Главная страница Контакты Карта сайта Поиск по сайту:
Barque.ru
Следить за появлением новых статей:
Читать @barque_ru
 
  • Судостроение
  • Моторы
  • Проекты
  • Спорт
  • Консультации
  • Кругозор
  • Истории
  • Главная / Моторы / Обслуживание моторов / 1985 год / Обслуживание и ремонт системы зажигания моторов «Ветерок»
    Краткое оглавление
    Регулировка магнето по абрису Ремонт деталей системы зажигания. Маховик Прерыватели Конденсатор Высоковольтный трансформатор Основание магдино МБЭ-1 Отладка «Ветерка-12Э»


    Подкатегории раздела
    Описание моторов Устройство моторов Самодельные моторы Тюнинг моторов Обслуживание моторов Дистанционное управление


    Поделитесь информацией
    Твитнуть


    Похожие статьи
    Ремонт и обслуживание системы питания мотора «Ветерок»
    Обслуживание и неисправности системы зажигания лодочных моторов
    Обслуживание и ремонт подвесных моторов «Ветерок»
    Проверка системы зажигания мотора «Ветерок»
    Неисправности зажигания моторов «Стрела», «Ветерок» и «Москва»
    Системы зажигания моторов «Вихрь»
    Системы питания и зажигания для гоночных лодочных моторов
    Проверка и ремонт магдино МБЭ моторов «Ветерок-8Э» и «Ветерок-12Э»
    Улучшение системы зажигания мотора «Москва»
    Усовершенствование зажигания мотора «Ветерок»
    Проверка системы зажигания и свечей лодочного мотора
    Регулировка системы зажигания мотора «Москва»
    Регулировка горючей смеси и зажигания мотора «Ветерок»
    Проверка системы зажигания подвесного мотора


    Обслуживание и ремонт системы зажигания моторов «Ветерок»

    Год: 1985. Номер журнала «Катера и Яхты»: 116 (Все статьи)
              0



    Система зажигания «Ветерков» идентична системам зажигания моторов «Москва» (мощностью 10 л. с.) и «Стрела».

    Информация об изображенииРис. 1. Магнето МЛ-10-2C
    Рис. 1. Магнето МЛ-10-2C
     
    Моторы «Ветерок» (выпуска до 1978 г.) укомплектованы маховичным магнето МЛ-10-2с (рис. 1) и свечами АП. Магнитная система маховика состоит из трех магнитов, собранных в сердечник, который залит в обод маховика. На основании магнето на магнитопроводах закреплены два высоковольтных трансформатора. Между магнитами установлены прерыватели и конденсаторы. Прерыватели работают от кулачка, который шпонкой зафиксирован на коленчатом валу.

    Возможные неисправности системы зажигания:
    • выгорание электродов свечи, неправильный зазор между электродами, трещины на изоляторе, обильное отложение нагара;
    • неправильная регулировка прерывателей, выгорание, замасливание или загрязнение их контактов;
    • пробой конденсатора;
    • выход из строя высоковольтного трансформатора;
    • разрушение изоляции высоковольтных проводов;
    • износ посадочного места основание магнето и задевание маховика за магнитопровод основания.

    Уход за системой зажигания, ее регулировка, обнаружение и устранение неисправностей были рассмотрены в статье «Ветерок» — проверка системы зажигания», опубликованной в «КЯ» №98. В предлагаемой статье даны дополнительные рекомендации по более тщательной регулировке магнето и ремонту узлов системы зажигания.

    Регулировка магнето по абрису


    Чтобы получить максимальную величину высокого напряжения во всем диапазоне частот вращения коленвала, размыкание контактов должно происходить в тот момент, когда в первичной цепи индуцируется максимальный ток. В этот момент ось магнитной системы маховика оказывается смещенной на некоторый угол от оси сердечника катушки по ходу вращения мотора. Данный угол называется абрисом (отрывом) магнето; для магнето МЛ-10-2С его величина составляет 7 ±2°. У большинства деталей магнето: маховика, кулачка прерывателя, прерывателей, магнитопроводов несоответствие размеров сказывается на точности положения момента размыкания контактов. Чтобы обеспечить большую точность указанного положения, магнето нужно регулировать по абрису. Для такой регулировки на основании магнето и маховике необходимо нанести метки.

    Информация об изображенииРис. 2. Положения метки на корпусе
    Рис. 2. Положения метки на корпусе
     
    Метки на основании (против каждого магнитопровода) следует нанести по оси сердечников катушек (рис. 2, а), метку на маховике — под углом 7° от оси магнитной системы по ходу часовой стрелки, глядя на маховик снизу (рис. 2, б). При разметке удобно использовать зубчатый венец. Угол между двумя зубьями венца составляет примерно 6°. Перед началом регулировки основание нужно установить в положение «полный газ», затем подтянуть боковой винт крепления основания так, чтобы основание при работе с прерывателями оставалось неподвижным.

    Теперь осторожно, не допуская плотной посадки по конусу, наденьте маховик и, вращая его по ходу часовой стрелки, совместите метку на маховике с одной из меток основания. Снимите маховик, ослабьте винт крепления прерывателя и переместите прерыватель так, чтобы конец толкателя коснулся поверхности кулачка, но контакты еще не разомкнулись. Затяните в этом положении винт крепления прерывателя. Проследите, чтобы при креплении прерыватель был максимально развернут по часовой стрелке в пределах зазора направляющего паза. Установив между контактами полоску папиросной бумаги, отверткой плавно разверните прерыватель до размыкания контактов. В момент начала разрыва полоска бумаги освободится.

    Информация об изображенииРис. 3. Положение элементов магнето при правильной установке абриса
    Рис. 3. Положение элементов магнето при правильной установке абриса
     
    При вращении прерывателя вокруг точки крепления регулировочный ход толкателя мал, поэтому не всегда удается достичь момента размыкания (например, в случае, когда текстолитовый толкатель был выставлен недостаточно близко к поверхности кулачка).

    Придерживая корпус от возможного перемещения (следовательно, от нарушения регулировки), подтяните винт крепления прерывателя. Прежде чем перейти к следующему прерывателю, проверьте правильность регулировки. Для этого проверните маховик по ходу до момента размыкания отрегулированного контакта. При правильно выполненной регулировке несовпадение меток маховика и основания в момент начала размыкания не должно превышать 1,5 мм. Положение элементов магнето при правильной установке абриса показано на рис. 3.

    При регулировке магнето в начальный момент размыкания контактов зазор в прерывателях может колебаться в пределах 0,3—0,6 мм. Момент размыкания контактов можно также определить при помощи лампочки и батарейки от карманного фонаря, прерыватель включить в цепь как выключатель.

    Ремонт деталей системы зажигания. Маховик


    Информация об изображенииРис. 4. Шпонки маховика
    Рис. 4. Шпонки маховика
     
    Недостаточно тщательная затяжка гайки маховика может вызвать износ шпоночного паза как на маховике, так и на конце коленчатого вала, а также смятие шпонки. Чтобы это не произошло, шпоночные пазы должны быть тщательно распилены или расшабрены с обеспечением параллельности стенок.

    Для изготовления шпонки рекомендуется сталь 40 с обязательной термообработкой (закалка и отпуск) до твердости HRC 35—45 (рис. 4). Шпонку следует изготовить в соответствии с новой шириной паза.

    Прерыватели


    Информация об изображенииРис. 5. Подушечка прерывателя
    Рис. 5. Подушечка прерывателя
     
    В процессе эксплуатации текстолитовая подушечка прерывателя истирается, а контакты окисляются и подгорают, вследствие чего зазор между ними меняется, нарушая регулировку момента зажигания. Возможны и другие повреждения деталей прерывателя: поломка пружины (шины), разрушение фитиля.

    Если прерыватели и магнитопроводы под маховиком сильно замаслены, сальник коленвала требуется заменить.

    Интенсивность износа текстолитовой подушечки во многом зависит от состояния фитиля. Фитиль необходимо содержать в чистоте, он должен быть пропитан маслом и прижат к кулачку, иначе в результате увеличения трения кулачок будет сильно нагреваться, а из-за плохой очистки па нем образуются кольцевые бороздки.

    Информация об изображенииРис. 6. Установка контактов прерывателей
    Рис. 6. Установка контактов прерывателей
     
    Фитиль следует периодически промывать и смазывать моторным маслом или консистентной смазкой ЦИАТИМ-201. Лишнюю смазку необходимо удалять, она не должна попадать на контакты. Новый фетр можно приклеить маслостойкими клеями (БФ, эпоксидным).

    При замене изношенной текстолитовой подушечки новую подушечку рекомендуется пропитать горячим минеральным маслом. Размеры подушечки приведены на рис. 5.

    Обгоревшие контакты прерывателей нужно зачистить надфилем (до получения ровной поверхности), а затем отполировать мелкой шкуркой. Площадь прилегания контактов должна быть возможно большей, в противном случае неизбежно интенсивное разрушение контактов в точке соприкосновения. Для более эффективной работы контактов прерывателя рабочей поверхности одного из них рекомендуется придать слегка сферическую форму с большим радиусом. Правильная установка контактов прерывателей показана на рис. 6, в.

    Конденсатор


    Если конденсатор вышел из строя, между контактами прерывателя увеличивается искрение. Это приводит к быстрому обгоранию контактов; центра па свече либо ослабляется, либо совсем не появляется; двигатель не запускается пли работает с перебоями. При таких неисправностях прежде всего следует проверить целостность провода центрального вывода, чистоту и надежность крепления наконечника провода и корпуса конденсатора. Если причина неисправности заключается не в этом, то скорее всего нарушены соединения внутри конденсатора.

    Чтобы проверить конденсатор, его последовательно с лампой мощностью 25—40 Вт следует подключить в осветительную цепь. Если лампа загорелась, значит, произошло короткое замыкание между лентами. Ремонтировать конденсатор нецелесообразно,его необходимо заменить новым. На моторах «Ветерок» выпуска до 1978 г. в магнето МЛ-10-2С использован металлобумажный малогабаритный конденсатор МБМ 500В-0,25 мкФ, применяемый в радиотехнике.

    Высоковольтный трансформатор


    На исправно работающем трансформаторе при прокручивании коленвала пусковым механизмом искра должна пробивать зазор не менее 4—5 мм между наконечником провода высокого напряжения и массой.

    Основными неисправностями трансформатора являются пробой изоляции вторичной обмотки и замыкание между витками первичной обмотки, механические повреждения карболитового корпуса и крышки, а также отсыревание обмоток.

    Информация об изображенииРис. 7. Обеспечение герметичности трансформатора Б300
    Рис. 7. Обеспечение герметичности трансформатора Б300
     
    Трещины на корпусе и крышке, а также сколы заливают эпоксидным клеем или клеем БФ-2 после обезжиривания поверхности.

    Отсыревшую катушку можно просушить, продержав несколько дней в сухом теплом помещении пли 2—3 ч при температуре не выше 100 °С. Возобновление искрообразования после просушки свидетельствует о недостаточной герметичности катушки. Для обеспечения герметичности прокладку под крышку следует заменить самодельной, вырезанной из тонкой резины (например, из камеры от велосипедной шины). Чтобы крышка была плотно и надежно притянута к корпусу, рекомендуем использовать сделанную из стального прутка диаметром 4—5 мм скобу 1 (рис. 7). Под нее следует подложить сухарик 2, изготовленный по утоньшенной части крышки из твердого электроизоляционного материала. Скобу нужно закрепить планкой 3.

    При необходимости трансформатор может быть перемотан. Первичная обмотка выполняется проводам ПЭЛ-0,57 мм, число витков — 180 ±0,05; вторичная обмотка — проводом ПЭЛ-0,05 мы, число витков — 10000—300.

    Вместо штатного трансформатора можно использовать трансформатор ТЛМ-1 от моторов «Вихрь» и «Нептун».

    С начала 1985 г. на моторе «Ветерок-83» вместо трансформатора Б300 устанавливается новый герметичный высоковольтный трансформатор, имеющий обозначение 2112.3705000. Он применяется также на мотоциклах ковровского и минского производства.

    Основание магдино МБЭ-1


    Основные неисправности электронной системы зажигания: обрыв проводов в местах пайки к катушкам и на плате, выход из строя радиоэлементов (в первую очередь тиристора, а также диода или конденсатора), поломка кронштейна конденсатора. Чаще всего радиоэлементы выходят из строя по причине перегрева двигателя. Необходимо помнить, что предельно допустимая температура для радиоэлементов составляет 70—80°С.

    Определить неисправности электронного магдино можно при помощи омметра в соответствии с помещенной в руководстве по эксплуатации таблицей в различных точках схемы (см. «КЯ» №98).

    При замене тиристора в системе зажигания следует использовать тиристоры, рассчитанные на напряжение не менее 400 В и ток коммутации 10 А. Вместо тиристора КУ 202 М можно применить тиристор КУ 202Н или КУ 202. Последний («при аналогичных электротехнических параметрах) обладает более высокой теплостойкостью. Конденсатор МБГО-1-400-1мкФ можно заменить более тепло- и вибростойким металлизированным пленочным конденсатором типа К 73-17-400-1мкФ ОЖО 46И04ТУ,но для этого потребуется изменить кронштейн крепления конденсатора.

    Отладка «Ветерка-12Э»


    1. Без нагрузки на малых и средних оборотах работает только верхний цилиндр. После запуска и прогрева при включении скорости мотор часто глохнет. После того как скорость включается, мотор работает па всех режимах от малого газа до полного, но с периодическими «динамическими» ударами (рывками).

    Через 10—15 мин. после начала движения на полном газу мотор самопроизвольно сбрасывает обороты, но после того как газ убирается до среднего, а затем через 3—5 с газ добавляется до полного, мотор набирает обороты до полных.

    2. При замерах величин сопротивлений в различных точках схемы электронного зажигания у меня получились расхождения с данными таблицы, помещенной в руководстве по эксплуатации и в статье сборника «Катера и яхты» №98. В чем, причина? Прошу также сообщить, каким тиристором можно заменить тиристор КУ 202 М?

    1. Остановка двигателя после включения передачи и периодические рывки связаны с перебоями в искрообразовании нижнего цилиндра. Рекомендуем уменьшить зазор в электродах свечи этого цилиндра до 0,4—0,5 мм. Если неисправность не исчезнет, следует поменять местами высоковольтные трансформаторы Б300 с тем, чтобы выяснить источник неисправности: трансформатор или основание магдино.

    Сброс оборотов при работе на полном газу, как правило, вызывается калильным зажиганием в двигателе. Вызывающие его причины — это несоответствие свечей по тепловой характеристике; работа на излишне обедненной смеси; повышенное нагарообразование и связанное с этим увеличение степени сжатия; увеличенный угол опережения зажигания.


    Для устранения калильного зажигания можно рекомендовать установку более холодных свечей зажигания А14В или А17В (старое обозначение А7,5БС), свечей чехословацкого производства 14-5 или 14-7.

    Кроме замены свечей необходимо правильно отрегулировать главный жиклер, с помощью регулировочного винта на кулачке панели магнето убавить угол опережения зажигания и, при необходимости, очистить камеру сгорания от нагара.

    2. При замерах в точках 5 и 6 схемы ошибка может быть из-за употребления тестера, пределы измерения которого не рассчитаны на такие большие сопротивления (2 МоМ),или из-за ошибки в выборе шкалы прибора.

    Тиристор КУ 202 М можно заменить на КУ 202 Н или КУ 202.


    Понравилась ли вам эта статья?
    +12

    ПРЕДЫДУЩИЕ СТАТЬИ
    Вихревой насос охлаждения на моторе «Вихрь»
    Дистанционный привод воздушной заслонки на «Вихре»
    Консервация лодочного мотора на зиму
    Дистанционное управление подвесным мотором одной рукояткой
    Верхний запуск на моторе «Привет»
    Подготовка к эксплуатации подвесного мотора «Нептун-23»
    ЭСЗ с магнитным датчиком для подвесного мотора «Вихрь-30»
    Аварийная сигнализация для остановки двигателя при перегреве
    Каталог основных деталей мотора «Вихрь-30Р Электрон»
    Обслуживание и ремонт подвесных моторов «Ветерок»
    Облегчение и усовершенствование мотора «Салют»
    Приспособление для смены масла в редукторе
    Регулировка зазора шестерен редуктора «Салюта»
    Об охлаждении подвесного мотора «Нептун»
    Мотор «Вихрь-30» с удлиненным дейдвудом

    ТЕКУЩАЯ СТАТЬЯ
    Обслуживание и ремонт системы зажигания моторов «Ветерок»

    СЛЕДУЮЩИЕ СТАТЬИ
    Регулируемая тяга привода заслонки мотора «Вихрь»
    Советы: шкив, насос, топливный фильтр, винт, защелка...
    Увеличение мощности лодочного мотора «Стрела»
    Улучшение работы прерывателей в двигателях
    Ремонт и обслуживание системы питания мотора «Ветерок»
    Подвесной мотор на базе автомобильного двигателя
    Как закрепить на моторе «Вихрь» румпель
    Сигнализация включения реверса
    Неисправности, регулировка и сборка мотора «Ветерок»
    Подвесные моторы лучше обкатывать на заводе, а не на лодке
    Подвесные дизельные моторы «Руджерини»
    Выставляем зажигание и расклиниваем поршень на моторе
    Трехцилиндровый подвесной мотор «Привет»
    Усиленный редуктор мотора «Вихрь»
    Консультации по моторам «Ветерок», «Вихрь», «Нептун» и другие


    Ссылка на эту статью в различных форматах
    HTMLTextBB Code

    Комментарии к этой статье


    Еще нет комментариев



    Сколько будет 32 + 35 =

           



    Barque.ru © 2013 | Контакты | Карта сайта
    Судостроение: Парусные суда Моторные суда Технологии Экранопланы
    Моторы: Описание моторов Устройство моторов Самодельные моторы Тюнинг моторов Обслуживание моторов Дистанционное управление
    Проекты: Парусные яхты Парусные катамараны Парусные тримараны Моторные лодки Катера Туристические суда Рыболовные суда Виндсерфинги и лыжи Прицепы и трейлеры Прочие проекты
    Спорт: Новости спорта Парусные соревнования Водномоторный спорт Воднолыжный спорт Виндсерфинг Буерные соревнования Соревнования туристов
    Консультации: Полезные устройства Полезные советы Улучшение судов Улучшение моторов Опыт эксплуатации Техника плавания Разбор аварий Рыболовам
    Кругозор: Новые суда и устройства Интересные события Интересные факты Интервью Карты и маршруты Официальные данные Проблемы малого флота Яхт-клубы и стоянки Письма в редакцию
    Истории: Путешествия Туристические походы Знаменитые корабли Военная страничка Литературная страничка История флота Прочие истории