Дважды в проведение этих гонок на Большой Неве в историческом центре одного из красивейших городов планеты вмешивался суровый характер Балтики. Болельщики "Формулы" помнят, как в 1990 г. из-за сильного зюйд-веста и крутой волны управлять скутерами стало невозможно — начались аварии и столкновения, гонку отменили, этап был признан несостоявшимся. В 1995 г. ожидать, когда уляжется разгулявшаяся на Неве двухметровая волна, пришлось практически целый день: старт дали только в девятом часу вечера и на сокращенной дистанции, однако эта гонка белой ночью на фоне величественных дворцов и соборов так понравилась и пилотам, и деятелям УИМ, что в следующем году Петербург вновь встречал сильнейших водномоторников мира.
Скажем сразу, и 9 июня 1996 г. штормовое предупреждение держало организаторов в серьезном напряжении в течение всей финальной гонки, однако она прошла без особых осложнений и, по общему признанию, получилась острой и интересной. И руководство УИМ без колебаний утвердило Санкт-Петербург в качестве места проведения Гран-При России и на следующий 1997 год.
Это и знак признания спортивного авторитета нашей страны, и, бесспорно, дань восхищения морской столицей России, где так тесно переплетены 300-летняя история флота и стремительность современной жизни. Ведь главной задачей организаторов "Формулы-1" всегда было стремление превратить гонки сильнейших пилотов в яркое спортивное шоу, захватывающий спектакль, собиравший десятки, а то и сотни тысяч зрителей, представляющий неограниченные возможности рекламодателям.
Центр Петербурга — Нева у Петропавловской крепости — по всеобщему признанию, оказался идеальным местом для проведения "Формулы-1", зачастую на многих этапах вынужденной мириться с окраинами городов или старинными гидротехническими сооружениями вроде печально известного Бристольского дока.
"Санкт-Петербург — фантастически красивый город, и наше водно-моторное шоу отлично вписывается в его историю. Мне очень нравятся условия проведения соревнований, а то, что гонки смотрят одновременно около 300 тысяч собравшихся на набережных зрителей, придает особый азарт", — сказал, отвечая на вопросы журналистов, Гвидо Капеллини.
Этот известнейший итальянский гонщик появился на Гран-При России уже в ранге трехкратного Чемпиона мира в "Формуле-1". За двенадцать лет проведения Чемпионатов такого успеха до него добивался только легендарный Ренато Молинари — его земляк и первый наставник. Более того, Г. Капеллини приехал в Петербург, уже имея две победы на двух предыдущих этапах Чемпионата 1996 г. — выиграв Гран-При Италии и Венгрии. Естественно, что главное внимание прессы, зрителей, соперников, а это было еще двадцать известных пилотов из одиннадцати стран, было приковано к знаменитому итальянцу.
Несмотря на лишь третье место, занятое накануне в классификационных гонках (Pole Position), финальную гонку Капеллини начал уверенно — сразу со старта вырвался вперед и практически лидировал до самого, финиша, лишь на короткое время пропустив вперед финна Перти Леппала. Великолепный итальянец первым завершил назначенное число кругов по 2011-метровой трехбуйной трассе: на эти 46 кругов он затратил 40 мин. 22 сек. Это значит, что в течение этого времени он шел со средней скоростью около 140 км/ч, естественно, несколько сбавляя ее на 138 левых поворотах и прибавляя на прямых отрезках трассы вдоль Невы. Итак, Гвидо Капеллини завоевал Гран-При России и прибавил 20 очков за победу к уже имеющимся 40 в общем зачете (как стало известно, 23 июня и 7 июля он выиграл два следующих этапа — Гран-При Франции и Греции, что делает реальными его шансы стать Чемпионом мира четвертый год подряд!).
В чем секрет такого его успеха? Главным оружием итальянца остается прекрасно отлаженная техника в сочетании с большим опытом и высочайшим спортивным мастерством. Говоря о технике, мы в первую очередь относим это к уникальным скутерам "старших классов", которые проектирует и строит его собственная фирма "ДАК" (до 40 штук в год). В этом году "ДАК" заняла первую позицию в тройке мировых лидеров в производстве гоночных корпусов. В официальных бюллетенях УИМ отмечено, что в этом году фирма "ДАК" уже переместилась на первую позицию. Подтверждением этому в Петербурге было и первое место 45-летнего южноафриканского гонщика Энтона ван Хеердена в розыгрыше Pole Position (скорость круга 158.79 км/ч) и второе место по итогам третьего этапа 35-летнего финна Перти Леппала: он получил 15 очков, завершив 46-ой круг всего на 9 секунд позже Капеллини! Оба — и Энтон, и Перти — выступали на корпусах "ДАК", которые отличаются тонкой аэрогидродинамической настройкой и особой прочностью.
При постройке скутеров "Формулы-1" используются самые высокопрочные материалы (кевлар, углепластик, титановые сплавы) при почти полном отказе от привычного дерева. При этом носовые оконечности корпусов, наоборот, делают менее прочными, легко сминающимися, чтобы гасилась энергия удара при столкновениях. По тем же требованиям безопасности гонщиков правила ограничивают не только кубатуру (и, следовательно, мощность) мотора, но и минимальные длину (4.8 м) и вес (390 кг) скутера. Обязательно наличие особо прочной капсулы безопасности, шлема, страховочных ремней и спасательного жилета.
Внешне все нынешние скутера похожи один на другой. Это катамараны с боковыми килеватыми корпусами-спонсонами и профилированным мостом, на котором расположен поднятый над водой обтекаемый корпус с капсулой безопасности и подвесным мотором американской фирмы "Меркури" (с общим рабочим объемом 6 цилиндров 2000 см3). Однако при всей внешней схожести каждый скутер — уникальная комбинация особенностей обводов, соотношения размерений, центровки, профилировки и расположения продольных и поперечных реданов, скегов и т.п. Здесь в самых жестких условиях высоких скоростей и перегрузок проверяются и оттачиваются многие достижения гидро- и аэродинамики, способствующие общему прогрессу техники...
К сезону 1996 г. Капеллини построил новый катамаран, который создан "специально под него" — с учетом его манеры вести гонку. Особенности обводов обеспечивали лучший разгон и балансировку. Возможность выводить и использовать элитную породу таких "рысистых скакунов", естественно, дает Капеллини преимущество перед другими пилотами. Заметим, что стоимость подобного уникального корпуса переваливает за 40 тысяч долларов, так что даже имея мощную спонсорскую поддержку не каждый гонщик может менять скутера каждый год!
Трижды Капеллини на наших глазах выходил на воду перед гонкой, трижды менял винты — то с трехлопастного на четырехлопастной, то наоборот, настраивал двигатель на мощный старт, подходил к техническому директору соревнований и интересовался его мнением по поводу изменения погоды. Всех интересовало, стихнет ли к вечеру ветер или нет? (Впервые в истории "Формулы-1" организаторы воспользовались петербургскими белыми ночами и с самого начала запланировали провести финальную гонку после 19 часов).
Наблюдая за подготовкой ведущих гонщиков к борьбе на сложной трассе — порывистый ветер, более чем полуметровая волна, достаточно сильное свальное течение (под углом к прямым участкам трассы) — мы еще раз наглядно убеждались в том, что для настоящего пилота спортивная схватка начинается на берегу. Только полный союз винта, мотора и корпуса — использование абсолютно всех возможностей техники — в сочетании с опытом гонщика может привести к победе. Если же говорить о ходе гонки, то присутствующие вновь могли убедиться в высочайшем мастерстве знаменитого итальянца и, конечно, в его везении, чего нельзя сказать о его соотечественнике — 37-летнем Фабрицио Бокка. Гонщику с 20-летним стажем, Чемпиону мира в "Формуле-1" 1992 г.; на Неве фатально не везло. Во время классификационных заездов 8 июня, стремясь получить более выгодную стартовую позицию, он уже показал очень хорошее время круга (159.0 км/ч), но затем последовал неожиданный подлет на волне и скутер, потеряв продольную устойчивость, на полной скорости зарылся носом в уходящую волну. Замолк двигатель, помчались на помощь лодки спасательной команды "Оспрей" (по нормам на это им отводится 30 секунд). Гонщика подняли на борт подошедшего катера, а полузатопленный скутер стали буксировать к берегу. Через минуту у всех в затихшем лагере вырвался вздох облегчения: спортсмен не пострадал, да и лодка после короткого осмотра была подготовлена к гонке. Но на следующий день, на предстартовой тренировке, вновь произошла авария, на этот раз уже более серьезная. Лодка еще одного итальянского пилота — Пьеро-Джорджо Кьяппы — теряет управление (из-за поломки рулевого валика) и ее резко бросает влево, а идущий следом Бокка на полной скорости врезается в корму соперника. Оба скутера терпят бедствие. Бокка поднимают через откинутую аппарель на спасательный катер и быстро доставляют на берег — в уже ожидавшую машину "Скорой помощи". К счастью, и на этот раз все закончилось относительно благополучно — гонщик отделался ссадинами и ушибами. Однако, если бы не капсула безопасности, все могло быть гораздо хуже.
Так или иначе, но после двух аварий, Фабрицио Бокка в финальной гонке участия не принимал и имевшийся у него запасной скутер ему не потребовался. Это обстоятельство оказалось немаловажным для нашего российского гонщика 37-летнего Андрея Берницына (хорошо известного постоянным читателям "КиЯ"). Дело в том, что, как и в прошлом году, Андрей — наш единственный гонщик, получивший суперлицензию на участие в гонках "Формулы-1", до последней недели не имел ни скутера, ни мотора. Для фактического вступления в высший "октановый свет" необходимы не только соответствующие спортивные достижения (они-то у него были: Андрей — неоднократный Чемпион мира и Европы в классах "0-350" и "0-500"), но и очень большие суммы для приобретения уникальной техники и возможности участия в 10-этапном Чемпионате с разъездами по всему миру. Только солидные спонсоры способны выложить необходимые 200-250 тысяч долларов, а их найти не удавалось. В самый последний момент, благодаря усилиям заместителя мэра Санкт-Петербурга В.Малышева и "УИМовского" промоутера — организатора, ответственного за расширение круга участников — маркиза Николо ди Сан-Жермано, удалось договориться с Бокка об аренде его запасного корпуса.
Андрей уже опробовал в свободной тренировке предоставленный скутер "ДАК" и сразу же показал высокую скорость круга— 136.7 км/ч. Для первого, по сути пробного, выхода, это — очень хороший результат. Андрей сумел пройти круг меньше чем за минуту — за 57 сек.
"Конечно, существенная разница времени с лучшим прохождением круга (42 сек.) остается, но она может быть компенсирована его большим опытом ведения гонки по бурной воде на скутерах младших классов", — так прокомментировал главный судья соревнований А.Беляевский этот выход Берницына.
Отметим, это всего третье по счету выступление Андрея в "Формуле-1" и снова — на чужом незнакомом скутере, без подготовки. В таких условиях невозможно требовать от новичка высоких результатов в гонке: путь на "формульный" Олимп неизменно долог и изнурителен, поэтому, как и в прошлом году, задача для Андрея была сформулирована так: "дойти до финиша и никого не задеть!" Он ее выполнил. Четко взяв старт в основной группе гонщиков, Андрей не ввязывался в "околобуйные схватки", огибал буи по большому радиусу, а на прямых старался держать "внешнюю дорогу", хотя при этом зачастую не уступал лидерам в скорости.
Гонка в "Формуле-1" — это честная борьба на грани возможного. Но это всегда еще и стресс, потому что при таких скоростях и перегрузках каждый осознает существующую для него реальную опасность. С места скорость 100 км/ч скутер набирает менее чем за 3 секунды. Скорости на прямых достигают 230-240 км/ч. Даже при официально разрешенной высоте волны до 0.5 м и скорости ветра 2-3 м/сек штурвал вырывается из рук гонщика с такой же силой, как если бы он на автомобиле с полного хода вылетел на свежевспаханное поле. Чтобы удержать скутер на курсе, весь момент сил от оси гребного винта пилот держит на руках. Руки, шея — это то, что устает в первую очередь. За 40-45 минут гонки пилот теряет до 5 кг веса. Частота пульса приближается к 200 ударам в минуту. Перегрузки во время каждого поворота, когда скорость 200 км/ч пилот должен за 1.5 секунды поменять на 150 км/ч, но в обратную сторону, достигают 5-6 g.
Как рассказывал Алексей Ишутин, первый советский (российский) гонщик, севший за руль "Формулы-1" (было это в 1990 г.), — "бывают при этом моменты, когда буквально на доли секунды теряешь сознание. Только благодаря автоматизму делаешь поворот правильно, но, когда уже двигаешься прямо, требуется время, чтобы понять, куда же ты едешь..." Это несравнимо даже с автомобильной "Формулой"! На таком пределе возможностей гонщик должен не просто наблюдать за положением на трассе впереди и за кормой (в зеркало заднего вида), но и вести тактическую борьбу с главными соперниками, прогнозировать развитие ситуации, имея очень узкий сектор обзора (так как на 3/4 шлема, по правилам безопасности, капсула закрывает гонщика).
Обо всем об этом мы вспоминали, когда встречали Андрея после финиша. Мокрого, запыхавшегося, но счастливого: он финишировал одиннадцатым, завершив 40 полных кругов за 40 мин. и 23 сек.
"Бороться можно! Запас мощности позволял идти быстрее, но входить 8 новый класс предпочитаю постепенно. Конечно, необходима своя техника, нужны регулярные тренировки, важен опыт — участие во всех 10 ежегодных этапах. "Формула-1" может много дать нашему водно-моторному спорту — это новый виток, новый уровень!" — делился первыми впечатлениями Андрей.
Если в прошлом году он стал первым российским пилотом, который вообще финишировал в гонках "Формулы-1", то в этом году в сводном судейском протоколе после него было еще 10 строк с именами известных в водно-моторном мире пилотов, по тем или иным причинам не получившим финиша. Так, на 16-м круге из-за пробоины сошел с трассы англичанин Джелф, на 14-м круге перестал работать двигатель у итальянца Майка Зам-парелли, за остановку гонки был дисквалифицирован англичанин Пол Блэкберн.
Кстати, мы впервые видели в действии введенную в этом году систему радиосвязи судей с пилотами: после остановки гонки скутера были вновь выстроены на трассе точно в занимаемом ранее порядке, и гонка была продолжена.
Сразу же после финиша, оседлав скутера, команды победителей в полном составе совершили круг почета. Тысячи зрителей приветствовали Гвидо Капеллини, Перти Леппала, немца Майкла Вернера (3-е место, 12 очков; 45 кругов, 40 мин. 28 сек.).
Пожалуй, только у Вернера были основания для недовольства собой. Этот 50-летний немецкий инженер-механик — признанный ас. Более 300 раз он становился победителем в различных классах судов (5-кратный Чемпион мира, 5-кратный Чемпион Европы и т.д.). В последние годы Вернер считается главным конкурентом Капеллини, так как ставит перед собой задачу завершить спортивную карьеру с титулом Чемпиона мира. Как видим, пока это не удается. Отметим, что у Вернера своя фирма по доводке сверхмощных гоночных моторов "Меркури". Занимаясь селекцией блоков, тонкой настройкой двигателей, он добивается фантастических результатов: двухлитровый в принципе 250-сильный мотор достигает мощности 376-378 л.с.! Однако реализовать эту мощность не всегда удается. В финальной гонке на Неве он "не попал в винт". Дело в том, что, имея по десятку частично погруженных гребных винтов, гонщики подбирают их с учетом конкретных условий, ориентируясь или на максимальную приемистость — для быстрого набора скорости на старте и после поворотов, или на максимальную скорость на прямых. В данном случае Вернер выбрал винт неудачно, т.е. во многом проиграл гонку еще на берегу. В итоге — потеря еще 8 очков, которые станут так необходимы после заключительного этапа в Абу-Даби, когда будут суммироваться набранные на всех 10 этапах очки и по ним определится новый Чемпион мира. Кстати, там, в Эмиратах, его ждет приз в 500 тысяч долларов и роскошный автомобиль "Мазерати".
Президент УИМ Ральф Фрелинг высоко оценил уровень организации гонок и вклад Санкт-Петербурга в расширение границ Чемпионата "Формула-1 ". В этом большая заслуга городских властей — в лице зам.мэра Валерия Малышева, а также организаторов соревнований — Национального Фонда Спорта "Нева" и конкретно его зам.генерального директора Бориса Быкова, спортивного директора Алексея Ишутина, представляющего НИИ ТМ, и Федерации водно-моторного спорта Петербурга.
"От имени всего нашего клана "Формулы-1" я хотел бы поблагодарить жителей Санкт-Петербурга и всех российских зрителей за их теплую поддержку нашего вида спорта. Мы надеемся встретиться вновь и в 1997 году", — сказал, прощаясь, Николо ди Сан-Жермано. Он полностью поддерживает Санкт-Петербург в борьбе за право проведения Олимпиады 2004 года. При поддержке УИМ на всех этапах "Формулы" развернута палатка Заявочного олимпийского комитета "Санкт-Петербург — 2004". Представители этого комитета знакомят зрителей с городом — кандидатом, его планами и возможностями по проведению Олимпийских игр.
Волею судьбы водно-моторный спорт нашей страны оказался гораздо ближе к Олимпу "Формулы-1", чем автомобильный. У нас есть талантливые гонщики с мировым именем, великолепные механики, уже опробованная прекрасная трасса в центре города. А главное — есть и огромная армия поклонников водно-моторного спорта. Хочется верить, что эти уникальные возможности будут использованы и что не за горами тот день, когда столицу будущей Олимпиады — Петербург — украсят и победы российских гонщиков "Формулы-1".
Гвидо Капеллини — Guido Cappellini
Итальянец. Родился 7 сентября 1959 г. в г.Мариано Коменс, где и проживает в настоящее время. Не женат.
Профессия — кораблестроитель, профессиональный водитель-гонщик.
Хобби — водные лыжи.
Этапы спортивной карьеры:
- 1976 г. — Увлекся гонками на картах.
- 1981-82 гг. — Чемпион Италии и Европы по картингу
- 1983 г. — Приобретает опыт гонщика на автомобилях
- 1983 г. — Благодаря знакомству со знаменитым Ренато Молинари увлекается водномоторным спортом — дебютирует в классе "S850"
- 1984 г. — Начинает выступления в Чемпионатах мира "Формулы-1"
- 1987 г. — Авария в Бристольском доке. Остался жив только благодаря капсуле безопасности
- 1992 г. — Устанавливает мировой рекорд скорости на скутерах "F-1" — 222 км/ч
- 1993-94-95 гг. — Чемпион мира на "Формуле-1"
За свою блистательную карьеру он уже (на июль 1996 г.) 88 раз принимал участие в гонках "Формулы-1" и 17 раз выигрывал Гран-При.