В августе текущего года в г. Тарту состоялся финал всесоюзных гонок на судах народного потребления (СНП). Соревнования были посвящены 40-летию освобождения города от немецко-фашистских захватчиков. Маршрут 300-километровой крейсерской гонки проходил по реке Эмайыги, Чудскому, Теплому и Псковскому озерам до д. Медли на о-ве Колпино. Стартовало 62 экипажа.
В классе СНП-1000 первыми финишировали братья Юхан и Яан Лаур на мотолодке типа «Дельта» (г. Вильянди); в СНП-700 — шофер Райво Ыйглас и механик Мете Эрисалу на «Нептуне-3» (p/к «Ляэне калур»); в СНП-500 —Рейн Алекырс и Яан Ряста на «Немане-2» (г. Тарту) в СНП-350 — Владимир Чуднов и Сергей Казаков на «Оке-4» (г. Кемерово). Кстати, команда ОК ДОСААФ г. Кемерово уже третий год подряд — единственный представитель Сибири на всесоюзных соревнованиях на СНП.
Вызывает восхищение упорство, с каким кемеровчане преодолевают не только спортивные, но и организационные, финансовые и транспортные трудности.
К сожалению, многие экипажи не получили зачетных очков за эту гонку, так как проскочили поворотный знак и ушли на Псков. Удивительно, что среди заблудившихся оказалось немало эстонских гонщиков, которые имели возможность заблаговременно изучить трассу. Скорее всего, в порядке прохождения трассы ошибся кто-нибудь из лидеров и все последовали за ним.
Устраивая гонки на озерах и водохранилищах, видимо, нужно требовать наличия на каждой лодке не только схемы маршрута, но и простейшего навигационного оборудования. Отказываться же от гонок на открытой воде нельзя: где еще можно про верить штурманскую подготовку и выносливость спортсменов, мореходные качества лодок?
Утром следующего дня участники совершили переход от Тарту до спортивной базы ДСО «Калев». Мероприятие представляло собой настоящий спортивный праздник. Суда несли флаги союзных республик и лозунги, посвященные 40-летию освобождения Тарту. Звучала эстонская и русская, украинская и башкирская речь.
Друзья-соперники были рады возможности встретиться, ведь всесоюзное соревнование на СНП бывает только один раз в году.
После крейсерской гонки ни одной из команд не удалось избежать штрафных очков.
Места в командном зачете окончательно определились в гонках по кольцевой трассе протяженностью 60 км, размеченной на узкой (до 60 м) и извилистой реке. Все участники были разделены на четыре группы.
Экипажи Алекырс — Ряста (СНП-500) и Ыйглас — Эрисалу (СНП-700) добились успеха и в кольцевой гонке. В СНП-1000 победили сварщик Аго Юнда и электрик Харри Умик на «Нептуне-3» (сборная Эстонии)?, их выступление отличалось острой борьбой и было наиболее зрелищным. В СНП-350 с большим преимуществом лидировали на «Оби» супруги Виктор и Людмила Федотовы из московского «Виража», однако при уходе с трассы после финиша они нарушили инструкцию главного судьи и были сняты о зачета. Первое место присудили токарю Михаилу Горбу и электромонтеру Геннадию Рыбакову на «Немане-2» (г. Запорожье).
В кольцевой гонке в классе ССП-500 участвовало и несколько самодельных лодок.
Лучший результат показали Владимир Тропин и Владимир Ситников из Петрозаводска, однако их время было только четвертым среди всех экипажей, выступавших в 500-кубовом классе. Экипаж единственной мотолодки в классе ССП-1000 Пеэт Кууск и Игорь Полянский из «Ляэне калур» получил специальный приз за наивысшую скорость — 69,05 км/ч.
В командном зачете первое место завоевали представители СТК «Двигатель» из Таллина, прошлогодние победители — сборная Эстонии — на этот раз заняла второе место. Судьбу третьего места решило всего одно очко, которое команда «Ляэне каяур» выиграла у московских рабочих АЗЛК- Всего в командном зачете участвовало 15 организаций.