Главная страница Контакты Карта сайта Поиск по сайту:
Barque.ru
Следить за появлением новых статей:
Читать @barque_ru
 
  • Судостроение
  • Моторы
  • Проекты
  • Спорт
  • Консультации
  • Кругозор
  • Истории
  • Главная / Моторы / Описание моторов / 1973 год / Ульяновские гоночные «Ветерки» «ГЛМ-3» и «ГЛМ-4»
    Подкатегории раздела
    Описание моторов Устройство моторов Самодельные моторы Тюнинг моторов Обслуживание моторов Дистанционное управление


    Поделитесь информацией
    Твитнуть


    Похожие статьи
    Гоночный подвесной мотор ГЛМ-2
    Ульяновские гоночные моторы «Ветерок»
    Гоночные катамараны сегодня
    Крейсерско-гоночные яхты (продолжение)
    Гоночные подвесные моторы «Сич»
    Крейсерско-гоночные яхты в советской классификации
    Крейсерско-гоночные яхты 1969 года
    Гоночные суда глазами японских конструкторов
    Три крейсерско-гоночные яхты «микро»-класса
    Идеи Уффа Фокса и новые гоночные суда
    Крейсерско-гоночные яхты «Арпеж» и «Фёст-30Е»
    Крейсерско-гоночные парусные яхты «Bavaria Yachtbau»
    Круизно-гоночные яхты нового класса «Т800»
    Гоночно-крейсерская яхта Л-6


    Ульяновские гоночные «Ветерки» «ГЛМ-3» и «ГЛМ-4»

    Год: 1973. Номер журнала «Катера и Яхты»: 45 (Все статьи)
              0



    Информация об изображенииДвигатель «Ветерка-70» и «Ветерка-100» (продольный разрез)
    Двигатель «Ветерка-70» и «Ветерка-100» (продольный разрез)
     
    Если моторы «Ветерок-34» и «Ветерок-43» (особенно первый) в какой-то мере уже известны нашим спортсменам, то биографии 350-кубового «Ветерка-70» («ГЛМ-3») и 500-кубового «Ветерка-100» («ГЛМ-4») только начинаются. Познакомить с ними читателей — такова цель этой статьи, которая является продолжением описания семейства гоночных лодочных моторов «Ветерок», начатого в №43 сборника.

    В мировой практике моторостроения гоночные моторы такого рабочего объема обычно делают четырехцилиндровыми с оппозитным (противоположным) расположением цилиндров. Это позволяет получить более уравновешенный двигатель, снизить нагрузки на шатунно-поршневую группу. При разработке «Ветерков» 3 и 4-й модели была учтена эта тенденция.

    Информация об изображенииДвигатель «Ветерка-70» и «Ветерка-100» (вид сверху)
    Двигатель «Ветерка-70» и «Ветерка-100» (вид сверху)
     
    При оппозитной конструкции двухтактного двигателя в каждой паре его противолежащих цилиндров рабочие процессы всегда осуществляются одновременно. Это позволяет при работе четырех цилиндров иметь только два прерывателя в системе зажигания и только два карбюратора.

    Для получения максимально возможных литровых мощностей двигателя пришлось отказаться от простого и надежного поршневого управления впуском. Применен более сложный, но дающий возможность осуществить более эффективную несимметричную диаграмму вариант: золотниковое управление впуском. Использование вращающегося дискового стального золотника выгодно еще и тем, что сечение всасывающего канала, по которому свежая смесь поступает из карбюратора, почти мгновенно открывается полностью; при поршневом газораспределении это происходит постепенно, и полное открытие канала наступает лишь в тот момент, когда поршень находится уже в ВМТ.

    Информация об изображенииЗолотниковый механизм в сборе
    Золотниковый механизм в сборе
     
    Из приведенной диаграммы газораспределения «ГЛМ-3» видно, что впускной канал открывается при повороте коленчатого вала на 41° от НМТ и закрывается, когда коленчатый вал сделает поворот на 76° после ВМТ. Применение золотника позволяет не только тщательно подобрать моменты начала и конца впуска смеси, но и увеличить общую продолжительность фазы впуска до 180 и более градусов поворота коленчатого вала. Например, если при поршневом управлении фаза впуска на «ГЛМ-1» составляла всего 150—154°, то на «ГЛМ-4» ее удалось довести до 215°.

    Среди различных типов вращающихся золотников на впуске тонкий стальной диск наиболее прост конструктивно и обеспечивает вместе с тем наибольшую продолжительность фазы впуска (значительно большую, чем при всех других вариантах).

    Информация об изображенииРемень зубчатый (ОН-6-07-5-63)
    Ремень зубчатый (ОН-6-07-5-63)
     
    Диск с вырезом сделан легкосъемным; он свободно надевается на четырехгранник специального вала, на другом конце которого закреплен шкив. Такой же шкив есть и на ступице маховика. Вращение посредством натянутого между шкивами зубчатого ремня передается от маховика валу золотника. Зубчатый ремень совершает движение в двух взаимно перпендикулярных плоскостях, поэтому необходим перевод ремня из одной плоскости в другую при помощи поворотных роликов. Ролики выполнены из обычных шарикоподшипников; для регулировки натяжения ремня ось их закреплена эксцентрично.

    Уточним, что на моторах «ГЛМ» рассматриваемых моделей для привода золотника применен зубчатый ремень Ленинградского объединения «Красный треугольник», выпускающийся по нормали ОН-6-07-5-63. На специальном стенде он испытывался непрерывно более двух часов при вращении шкивов без нагрузки, но со скоростью 17000 об/мин. При испытаниях и позже, при работе на двигателях, он с успехом доказал свою работоспособность, но при условии правильного конструирования шкивов. Оказалось необходимым окружной зазор между зубом ремня и зубом шкива увеличить до 0,7—0,8 мм, а на поворотные ролики (на наружные обоймы подшипников) напрессовать реборды, предотвращающие соскакивание ремня (во время работы он скручивается, что вызывает его перемещение в сторону).

    Информация об изображенииФазы газораспределения «Ветерка-70»
    Фазы газораспределения «Ветерка-70»
     
    Золотник с основанием и крышкой крепится к одной из боковых стенок картера, в которой имеются впускные отверстия — по одному на два противолежащих цилиндра. Впускные отверстия выполнены так, что при входе в картер горючая смесь встречает наименьшее сопротивление; чтобы уменьшить сопротивление коленчатого вала, толщина кривошипа, расположенного напротив впускных отверстий, уменьшена до 8 мм.

    На крышке золотника установлены два карбюратора кранового типа с алюминиевым цилиндрическим золотником. Аналогичные карбюраторы на моторах других фирм обычно снабжены золотником из чугуна, что значительно утяжеляет конструкцию и нередко приводит к поломкам в местах крепления. Увеличение продолжительности фазы всасывания позволило применить на «ГЛМ-3» и «ГЛМ-4» карбюраторы с соответственно уменьшенным проходным сечением, что улучшило запуск двигателя.

    Информация об изображенииВнешняя характеристика «Ветерка-100»
    Внешняя характеристика «Ветерка-100»
     
    Необходимо подчеркнуть, что для определения оптимальной продолжительности фазы впуска испытателям пришлось провести очень большую и кропотливую работу. Положение золотника при этих испытаниях изменялось перемещением зубчатого ремешка привода золотника на один зуб, что обеспечивало смещение фазы окончания впуска на 13°. Изменение фазы начала впуска достигалось увеличением или уменьшением выреза в золотнике. Во время испытаний «ГЛМ-3» (построенная по их результатам кривая изменения мощности в зависимости от фазы впуска приводится) было замечено, что увеличение запаздывания закрытия впускного канала более чем на 76° увеличивает мощность двигателя на больших оборотах, но резко ухудшает пусковые свойства.

    Информация об изображенииИзменение мощности «Ветерка-70»
    Изменение мощности «Ветерка-70»
     
    На моторах были испытаны также различные выхлопные трубы: типа «тумик», раздельные от «Ветерка-34» и другие; все трубы можно было передвигать. Снятие характеристик при фиксированном крайнем коротком положении выхлопных труб показало, что укорачивание патрубков выхлопной системы типа «тумик» приводит к увеличению мощности на высоких оборотах, хотя максимальная мощность при этом и не увеличилась; применение раздельных выхлопных труб с подпором увеличило мощность на 14,4 л. с., сместив ее максимальное значение с 8500 об/мин на 9000 об/мин.

    При проектировании «Ветерков-70» и «100» в основу был положен принцип максимальной унификации деталей и узлов с «Ветерками-34» и «43». Полученная унификация позволит в производственных условиях перейти с выпуска одной модели на выпуск другой, наладив изготовление лишь нескольких новых деталей. Базовым мотором ряда является модель «ГЛМ-3».

    Информация об изображенииВнешняя характеристика «Ветерка-70»
    Внешняя характеристика «Ветерка-70»
     
    Для «ГЛМ-4» потребуется другой блок цилиндров, но кокиль для отливки в обоих случаях один и тот же, так что различаются только литейные стержни; нужно будет изготовить другие чугунные гильзы, головки блока цилиндров, другие поршни, поршневые пальцы и кольца, а также новый гребной винт. Таким образом придется наладить изготовление деталей всего семи наименований. Добавим еще, что левый и правый блоки цилиндров, отлитые из алюминиемого сплава, совершенно одинаковы, поэтому указанная деталь просто заказывается в удвоенном количестве.

    Информация об изображенииРедуктор
    Редуктор
     
    Многие узлы и детали «ГЛМ-1» используются для «ГЛМ-3», а детали «ГЛМ-2» — для «ГЛМ-4». Так, поршни «ГЛМ-1» с незначительной доработкой (укорочение юбки) монтируются на «ГЛМ-3»; поршни «ГЛМ-2» ставятся на «ГЛМ-4»; применяются одинаковые маховики со ступицей, шатуны, подводная часть (с заменой шестерен), подшипники и сальники. Системы батарейного зажигания, охлаждения и топливоподачи также почти одинаковы для всех четырех моделей. Попутно отметим, что на УМЗ разработана и в настоящее время испытывается электронная система зажигания для четырехцилиндровых моторов.

    Для характеристики возможностей «ГЛМ-3» укажем, что скутер с этим мотором быстро выходил на глиссирование и легко развивал скорость 135 км/час.

    Подвесные гоночные моторы «ГЛМ» — «Ветерок-70» и «100» — уже сейчас позволяют советским гонщикам достигать результатов мирового уровня, и мы считаем, что будущие успехи нашего водно-моторного спорта во многом зависят от освоения и дальнейшего совершенствования каждой из рассмотренных четырех моделей.




    Понравилась ли вам эта статья?
    +7

    ПРЕДЫДУЩИЕ СТАТЬИ
    Как работает система впуска на подвесных моторах
    Угловая колонка «Вольво-Пента» для мощных катеров
    Электронное зажигание на моторе «Москва-25»
    Подвесной лодочный мотор «Москва-30»
    Силовая установка «СМ-500В» с угловой колонкой на швертботе
    Реверс-редуктор из автомобильной коробки передач
    Двигатель внутреннего сгорания профессора Кушуля
    Подготовка подвесного мотора к сезону
    Электрические подвесные моторы для лодки
    Простой однорукояточный привод дистанционного управления
    Ульяновские гоночные моторы «Ветерок»
    Новая система зажигания лодочного мотора «Вихрь-М»
    Реальность и перспективы подвесного водомета
    Обзор зарубежных подвесных лодочных моторов 1973 года
    Стационарный двигатель из подвесника на яхте

    ТЕКУЩАЯ СТАТЬЯ
    Ульяновские гоночные «Ветерки» «ГЛМ-3» и «ГЛМ-4»

    СЛЕДУЮЩИЕ СТАТЬИ
    Бесконтактная конденсаторная система зажигания для «Вихря»
    Сверхмощный подвесной роторный мотор «Эвинруд»
    Разборка и сборка мотора «Ветерок»
    Исследование гидродинамики мотора «Вихрь»
    Моторы «Кресчент» на выставке «Судотехника-73»
    Дизельные подвесные моторы иностранного производства
    Установка дистанционного управления на моторы «Нептун»
    Как устроена система продувки двигателя
    Репортаж от создателей лодочного мотора «Вихрь»
    Замена коленвала на моторе «Вихрь»
    Свеча зажигания вашего мотора
    Репортаж от создателей лодочного мотора «Москва»
    Испытания уровня шума подвесных моторов
    Современные поворотно-откидные колонки
    Испытания гидродинамики серийного мотора «Нептун-23»


    Ссылка на эту статью в различных форматах
    HTMLTextBB Code

    Комментарии к этой статье


    Еще нет комментариев



    Сколько будет 15 + 39 =

           



    Barque.ru © 2013 | Контакты | Карта сайта
    Судостроение: Парусные суда Моторные суда Технологии Экранопланы
    Моторы: Описание моторов Устройство моторов Самодельные моторы Тюнинг моторов Обслуживание моторов Дистанционное управление
    Проекты: Парусные яхты Парусные катамараны Парусные тримараны Моторные лодки Катера Туристические суда Рыболовные суда Виндсерфинги и лыжи Прицепы и трейлеры Прочие проекты
    Спорт: Новости спорта Парусные соревнования Водномоторный спорт Воднолыжный спорт Виндсерфинг Буерные соревнования Соревнования туристов
    Консультации: Полезные устройства Полезные советы Улучшение судов Улучшение моторов Опыт эксплуатации Техника плавания Разбор аварий Рыболовам
    Кругозор: Новые суда и устройства Интересные события Интересные факты Интервью Карты и маршруты Официальные данные Проблемы малого флота Яхт-клубы и стоянки Письма в редакцию
    Истории: Путешествия Туристические походы Знаменитые корабли Военная страничка Литературная страничка История флота Прочие истории