Мы — это яхтсмены московского яхт-клуба «Водник», экипаж яхты «Эолика» («Конрад-28»): О. Т. Иванов, В. В. Кузьменко, В. А. Филиппов, К. В. Говоров, В. А. Евстратов во главе с капитаном яхты В. К. Говоровым. Люди разных возрастов, профессий, характеров, парусной квалификации, которых сплотила в одну семью, экипаж, общая цель — Каспий.
Основные данные яхты типа «Конрад-28»
Длина наибольшая, м | 8,25 |
Длина по ватерлинии, м | 6,64 |
Ширина, м | 2,93 |
Осадка, м | 1,20 |
Или | 1,50 |
Водоизмещение, т | 2,75 |
Масса балласта, кг | 900 |
Площадь парусности, м2: | |
— грот | 13,60 |
— генуя | 23,30 |
— стаксель | 17,00 |
Мощность всп. дв., л. с. | 12,00 |
Конечно, Каспий — не «ревущие сороковые», но то, что удалось узнать из различных источников, говорило о его скверном характере — частых, внезапных и сильных штормах, сложных гидрометеорологических и навигационных условиях. Поэтому мы решили себя «подстраховать» полным набором карт и навигационных справочников, комплектом приборов, включая три компаса, пеленгатор, эхолот, электронные лаг и анемометр, барометр, радиостанцию и радиоприемник.
И вот мы в Астрахани — преддверии Каспия. Сюда яхта была доставлена на борту теплохода. Далее мы планировали пройти вниз по Волге до выхода в море, сделать короткие остановки в Махачкале, Баку и Красноводске и вернуться в Астрахань.
Выходим в ночь на 20 августа. Тихо постукивая дизелем, яхта медленно вышла из узкой протоки и двинулась по извилистому фарватеру Волги. Мерцают огоньки бакенов, мигают отмашками встречные суда — и ночью продолжается жизнь на великой труженице-реке.
С рассветом дельта предстает перед нами во всей красе — острова, протоки, оранжевые костюмы рыбаков по берегам, громады танкеров и сухогрузов. Постепенно берега сменяются зарослями камыша, в просветах между которыми видна вода. Множество птиц — чайки, утки, цапли...
И вот наконец море — сливающаяся с небом зеленая гладь воды с частоколом буев уходящего к горизонту ограждения Каспийского канала.
К концу дня прошли последний буй и проложили курс на Астраханский плавучий маяк. То и дело приходилось расходиться со встречными и обгоняющими судами. В этом хорошо помогла нам радиостанция «Причал», при помощи которой вахтенный заранее договаривался с капитанами судов о порядке расхождения. При помощи рации мы также получали прогнозы погоды, уточняли у встречных судов координаты яхты, связывались с диспетчерами портов.
Каспий полностью оправдал все самые мрачные прогнозы. Сразу после прохождения Астраханского маяка ветер начал усиливаться, через некоторое время его скорость уже достигала 15—17 м/с, а высота волн — 3—4 м при средней глубине данного района около 5 м.
К утру ветер еще больше усилился, вынудив наглухо зарифить грот и поставить штормовой стаксель. Стала оказывать свое действие и резкая, неприятная качка — у некоторых членов экипажа появились признаки морской болезни. Только к ночи ветер начал стихать, а к утру о шторме напоминала лишь мертвая зыбь, еще долго раскачивавшая яхту.
Полученная в районе острова Чечень встряска оказалась (увы!) лишь прелюдией к настоящему шторму, который захватил нас в районе Дербентской впадины между Махачкалой и Баку.
Ничто, казалось, не предвещало непогоды — прекрасный солнечный день, высокое атмосферное давление. Лишь вечером перед заходом солнца ветер несколько усилился. Пока мы убирали Геную и готовили к постановке стаксель, налетел шквал. Море мгновенно вскипело, на высоких нотах, по-поросячьи, завизжал в такелаже ветер, стрелка анемометра прошла отметку «45 узлов» и надолго остановилась у ограничителя. Ничего не оставалось делать, как убирать грот и убегать от шторма (благо ветер оказался попутным!) под одним рангоутом1.
По радио запросили прогноз у встречного теплохода. «Срочное штормовое предупреждение! Ветер с норда, свыше 25 м/сек. К утру шторм прекратится. Вам нужна помощь?» — услышали в ответ. Помощь была не нужна и, пожелав друг другу счастливого плавания, мы разошлись.
Вопреки прогнозу, к утру шторм не утих, а продолжал бушевать с той же силой. Одной особенно большой волне удалось развернуть яхту лагом. Тотчас многотонная масса воды навалилась на борт, залила кокпит, чуть не выбросив вахтенных в море (к счастью, они были привязаны страховочными концами) и накренила судно так, что подветренная краспица ушла в воду. Несколько секунд ожидания показались часом. Но вот яхта медленно выпрямилась, избавилась от воды в кокпите и продолжила скачку по волнам.
Трое суток трепал яхту шторм, то немного стихая, то усиливаясь вновь. Только за Апшеронским полуостровом ветер и волны поутихли и дали нам возможность спокойно дойти до Баку.
В определении места яхты большую помощь оказал обыкновенный радиоприемник ВЭФ-12, который при отсутствии видимых ориентиров мы использовали как радиопеленгатор. Так, по радиопеленгам удалось определить свое местоположение и вывести яхту к Нефтяным Камням, а от них — в «коридор», выделенный для движения судов вдоль Апшеронского полуострова.
В этом районе движение производится по рекомендованным курсам, проходящим среди эстакад, нефтяных вышек, платформ, свай. Ориентирование в таких условиях довольно сложно, особенно ночью, когда редкие огоньки навигационной обстановки тонут в море огней на буровых вышках.
Несколько дней стоянки в Баку мы потратили на приведение яхты в порядок, просушку одежды, мытье яхты и парусов.
Переход из Баку в Красноводск оказался на редкость спокойным — сопутствовали легкий ветер и солнце. Особенно красивы были ночи: тишина, огромная белая луна, заливающая море призрачным светом, бархатное черное небо, пересыпанное алмазами звезд.
Красив Красноводский залив. Надежно защищенный от морских волн, он — прекрасное место для занятий парусным спортом, но яхт в Красноводске нет.
Через сутки после выхода из Красноводска вновь разыгрался шторм, однако на этот раз он не доставил нам много волнений и хлопот. Единственным омрачавшим фактом было то, что он замедлял продвижение к Астрахани.
Шли открытым морем по счислению, время от времени подходя к берегу на дальность видимости маяков для уточнения места.
Где-то на третьи сутки шторм прекратился, однако через некоторое время ветер изменил направление на 180° и, усилившись, вновь обрел штормовую силу. Правда, на этот раз он стал попутным, чем мы не преминули воспользоваться. Опыт, полученный в трех предыдущих штормах, уверенность в прочности яхты и знание ее возможностей позволили пойти на риск — поставить спинакер.
Почти в течение суток мы неслись со скоростью 7—8 уз. Яхта, подгоняемая ветром и волнами, шла к северу. Но вот стали слышны сигналы Астраханского радиомаяка, а спустя несколько часов показался и сам маяк. Убрав спинакер, с попутным ветром мы проскочили Каспийский канал и вошли в Волгу.
Первое и самое сильное впечатление, полученное на Волге — это ощущение неподвижности, устойчивости. Приятно было чувствовать под ногами твердую палубу, ходить в рост, не хватаясь за леера.
Коротко об итогах похода. За три недели мы прошли немногим более 2100 км по генеральному курсу, без учета лавировок. Из них примерно 1500 км преодолели в штормовых условиях. Шли, в основном, открытым морем вне видимости берегов, пользуясь всем арсеналом имеющихся в нашем распоряжении навигационных приборов. Яхтой «Эолика» («Конрад-28») мы остались довольны. Она надежна — выдержала все испытания штормами, достаточно мореходна и обеспечивает необходимый для дальнего морского плавания минимум комфорта экипажу в шесть человек.
Примечания
1. В сложившейся ситуации лучше было бы поставить штормовой стаксель, выбрать его в ДП яхты, а с кормы вытравить длинный конец. В этом случае яхту не поставит лагом к волне, даже если рулевой допустит оплошность.