Главная страница Контакты Карта сайта Поиск по сайту:
Barque.ru
 
  • Судостроение
  • Моторы
  • Проекты
  • Спорт
  • Консультации
  • Кругозор
  • Истории
  • Главная / Кругозор / Интересные события / 1967 год / Наш репортаж из города Горький
    Краткое оглавление
    У сормовских судостроителей На водных станциях Горького У великовражских народных умельцев


    Подкатегории раздела
    Новые суда и устройства Интересные события Интересные факты Интервью Карты и маршруты Официальные данные Проблемы малого флота Яхт-клубы и стоянки Письма в редакцию


    Поделитесь информацией


    Похожие статьи
    Репортаж из яхт-клуба на Кауно Мариос
    Чемпионат города Ленинграда на глиссерах и катерах
    Репортаж с выставки в Лужниках: туризм и отдых в США
    Водно-спортивные базы города Жданова
    Репортаж от создателей лодочного мотора «Вихрь»
    Репортаж от создателей лодочного мотора «Москва»
    От города Шостки до Ленинграда на «Прогрессах»
    Репортаж от создателей лодочного мотора «Нептун»
    Репортаж от создателей лодочного мотора «Салют» и «Спутник»
    Малый флот и лодочные стоянки города Абакан
    Наш репортаж «Далекая от моря Польша»
    Парусная секция Дома пионеров города Харцызска
    Репортаж с завода «Алмаз» Новосибирского авиационного производственного объединения
    Репортаж с IV междунардной выставки по судостроению «Нева-97»


    Наш репортаж из города Горький

    Год: 1967. Номер журнала «Катера и Яхты»: 10 (Все статьи)
              0


    У сормовских судостроителей



     
    Мое первое знакомство с горьковскими любителями водных путешествий состоялось на причале городской водной станции «Турист», около небольшой парусной яхты. Обращали на себя внимание строгие линии корпуса и надстройки яхты, тщательная отделка, изящные дельные вещи, легкое парусное вооружение — во всем чувствовалось профессиональное мастерство. И действительно, конструкторами и строителями судна оказались создатели популярных сормовских крылатых кораблей — заместитель главного конструктора И. Шапкин и начальник отдела В. Маркосов. И на этом небольшом судне они применили своеобразные «крылья» — два скуловых киля, закрепленных к днищу яхты. Благодаря им яхта хорошо лавирует, несмотря на свою небольшую осадку — всего 0,5 м при длине 6,5 м.

    Оба конструктора «Гаммы» — постоянные читатели и «болельщики» «Катеров и яхт», поэтому я тут же получаю приглашение посетить конструкторское бюро, где рождаются новые «Метеоры». В бюро знакомлюсь с энтузиастами малого судостроения и водного спорта. Они молоды, но за плечами у каждого большой опыт не только конструкторской, но и практической работы. И это не удивительно. Прогресс в технике немыслим без эксперимента, без проверки задуманной конструкции на практике. И где, как не на небольшом катере или яхте можно лучше осуществить эту проверку? Потребовался водометный движитель для «Буревестника», а появился он сначала на дюралевой «Казанке»; его разработали А. Павленко и Е. Галкин. Сейчас у причалов Горького можно увидеть десятки «Казанок» с таким же водометом; движитель получил признание и у туристов.

    Это не единственный случай, когда сормовичи переносят технические новинки на спортивные и туристские суда. Так М. Коротков одним из первых заставил «Казанку» преодолеть, казалось бы, предельную для нее скорость 30 км/час с единственным в то время массовым подвесным мотором «Москва». Сейчас «Казанки» с откидными подводными крыльями его конструкции, имея четыре человека на борту, идут со скоростью 40 км/час. В Сормово обсуждают возможность выпускать комплекты подводных крыльев для продажи населению, чтобы каждый любитель мог установить их на своем судне.


    Яхтсмен Ю. Чабан установил подводные крылья на парусном катамаране «Андромеда» с размерениями, принятыми для гоночного класса «В». При ветре в 2—3 балла судно легко выходит на крылья и развивает скорость до 45 км/час. Конструктор, однако, не удовлетворен результатами: катамаран недостаточно хорошо управляется и плохо лавирует на крыльях. Сейчас Ю. Чабан работает над крыльями более усовершенствованной системы.

    Поиски и замыслы молодежи получают поддержку в бюро. Это и понятно, ведь главный конструктор «Метеоров» Р. Алексеев (к сожалению, встреча с ним не состоялась, так как он был в это время в командировке) известен среди яхтсменов и как создатель наших глиссирующих швертботов, спроектированных им еще в конце 40-х годов. И сейчас «главный» проводит немало времени на борту своего старого швертбота.

    На водных станциях Горького



     
    Центральная городская водная станция «Турист» расположена на Волге ниже впадения Оки, в конце только что отстроенной современной бетонированной набережной в два уровня. Здесь, в небольшом затоне у бонов, причалов, на буйках и на берегу разместилось около 900 лодок и катеров. Берег «украшают» сотни разнокалиберных рундуков.

    Служебные и административные помещения расположены на большом дебаркадере-пристани.

    — «Наша стоянка, — рассказывает начальник станции, — организована в 1964 году и находится в ведении городского комбината бытовых услуг. Здесь организован прокат 300 лодок (гребные шпоновые лодки, «Казанки»), 50 моторов «Москва» и «Стрела». Можно взять на прокат и быстроходный водометный катер, а также принадлежности для туризма — палатки, спальные мешки, спиннинги.


    По договору с комбинатом стоянкой пользуются около 600 владельцев частных лодок. Стоимость стоянки — 3 рубля в месяц. Обслуживается станция штатом в 22 человека, среди которых есть 2 слесаря, плотник, механик, 2 моториста (правда, последние обслуживают только прокат).

    Число пользующихся услугами станции неуклонно растет— об этом свидетельствуют хотя бы следующие цифры: в 1965 г. эксплуатация станции принесла убыток 28000 руб., а за первую половину 1966 г. уже была получена прибыль в 5000 руб. — это с учетом стоимости аренды дебаркадера в 6500 руб.

    Мы опасаемся, однако, что дальнейший рост станции задержится из-за отсутствия территории для размещения причалов, рундуков и мест зимнего хранения лодок. Много неприятностей нам приносит и весенний разлив Волги, когда вода затопляет берег».

    Неблагоустроенность территории, скученность лодок и рундуков, отсутствие технического обслуживания и нерегулярность снабжения любителей горючим производят плохое впечатление. А ведь можно было бы предусмотреть в проекте модернизации набережной удобную лодочную стоянку с причалами и типовыми рундуками из сборного железобетона, с бензохранилищем, площадками и стеллажами для зимнего хранения лодок! В общей смете строительства стоимость постройки такой станции была бы вполне приемлемой. Хочется верить, что этот промах будет исправлен до того, как в Горьком число лодок превысит 10 тысяч и проблема стоянок станет крайне острой.

    У великовражских народных умельцев



     
    У горьковских причалов рядом с вездесущими «Казанками» и самодельными катерами можно увидеть сотни деревянных остроносых лодок своеобразной конструкции. В их горделивой стройности сразу чувствуется что-то древнее, русское, и в то же время нельзя не признать руку подлинного мастера — настолько предельно проста и отточена конструкция лодки. Это знаменитые «великовражки», получившие распространение по всей Волге. Велик был соблазн посетить родину этих лодок — село Великий Враг, расположенное в часе езды ниже Горького. Своеобразный пейзаж с глубокими оврагами, величавой рекой, зеленой дубравой и деревянной церковью словно переносит на 2—3 века назад.

    Информация об изображенииТеоретический чертеж великовражки
    Теоретический чертеж великовражки
     
    Во дворе одного из домов стоял свежевыкрашенный корпус красавицы лодки. Я постучался.

    Владимир Яковлевич Николаев рассказал мне: «Село наше известно со времен Ивана Грозного, он же, говорят, окрестил его Великим Врагом во время похода на Казань. Указом Петра I нашим крестьянам было предписано лодки рубить и в казну сдавать, С тех пор лодки наши прославились по всей Волге, да и на Байкал их занес какой-то мастеровой.


    Информация об изображенииВеликовражки на зимней стоянке
    Великовражки на зимней стоянке
     
    Во многих местах строят «великовражки», да не та у них отделка. Раньше великовражские лодки выставлялись на выставках, а мастерам давали грамоты и медали. До войны у нас была артель, которая строила лодки по заказам, сейчас же это производство закрыто. Вот иногда удается отвести душу, построить новую лодку для соседа — ведь у нас без лодки нельзя, а мастеров сейчас мало».

    И действительно, старый мастер прав — ни в верховьях Волги, ни в Куйбышеве не строят таких изящных лодок. Остроносые, с высоко поднятым заостренным форштевнем и с кормовым подзором, великовражки остойчивы, обладают большой грузоподъемностью, хорошо всходят на волну и легки на веслах. Днище лодки плоское, со скругленной скулой, борта имеют развал по всей длине. С 3-сильным мотором лодка идет со скоростью 10—12 км/час. Наиболее распространены лодки длиной 6,2 м, шириной 1,6 м и высотой борта 0,6 м; на такой лодке можно перевозить два кубометра дров.

    Информация об изображенииТак устанавливается гребной винт на моторной великовражке
    Так устанавливается гребной винт на моторной великовражке
     
    Владимир Яковлевич знакомит меня с постройкой лодок, показывает потемневшие от времени лекала шпангоутов, изготовленные еще его дедом, деревянный аршин с нанесенными делениями вершков.

    Великовражки строятся целиком из сосны. Штевни вытесываются из толстых брусьев сечением 140X180 мм. В зависимости от длины лодки ее набор состоит из 6÷8 натесных шпангоутов (копаней). Обшиваются лодки вгладь досками толщиной 20—25 мм; на каждом борту по 5 поясьев. Пазы конопатятся паклей, причем конопатка удерживается в пазах алюминиевой проволокой, которая крепится к обшивке скобками из кровельного железа. Все соединения выполняются на железных гвоздях.

    Информация об изображенииКонструктивный чертеж
    Конструктивный чертеж
     
    В носу и корме лодки переборками выгораживаются два отсека. Носовой используется обычно для хранения вещей. Две банки в средней части надежно связывают борта лодки.

    Сейчас в селе мало мастеров, да и работы у них немного. А почему бы горьковчанам не последовать примеру новоладожцев и не объединить мастеров в коллектив, который бы строил лодки по заказам жителей Горького, Костромы, Казани? Наверняка появятся молодые мастера, которые не дадут умереть этому виду народного промысла.

    Хотелось бы, чтобы историки изучили и сберегли для потомства материалы по лодкам местных типов — произведениям многовекового творчества русского народа.


    Понравилась ли вам эта статья?
    +11

    ПРЕДЫДУЩИЕ СТАТЬИ
    Парус Маркони или Бермудский?
    Человек против акул
    Заграничная морская смесь
    Обзор зарубежных конструкций надувных лодок
    Морская смесь из-за границы
    Нужны единые правила для любительского флота
    Катамаран-дельфин построил американский инженер
    Лодки строит комбинат бытовых услуг
    Водометный катер «Изумруд» проходит испытания
    Проектировщик судов на транзисторах
    Корпуса мелких судов из армоцемента
    Интересная информация из-за рубежа
    Крейсерская яхта «Росток» из ГДР
    Новая пластмассовая лодка «Кафа» в продаже
    Армоцементный лоцманский катер

    ТЕКУЩАЯ СТАТЬЯ
    Наш репортаж из города Горький

    СЛЕДУЮЩИЕ СТАТЬИ
    Репортаж из яхт-клуба на Кауно Мариос
    Дальнему Востоку — свои верфи
    Как строят «фолькботы» в ГДР
    Новая польская яхта-катер
    Интервью с Энделем Карловичем Пусэпом
    Появление на катерах продольных реданов
    Прогулочный катер с газовой турбиной
    Подвесной лодочный электромотор
    Роторный двигатель Ванкеля для яхты
    Двигатель нового типа «Дунастар» для катеров
    Что в действительности означает сигнал SOS?
    Пионерский яхт-клуб в пионерском лагере «Пламя»
    Всемирный конкурс на проект швертбота для замены «Финна»
    Группа советских судостроителей побывала в Швеции
    Заседание Международного Парусного Союза 1966 года


    Ссылка на эту статью в различных форматах
    HTMLTextBB Code

    Комментарии к этой статье


    Еще нет комментариев



    Сколько будет 40 + 28 =

           



    Barque.ru © 2013 | Контакты | Карта сайта
    Судостроение: Парусные суда Моторные суда Технологии Экранопланы
    Моторы: Описание моторов Устройство моторов Самодельные моторы Тюнинг моторов Обслуживание моторов Дистанционное управление
    Проекты: Парусные яхты Парусные катамараны Парусные тримараны Моторные лодки Катера Туристические суда Рыболовные суда Виндсерфинги и лыжи Прицепы и трейлеры Прочие проекты
    Спорт: Новости спорта Парусные соревнования Водномоторный спорт Воднолыжный спорт Виндсерфинг Буерные соревнования Соревнования туристов
    Консультации: Полезные устройства Полезные советы Улучшение судов Улучшение моторов Опыт эксплуатации Техника плавания Разбор аварий Рыболовам
    Кругозор: Новые суда и устройства Интересные события Интересные факты Интервью Карты и маршруты Официальные данные Проблемы малого флота Яхт-клубы и стоянки Письма в редакцию
    Истории: Путешествия Туристические походы Знаменитые корабли Военная страничка Литературная страничка История флота Прочие истории