толстихиным (главный секретарь А. М. Федорова).

    Мы присоединяемся к словам благодарности, высказанным в адрес работников Центрального яхт-клуба «Труд» (Ленинград), «Калев» (Таллин) и нейтральных республиканских яхт-клубов Клайпеды и Риги, где всем участникам гонок был оказан теплый прием.

    Призы вручены


    • Кубок Балтийского моря — абсолютному победителю в группе II яхте «Амур».
    • Хрустальный Кубок редакции сборника — самой быстроходной яхте катамарану «Центаурус».
    • Переходящий Кубок редакции сборника — абсолютному победителю в группе I яхте «Русь».
    • Переходящий приз Таллинской экспериментальной верфи спортсудостроения — победителю в группе III яхте «Фрегат».
    • Переходящий приз Балтийского морского пароходства — победителю первого этапа яхте «Амур».
    • Памятный приз Таллинского яхт-клуба ВМФ за лучший результат среди яхт клубов ВМФ — яхте «Диана».
    • Переходящий приз Ленинградской верфи ВЦСПС — лучшей из «шестерок» яхте «Амур».



    Понравилась ли вам эта статья?
    +1

    ПРЕДЫДУЩИЕ СТАТЬИ
    Суперяхты на XXII гонках на кубок Америки
    Спортивные катамараны ставят новые рекорды скорости
    Гонщик Джерри Уолин попал в аварию на озере Гавасу
    Гибель итальянского гонщика Чезаре Скотти
    Старт и финиш сверхсовременного глиссера «U-95»
    II всесоюзная гонка крейсерских яхт на «Кубок Черного моря»
    Гонки на приз имени лейтенанта Шмидта
    Водно-моторный марафон «Шесть часов Парижа» 1974 года
    Отборочные гонки для предстоящей XXI парусной олимпиады
    III парусная гонка вокруг Британских островов
    Соревнования парусников на рекорд скорости 1974 года
    IX Всесоюзные соревнования на приз сборника 1975 года
    III соревнования на парусных байдарках на приз сборника
    Первые соревнования по виндсерфингу
    Обзор буерного спорта сезона 1975 года

    ТЕКУЩАЯ СТАТЬЯ
    V всесоюзные соревнования крейсерских яхт на Кубок Балтики

    СЛЕДУЮЩИЕ СТАТЬИ
    80-километровая маршрутная гонка в Киеве в 1975 году
    Катамаран «Центаурус» быстрейший на балтике
    Финал спартакиады по водно-моторному спорту 1975 года
    Гонки яхтсменов-одиночек на Киевском море
    Итоги водно-моторного сезона 1975 года
    Чемпионат мира водномоторников в Ауронцо 1975 года
    Новый вид спорта — водно-моторные ралли
    Шестые соревнования московских водно-моторных клубов
    Соревнование по виндсерфингу в Минске, Ленинграде и Москве
    Второй парусный сезон московских туристов 1975 года
    Последняя в сезоне парусная маршрутная гонка на 25 км
    Соревнования по спасательному многоборью
    Владимир Леонтьев и Валерий Зубанов — яхтсмены международного класса
    Вторые соревнования на Кубок Онежского озера 1975 года
    III Всесоюзные соревнования яхт на Кубок Черного моря


    Ссылка на эту статью в различных форматах
    HTMLTextBB Code

    Комментарии к этой статье


    Еще нет комментариев



    Сколько будет 44 + 37 =

           



    Barque.ru © 2013 | Контакты | Карта сайта
    Судостроение: Парусные суда Моторные суда Технологии Экранопланы
    Моторы: Описание моторов Устройство моторов Самодельные моторы Тюнинг моторов Обслуживание моторов Дистанционное управление
    Проекты: Парусные яхты Парусные катамараны Парусные тримараны Моторные лодки Катера Туристические суда Рыболовные суда Виндсерфинги и лыжи Прицепы и трейлеры Прочие проекты
    Спорт: Новости спорта Парусные соревнования Водномоторный спорт Воднолыжный спорт Виндсерфинг Буерные соревнования Соревнования туристов
    Консультации: Полезные устройства Полезные советы Улучшение судов Улучшение моторов Опыт эксплуатации Техника плавания Разбор аварий Рыболовам
    Кругозор: Новые суда и устройства Интересные события Интересные факты Интервью Карты и маршруты Официальные данные Проблемы малого флота Яхт-клубы и стоянки Письма в редакцию
    Истории: Путешествия Туристические походы Знаменитые корабли Военная страничка Литературная страничка История флота Прочие истории