В ночь на 6 октября из аванпорта Вентспилса по сигналу ракеты устремились в неспокойное осеннее море три крупнейшие яхты Балтики — ленинградская «Аврора», клайпедская «Лиетува» и таллинская «Линда». Стартовала осенняя гонка для яхт открытого моря типа «Конрад-54», организованная Ленинградским кораблестроительным институтом и посвященная его пятидесятилетию.
Гонка протяженностью 650 миль с огибанием островов Готланд и Борнхольм ставила целью поиск путей повышения надежности яхтенных конструкций и парусов, а главное — давала возможность тренировки экипажей и стажировки будущих яхтенных капитанов в тяжелых условиях штормовой Балтики.
К сожалению, из-за трудностей с комплектованием экипажей в этом осеннем соревновании не смогли принять участие еще две однотипные яхты — «Спарта» и «Виллис Лацис» из Риги, а сроки проведения и, следовательно, дистанцию гонки пришлось сократить.
Экипажи всех «Конрадов» сдружились на Кубке Балтики-80. Тогда и было решено совместно совершенствовать нашу балтийскую эскадру однотипных судов, делиться опытом управления яхтой и техническими усовершенствованиями, по возможности внедряя новинки сразу на всех судах. А главное — хотелось увеличить «отдачу», т. е. число и дальность выходов наших «Конрадов». Родилась идея провести после Кубка еще одну спортивную встречу специально яхт этого типа.
Рыбаки и моряки Вентспилса радушно встретили яхтсменов. Несмотря на тесноту — из-за шторма в порту отстаивался рыболовный флот, нашлось место и для нас. Каждую приходящую яхту встречали салютом и дружескими приветствиями. Команды вместе готовили яхты, а вечером отдыхали в уютном интерклубе...
После старта с попутным, но постепенно усиливающимся ветром гонку возглавила «Аврора». Утром, когда мы обогнули каменистый риф Сульвурев, ограждающий Готланд с северо-востока, паруса соперников были видны далеко на горизонте. Позднее мы узнали, что спинакера этих яхт не выдержали свежего ветра, и им пришлось уменьшить парусность на несколько часов раньше «Авроры». У нас на «Авроре» спинакер тоже был сорван ветром — срезало заклепки фаловой дощечки.
Красивые обрывистые берега по левому борту, яхты-соперники — за кормой; в свежий ветер, неся полную парусность, с праздничным настроением мы проходили Готланд. Нас приветствовали с проходящего парома, покачал в знак приветствия крыльями шведский спортивный самолет.
Вечером, обогнув южную оконечность Готланда, легли курсом на Клайпеду, где и должны были финишировать. Радио уже предупреждало о штормовом встречном ветре в южной Балтике, но барограф чертил горизонтально, и мы, надеясь успеть финишировать до ухудшения погоды, несли в бейдевинд полные паруса, развивая скорость около 9 уз.
До Клайпеды оставалось около 30 миль, когда, к утру, ветер начал быстро усиливаться и заходить. Вырвало боут на генуе, пополз грот. Взяли рифы, но не выдержал кренгельс рифбанта, пришлось грот убрать.
Яхта имела хороший 3—4-узловый ход под одним штормовым стакселем и при этом выбиралась на ветер. Мы приняли решение не мучить команду постановкой дополнительных парусов. Ветер продолжал усиливаться, а ведь нам еще необходимо было помнить и о возвращении домой в Ленинград при осенних норд-остах!
Почти сутки штормовали яхты на подходах к Клайпеде. Ветер держался в пределах 40—52 уз (10—11 баллов).
Первой подошла к Клайпедскому входному створу «Линда», лавировавшая под штормовым гротом и стакселем, но ее капитан принял правильное решение не входить в порт в темное время суток; слишком сильны были прибойная волна и береговое течение. Ожидать рассвета «Линда» ушла в море.
На «Лиетуве», имевшей самые старые «по возрасту» паруса, лавировали под двумя стакселями, развивая ход 5—7 уз. Когда она вошла в порт, никаких других пригодных парусов для такого ветра уже не оставалось.
Яхты показали отличные мореходные качества и оказались достаточно надежными для самых суровых условий. Командам досталось крепко. Ветер и брызги секли лицо и руки, как песок; вахта спускалась вниз насквозь промокшей. Выручали теплая одежда, инфракрасная газовая горелка и желание финишировать, сколько бы ни продлился шторм. Тревожило положение остальных яхт — все ли у них в порядке? Не отвернули ли они в Вентспилс? — ведь курс туда с попутным ветром и волной.
Ослабление и отход ветра пришли в невыгодной для «Авроры» ситуации. Пришлось, поставив штормовой грот, делать длинный галс от берега, а затем уже снова поворачивать на Клайпеду. Входили в порт поздним утром. Крутая волна перекатывала через мол; у входа наблюдалось сильное продольное течение. На всякий случай прогрели двигатель, но влетели в аванпорт с хорошим ходом под парусами, получив напоследок пару хороших гребней на палубу.
В порту нас обрадовали — остальные яхты уже финишировали, серьезных поломок нет.
На торжественном собрании приз ЛКИ (приемник высшего класса «Ленинград») был вручен победителям гонки — экипажу яхты «Линда» Эстонского морского пароходства (капитан К. А. Вирунурм, помощники М. X. Сумберг и Э. Э. Эккер).
Памятные подарки получили и экипажи «Лиетувы» (капитан О. М. Кубилюнас, помощники С. К. Кудзевичюс и Р. А. Даргис) и «Авроры» (капитан А. А. Оскольский, помощники А. Д. Старков, С. Н. Андреев, В. В. Осипов).
Собрание выдвинуло просьбу сделать осенние гонки открытого моря на приз ЛКИ традиционными — ежегодными.