Каланча на Васильевском острове
Петр I приказал на выступающей в залив оконечности Васильевского острова построить высокую наблюдательную каланчу. Как только на горизонте показывались паруса купеческого судна, вахтенные должны были сообщать об этом Петру — во дворец без промедления посылали гонца. Если же гонец царя во дворце не заставал, давался сигнальный пушечный выстрел. Услышав его, Петр спешил в гавань. Не только затем, чтобы лично приветствовать капитана: русские дипломаты часто передавали донесения через капитанов идущих в Россию судов.
Визит «Фультона»
Первым иностранным пароходом, посетившим русские воды, был американский 40-пушечный колесный фрегат «Фультон»: в 1821 г. он отдал якорь на Кронштадтском рейде. Поскольку кроме паровой машины «Фультон» имел еще и полное парусное вооружение, большую часть пути через океан он проделал под парусами, благодаря чему запас угля остался почти нетронутым (его вполне хватило на обратный путь!).
Из глубин Балтики
Начата подготовка к подъему со дна в районе Шлезвига (ФРГ) корабля викингов, затонувшего в XI веке. Интерес к этой операции тем более высок, что, в отличие от большинства выставленных в музеях древних норманнских судов, этот корабль был построен не в ритуальных целях, а действительно выходил в море.
Возраст грузовой марки
Грузовая марка, указывающая минимальную высоту надводного борта, которую должно иметь груженое судно, известна с XIII века. В Венеции прикрепляли к бортам судна кованые железные кресты, положение горизонтальной линии которых наглядно обозначало наибольшую допустимую осадку. В Англии закон об обязательной грузовой марке был введен в 1В90 г., в России — в 1909 г.
Кто был автором проекта
До сих пор не было известно, кто инициатор первого кругосветного плавания русских моряков. Недавно в фондах Центрального военно-морского архива обнаружена рукопись — первый вариант проекта плавания, разработанный в 1799 г. и подписанный И. Ф. Крузенштерном. Проект написан на французском языке и занимает тетрадь, насчитывающую 26 страниц.
Чудеса малярного дела
В институте «Гипроморнефть» (Баку) создана краска, которую можно наносить даже на... мокрую поверхность. Добавляемые в краску специальные вещества значительно улучшают защитные свойства покрытия. Новинка испытана при окраске судовых корпусов во время ремонта.
Румынские специалисты разработали краску, предохраняющую легковоспламеняющиеся материалы (дерево, бумагу и т. п.) от загорания. При температуре 125° С она превращается в пористый слой, обладающий термоизоляционными свойствами. Чудо-краска выдерживает температуру до 900° С в течение 3—5 ч.
В Швейцарии создан аппарат для окраски под водой. Это конусообразный кожух, в который вмонтированы резервуары со сжатым воздухом и краской, находящейся под давлением. Водолаз прикладывает широкую часть конуса к окрашиваемой поверхности, сжатым воздухом выгоняет из-под кожуха воду, а затем включает распылитель.
На все вкусы
В английских газетах появилось броское объявление: «Каждый, кто уходит в море, должен иметь с собой наше издание сборника стихов Коулриджа «Песни старого моряка». Эта книга спасет вас не только от скуки, но и от голодной смерти в случае крушения: она съедобна, ибо бумага для нее изготовлена из питательных водорослей». А вот справочник «Рыбы Карибского моря» для любителей подводной охоты, наоборот, отпечатан на пластике, который не по зубам даже подводным хищникам.
Прапрадедушка в строю
Самый старый в мире колесный пароход плавает под норвежским флагом — считают норвежцы, имея в виду «Шибладнер», начавший регулярные рейсы по озеру Мела 120 лет назад. Много воды утекло с тех пор, а «Шибладнер» исправно продолжает свою службу. Правда, он дважды тонул — в 1937 и 1968 гг., но оба раза его поднимали со дна и снова «ставили на линию».
Под мокрыми парусами
В прошлом веке для придания парусам яхты большей плотности перед началом гонок их смачивали водой — поливали струей из шланга за тридцать минут до старта.
Судно в подземном музее
Лет тридцать назад археологи нашли вблизи пирамиды Хеопса два глубоких колодца. В 1954 г. один из них «распечатали» и обнаружили погребальную ладью фараона. Ученые разобрали судно, изготовленное из прославленного еще в добиблейские времена ливанского кедра, изучили способы работы древних мастеров и снова собрали его, защитив средствами, предохраняющими от гниения и поместив в специально построенном здании с кондиционированным воздухом.
Эксперты считают, что во втором колодце хранится еще одна ладья. Ее поднимать не будут, сделают музей прямо внизу.
Лапоть-экспонат
Многогранными были интересы создателя русского флота — Петра I. Пятнадцатилетним юношей приехал он в Переславль-Залесский, здесь постигал азы корабельного, плотницкого, кузнечного дела. Интересовался и изделиями ремесленников. Старожилы рассказывают, что в местном музее хранился лапоть, который Петр не успел доплести до конца. Хранился до 1913 г., когда музей посетил последний представитель дома Романовых, Поглядел Николай II на лапоть и сказал с ухмылкой: «Оказывается, предок и лаптями не брезговал!» На другой же день экспонат из музея исчез.
Марк Твен в России
В 1867 г. в Севастопольскую бухту вошел пароход «Квакер-сити» с американскими туристами на борту. Был среди них и 32-летний Самюэл Ленгхорн Клеменс — будущий великий писатель Марк Твен. Можно предположить, что он чувствовал себя несколько неуверенно: перед этим он потерял паспорт и прибыл в Россию с чужими документами (он предъявил бумаги соседа по каюте, оставшегося в Турции). Как бы там ни было, Твен вместе со своими соотечественниками беспрепятственно сошел на берег — осматривал Севастополь, побывал в Одессе, Ялте и Ливадии.
Море или не море?
Как отмечает Большая Советская Энциклопедия, точного определения того, что такое море, до сих пор нет. Очевидно поэтому многие из морей ученые уклончиво морями не называют. В той же БСЭ про Азовское море сказано, что это «огромный мелководный залив». Каспийское море неуважительно названо «величайшим по площади бессточным озером», а Аральское и вовсе скромно — «соленым озером в Узбекской ССР».
Портреты первооткрывателей
Общепризнанно, что за несколько столетий до Колумба в Америке побывали викинги. Но вот новая версия: профессор Барри Фелл считает, что Америку европейцы открыли задолго до нашей эры. При раскопках в районе г. Данбери (штат Коннектикут) группа археологов обнаружила рисунки на камнях, изображающие людей, которые торгуют различными изделиями с местными индейцами. Судя по надписям, это кельты, т. е. представители племен, некогда населявших Западную Европу. Ученые определили, что рисунки и надписи сделаны между 1200 и 800 гг. до н. э.
Первый мореход
Некоего карфагенца Ганнона можно считать первым персонально известным путешественником-мореходом: в 505 г. до н. э. он был командирован карфагенским сенатом для колонизации окрестных земель и, как подсчитали ученые, проплыл на своем суденышке вдоль африканского побережья не менее 4500 км.
На велосипеде по дну
При строительстве порта у побережья Сардинии голландские водолазы на подводных работах использовали... обыкновенный велосипед. Выяснилось, что этот традиционный для голландцев вид транспорта отлично чувствует себя на морском дне. Водолазы использовали велосипед на глубине до тридцати метров и передвигались на нем при осмотре якорных цепей бакенов и подводных трубопроводов на расстояние до двух километров.