При разработке новой модели конструкторы основное внимание уделили повышению безопасности плавания, улучшению хода под веслами и удобству гребли, расширили возможности ее применения.
Сравнительные данные лодок
«Малютка-3» | «Малютка» | |
Длина наибольшая, м | 2,0 | 1,97 |
Длина по КВЛ, м | 1,86 | — |
Длина габаритная, м | 2,04 | — |
Ширина наибольшая, м | 0,84 | 0,8 |
Ширина по КВЛ, м | 0,74 | — |
Ширина габаритная, м | 0,88 | — |
Высота борта, м | 0,38 | 0,3 |
Минимальная высота надводного борта, м | 0,25 | — |
Водоизмещение порожнем со снабжением, кг | 23 | 20 |
Водоизмещение в полном грузу, кг | 123 | 120 |
Осадка средняя в полном грузу, м | 0,13 | — |
Полезная грузоподъемность, кг | 100 | 100 |
Пассажировместимость, чел. | 1 | 1 |
Габаритные размеры пакета (лодки в сложенном виде), м | 0,88X0,70X0,42 | 0,8X0,65X0,3 |
«Малютку-3» можно использовать на реках и в прибрежных зонах озер и водохранилищ при удалении от берега до 300 м и высоте волны до 0,3 м, причем не только для рыбалки и охоты, но и для обучения гребле подростков, как судно для начинающих туристов, как переносное средство переправы.
При несколько больших габаритных размерах: длина увеличена на 30 мм, ширина — на 40 мм, высота борта — на 80 мм, «Малютка-3» сохранила все достоинства предыдущей модели. В сложенном виде ее можно перевозить в общественном транспорте и в багажнике легкового автомобиля, а хранить — в гараже или на антресолях городской квартиры.
Увеличение размеров привело к повышению веса на 3 кг, но преимущества новой модели с лихвой окупают ее утяжеление.
Для более легкого хода под веслами конструкторы сделали кормовые обводы заостренными. Благодаря более полным носовым обводам и приподнятой скуле в носу лодка лучше преодолевает встречную волну.
По сравнению с прежней «Малюткой» обводы новой лодки имеют больший коэффициент полноты ходовой ватерлинии, конструкторы отказались от скошенной скулы. Это заметно увеличило остойчивость лодки.
Более высокая пенопластовая банка — сиденье, закрытая чехлом из кожзаменителя, пристегивается ремнем к средней секции. Одновременно банка является блоком плавучести на случай затопления лодки водой.
Схема расчленения корпуса на секции такая же, как у прежней «Малютки» — три секции соединены через фланцы на шпильках и гайках-барашках.
Фланцевые соединения одновременно служат поперечным набором корпуса.
Водонепроницаемость в стыках обеспечивают прокладки из губчатой резины.
Корпус и палуба «Малютки-3» изготовлены из коррозионно-стойкого алюминиево-магниевого сплава АМг-5М при помощи аргонодуговой сварки и холодной штамповки.
Толщина днища и бортов — 1,5 мм, поперечного набора — 4 мм.
В снабжение «Малютки-3» входят пара деревянных весел с уключинами и черпак.
В 1983 г. планируется поставить в торговую сеть 2200 лодок этой модели. Розничная цена — 110 руб.
Конструкторы выражают благодарность читателям журнала и владельцам предыдущих моделей «Малютки» за советы и пожелания, присланные в адрес завода и редакции «Катеров и яхт».
От редакции
Осенью нам удалось опробовать «Малютку-3» на плаву. К месту испытаний — тихой речке Тосне, добирались по Неве на мотолодке «Ладога-2», погрузив разобранную «Малютку» в каюту. Данный способ перевозки подсказал нам еще одну идею использования этой лодки: в качестве бортового тузика для сравнительно крупных катеров и небольших яхт.
Знакомясь с новой моделью, мы невольно сравнивали ее с прежней «Малюткой». Благодаря уменьшению количества шпилек и гаек-барашков (12 шт. вместо 18) заметно сократилось время сборки-разборки — полностью лодку можно собрать примерно за полчаса, однако два фланца-шпангоута стягиваются так же надежно и через соединения секций внутрь не попало ни капли воды.
При переноске на большое расстояние ощущается увеличившийся вес лодки, но благодаря П-образным отгибам бортов переносить ее стало удобней.
Направляя лодку против волны от проходящих катеров, мы убедились в повышении мореходности «Малютки-3»: полные с подъемом скулы носовые обводы не дают ей зарываться в волну.
Увеличенная высота борта в сочетании с отгибами бортов препятствует забрызгиванию при ходе вдоль невысокой волны.
Заметно повысилась остойчивость. Это ощущается как при посадке в лодку, так и на ходу. Пассажир может сдвигаться к самому борту и даже, без резких движений, вставать в полный рост.
В отличие от прежней «Малютки», на новой модели нет скуловых килей, которые препятствовали резкому накренению, но доставляли массу неудобств рыболовам и охотникам при плавании по мелким и заросшим водоемам. На «Малютке-3» мы без труда проходили по мелководью, швартовались к отмелому берегу, пробирались по заросшему тростником и ряской затону.
Лодка прибавила в скорости И стала поворотливее. Благодаря подъему днища к ватерлинии у транца лодка не тянет воду, легче идет задним ходом.
Удобнее стало грести: гребец среднего роста теперь может свободно вытянуть ноги, упереть их в транец. Увеличенная высота пенопластовой банки-сиденья позволяет в полной мере использовать мышцы спины и ног, свободно откидываться назад при гребке, причем нос притапливается незначительно. Металлические весла заменены на деревянные, более удобные и эффективные. Теперь есть надежда в аварийных ситуациях выгрести против ветра, течения или волны.
Две пары подуключин, одна из которых использовалась на прежней модели очень редко, заменены одной. Подуключины вынесены за борт, теперь вода с весел не стекает в лодку.
Якорный конец удобно закладывать за небольшой обушок с внутренней стороны транца. Носовой же фалинь крепится за одно из трех отверстий в брештуке. На наш взгляд, это неудобно. Сподручнее это делать за обушок на форштевне. А поверхность брештука целесообразно оставить сплошной: это послужит лишней защитой в непогоду от забрызгивания через нос.
Хорошее впечатление производит качество изготовления корпуса и его окраски.
Более детальную оценку новой лодки должны дать будущие владельцы «Малютки-3».