Пираты? Сейчас? Современные флибустьеры, берущие на абордаж торговые суда? Абсурд! — скажете вы. Но не торопитесь. Быстроходные катера-торпеды пиратов, за которыми не угнаться полицейским посудинам, все чаще дерзко атакуют транспорта в различных районах Мирового океана. Катера флибустьеров XX века снабжены мощными компактными двигателями, новейшими скорострельными пушками, крупнокалиберными пулеметами, совершенной японской радиоэлектронной и радиолокационной техникой. Отбиваться от них безоружным торговым судам — депо безнадежное.
27 марта 1986 года в 03.15 по местному времени на следовавший полным ходом в Малаккском проливе советский теплоход «Высокогорск» напал пиратский натер. Флибустьеры предупредительным выстрелом из пушки остановили судно. Пять вооруженных автоматами бандитов взобрались на «Высокогорск». На виду у безмолвствовавшего экипажа связали капитана и старшего помощника, вскрыли судовой сейф, извлекли деньги, ценные вещи и, не торопясь. Удалились.
Малаккский пролив, соединяющий Андаманское море с Южно-Китайским морем, часто называют «улицей пиратов». Особенно опасен Район, где пролив резко сужается, стесненный множеством островов и островков — главного прибежища малаккских разбойников.
Весной 1987 года в этом месте флибустьеры напали на теплоход «Слуци». Захватив, почему-то, старшего механика, они долго допрашивали его: где находится судовая касса. Не добившись ответа, нападавшие убрались восвояси. Наверное, новички.
7 июля 1987 года в 04.00 по местному времени на теплоход «Художник Ромас» при подходе к Сингапуру на полном ходу напал быстроходный катер. Взобравшись на судно, четыре вооруженных грабителя ворвались в каюту старшего механика, связали его и стали требовать деньги. Поняв, что судно советское, и не найдя ценных вещей, пираты удалились.
Подобных донесений от капитанов наших судов — множество. И это при том, что на советские суда пираты нападают сравнительно редко. Как правило, они ищут ценные грузы на судах под другими флагами. Обычные грузы на наших судах — проволока, кокс, алюминиевые слитки — их не интересуют. Да и у моряков, идущих в Сингапур, обычно брать нечего. Дело другое — на обратном пути из самого дешевого в мире порта.
В мировой прессе описаны многочисленные случаи нападений пиратов, оканчивавшиеся далеко не бескровно.
30 мая 1965 года из филиппинского порта Себу вышел пароход «Донья Пасита» с несколькими сотнями пассажиров. Пароход направлялся в курортное местечко, где горожане намеревались провести воскресный отдых. Через час после выхода из гавани впереди появились два ярких огня. Огни, оказавшиеся прожекторами, быстро сближались с пароходом. Потом прожекторы погасли, и в свете луны показались два быстроходных катера, мчавшиеся навстречу «Донье Пасите». На катерах стояли вооруженные автоматами и винтовками люди. На судне закричали пассажиры, заплакали женщины и дети. Капитан бросился и рации и стал вызывать полицию порта. Однако находившийся на пароходе сообщник пиратов отключил антенну, и сигналы в эфир не пошли. Катера уменьшили ход, а один, выписывая восьмерки, стал кружить вокруг судна. Капитан вынужден был застопорить машину. Пираты подошли к левому борту. Пытаясь опрокинуть нападавших, капитан дал полный ход. С катеров раздались пулеметные очереди. На мостике упали два матроса, на носу — три пассажира. Для спасения пассажиров капитан решил не сопротивляться. У него в сейфе было сто тысяч песо. Может, удастся откупиться?
На палубе появился первый пират и направил автомат на стоящих пассажиров. Его вооруженные сообщники поднялись вслед за ним и прошли на мостик. Спустя некоторое время, не причинив больше никому вреда, бандиты исчезли. Капитан объявил пассажирам, что они могут свободно перемещаться по судну и немедленно сообщил по радио в Себу о похищении грабителями огромной суммы денег.
По фотографиям находившихся в розыске рецидивистов пассажиры опознали двух: Исабепо Майора и Бонито Фабукара. В нападении была замешана и тридцати летняя Ховито Галиндо — подруга Майора. Полицейские арестовали Ховиту и начали переговоры о сдаче Майора в обмен на ее свободу, но »то ни к чему не привело.
Следует упомянуть, что по многим данным филиппинец Исабело Майор являлся одним из главных родоначальников пиратского промысла XX века.
22 июня 1965 года та же банда высадила десант в небольшой филиппинский поселок, убила оказавшего сопротивление судовладельца, ранила его жену и двух дочерей. Ограбив дом, забрав деньги и драгоценности, пираты скрылись.
4 августа на пляже острова Себу на быстроходных катерах высадились 15 вооруженных автоматами флибустьеров. Вначале они напали на полицейский участок, разоружили и связали полицейских. Затем разграбили почтовые отделения, ювелирные магазины и скрылись. Спустя несколько дней пираты ограбили несколько ювелирных магазинов на острове Палаван.
Министр внутренних дел Филиппин созвал в Маниле экстренное совещание с участием полицейских начальников, армейских генералов и командующего военно-морским флотом. Привели в боевую готовность моторизованные отряды, наладили их связь с морскими частями, осматривающими внутренние воды архипелаге и районы Тихого океана и западу и востоку от островов. Особенно тщательно охранялись подступы к портам. Но пираты отреагировали на эти приготовления по-своему.
22 августа четыре катера с полицейскими опознавательными знаками под государственными флагами Филиппин вошли в порт Замбоанга. На пристани толпились горожане. «Наконец-то будет кому защитить нас от пиратов», — думали гулявшие по набережной. Мнимые полицейские неожиданно открыли огонь из револьверов и автоматов, стреляя вначале в воздух. В это время на машинах подъехали настоящие полицейские. В завязавшейся перестрелке им пришлось отступить под натиском более многочисленных и лучше вооруженных пиратов. Банда разгромила телефонную станцию, ограбила многие магазины и богатые дома.
Филиппинские власти привели в действие армию, флот и авиацию. 1 сентября 1965 года с вертолета морской авиации начальнику полиции острова Масбате передали радиограмму: «С двух больших катеров высадились подозрительные люди». Заметив вертолет, пираты скрылись в лесу. Подоспевшие полицейские перехватили шайку. В завязавшейся перестрелке один пират был убит, трое захвачены в плен, а шестеро скрылись. Среди пленных оказался Исабело Майор. Все захваченные 26 марта 1966 года были приговорены к пожизненному заключению. Несмотря на это, оставшиеся на свободе, пополняемые все новыми и новыми бандитами, не только продолжают свой кровавый промысел, но и расширяют районы нападений.
12 декабря 1989 года на рейде Рио-де-Жанейро пираты напали на судно Балтийского морского пароходства «Николай Погодин». Около четырех часов утра к судну неслышно подошла большая лодка. Шестеро вооруженных налетчиков, забросив крючья и «кошки» с веревками, взобрались на палубу в носовой части теплохода, около второго трюма, где находился наиболее ценный груз. В этом месте хранился и пожарный инвентарь, о чем грабители, видимо, были осведомлены заранее. Выбрав лом помассивней, они сорвали замки с трюмного паза и малярки. В момент проникновения в малярку пиратов обнаружил несший вахту на мостике первый помощник капитана. Он выскочил на крыло мостика и закричал. Один грабитель в маске бросился к нему. Остальные были уже в трюме, загружаясь фарфором, стеклом, бижутерией. Последняя представляла особую ценность, тем более что вскоре должен был засверкать традиционный, ни с чем не сравнимый бразильский карнавал.
Вахтенный помощник, включив прожектор, осветил бежавшего к мостику пирата, а третий помощник засигналил тифоном. Грабитель в нерешительности остановился, а затем, дважды выстрелив из крупнокалиберного пистолета в сторону мостика, побежал назад. Вотчмен (сторож из местных жителей, нанимаемый на время стоянки судна) в это время ползал по палубе, ловко прячась за контейнерами, и негромко восклицал: «Бандито! Бандито!»
После сигнала тревоги и выстрелов грабители быстро убрались с судна, волоча с собой самую тяжелую бочку, которую нашли в малярке. В эту бочку боцман сливал остатки краски, бросал негодные кисти и прочий хлам. Можно вообразить возгласы и вид похитителей, когда они, притащив бочку в свое логово, рассмотрели ее содержимое.
Осведомленность грабителей о расположении ценного груза в трюмах и пожарного инвентаря на палубе лишний раз показывала их связь с администрацией порта.
Старпом немедленно начал звонить в полицию, но берег таинственно молчал. Утром власти тоже не проявили интереса к этому происшествию. Там посоветовали лишь закрыть трюмы покрепче и ожидать вторичного появления пиратов. Закончилось это ограбление морским протестом и опубликованием небольшой заметки в местной газете.
Аналогичное нападение повторилось на новороссийский теплоход «Николай Подвойский» на внешнем рейде Мадраса. Восемь бандитов на большой лодке бесшумно подплыли к судну и взобрались на палубу. Вахтенный матрос оказал сопротивление. В схватке налетчики сломали ему руку и выбросили за борт. Забрав первые подвернувшиеся вещи, бандиты ретировались с теплохода.
Несмотря на принимаемые меры, внезапные нападения хорошо вооруженных катеров пиратов не прекращаются. Особо опасными районами Мирового океана являются Малаккский и Сингапурский проливы, западное побережье Африки, зоны портов Данар, Конакри. Абиджан, Даукоу. Тревожно в районе бразильского порта Сантус. В последнее время пираты стали промышлять и у берегов Канады от Квебека до порта Онтарио.
Припортовые трущобы Манилы (Тихий океан) и Рио-де-Жанейро (Атлантический океан) — признанные мировые столицы пиратов, их питомники и «академии». Здесь их «золотой фонд», где непрерывно готовят новые банды преступного морского бизнеса.
На выступающей в море каменистой косе Манилы, без улиц и какого-либо плана, в хаотическом беспорядке разбросано множество лачуг из ящиков, больших металлических банок, обрезков досок и жести. Все это кое-как скреплено проволокой и держится на честном слове. Появляться в трущобах даже днем крайне опасно, а случайный ночной пешеход исчезает здесь без следа. Портовые власти предупреждают об этом моряков и по их первому требованию незамедлительно предоставляют автобус для поездки из района порта в город.
Полиция в трущобах не показывается, но ее посты плотно окружают (тот район, всматриваясь в каждый автомобиль. В центре Манилы, у входов и выходов крупных магазинов, у государственных учреждений тоже полно полицейских при оружии и даже с патронташными лентами. В городе нередко гремят взрывы, поэтому у посетителей проверяют свертки, сумки и все подозрительные предметы. Особенно тщательно охраняются банки. Здесь блюстители порядка с автоматами наготове стоят по нескольку человек.
Рио-де-Жанейро — вторая столица пиратов. Десять лет назад Бразилия превратилась в страну мафий и преступных банд. Не обошло это и Рио. Скопление цепляющихся за выступы гор лачуг, называемых фавелами, напоминает трущобы Манилы. Как и на Филиппинах, в трущобах свой мир, свои законы. Сориентироваться в нагромождениях построек постороннему человеку просто невозможно. Кажется невероятным, что во время облав полиция и армейские части умудряются пробираться среди фавел на бронетранспортерах.
В случае пропажи особо ценных грузов поднимается на ноги вся полиция, организуя облавы а припортовых трущобах. Избегая обысков, преступники идут на крайние меры, выдавая полиции своих второстепенных соучастников. Боссы знают, что в полиции всегда найдутся люди, готовые замять дело после добровольной сдачи «виновных».
Кроме совершенствования оружия и технической оснащенности своих быстроходных катеров пираты, непрестанно улучшают и тактику нападений на торговые суда. В последнее время южные флибустьеры стали использовать новый способ атаки. Два катера связываются между собой длинным тросом и, заходя с левой и правой стороны, не спеша идут навстречу своей жертве. Судно упирается форштевнем а невидим 1й в темноте трос, и катера плотно прижимаются к бортам атакуемого транспорта. Затем на борт забрасываются «кошки», привязанные к веревкам, по которым пираты забираются на судно. Для устрашения экипажей нападающие иногда открывают беспорядочную стрельбу из пистолетов и автоматов.
А как команды транспортов защищают себя от нападений морских разбойников?
Согласно международным конвенциям, существует множество правил прохождения судов в районах действий пиратов. Опасные места капитаны стараются проходить в светлое время суток, объединяясь с другими транспортами, следующими в попутном направлении. Остерегаются подходить к портам назначения в темное время суток. Особо тщательное наблюдение ведется визуально и радиолокаторами не только за морем, но и за прибрежной полосой. Усиливается ночная вахта. На главной палубе по обоим бортам, от носа до кормы патрулируют вахтенные, держа связь между собой и мостиком. Проверяются все прожекторы для осмотра окружающего пространства и судна. Наготове сигнальные средства и радиопередатчики для оповещения берега и ближайших кораблей.
Подъему пиратов на судно препятствуют водой из шлангов под высоким давлением, пенными огнетушителями, приспособлениями, сбрасывающими «кошки» с веревками. Все противодействие нападающим основано на отпугивании, без применения оружия В открытую борьбу с грабителями команда не вступает, а прячется в хорошо закрытых помещениях. Однако подобные меры — лишь видимость защиты от преступников. Правда, в крайних случаях можно в упор стрелять по налетчикам из ракетниц или поливать их из шлангов крутым кипятком. Но если это не поможет, хорошо вооруженные пираты расправятся с командой, не пощади! ни одного человека. Естественно, что от подобной обороны экипажи воздерживаются.
Оружие на транспортах отсутствует, как это практикуется на самолетах. Нашим пилотам его начали выдавать лишь после вступления СССР в международную авиационную организацию ИКАО. В подобную морскую организацию Советский Союз до сих пор не вступил. В результате для нас действует известное старое правило: наличие оружия на борту транспорта, независимо от его количества и вида, автоматически превращает торговое судно в военное, а это ставит множество препятствий для свободы его плавания. Указанного закона не придерживаются только китайские транспорта. У их капитанов в бронированных сейфах хранятся базуки и автоматы, о чем пиратам хорошо известно со всеми вытекающими последствиями.
Пиратство в Мировом океане растет захватывая все новые районы. Хуже того, оно приобретает террористическую направленность.
4 марта 1973 года греческое судно «Санья» с 250 туристами было подорвано в Бейрутском порту.
2 февраля 1974 года в пакистанском порту Карачи террористы захватили греческое грузовое судно. Нападавшие угрожали взорвать теплоход, если греческие власти не освободят двух заключенных, ответственных за террористическую акцию в Афинском порту.
В ноябре 1975 года в пуэрториканском порту Сан-Хуан подвергся нападению террористов советский пассажирский лайнер «Максим Горький».
Дело дошло до того, что в США в 1978 году в порту Нью-Лондон (штат Коннектикут) тррористы пытались захватить американскую подводную лодку «Трепанг», оснащенную баллистическими ракетами с ядерными боеголовками.
Осенью 1985 года террористы захватили шедшее из Египта итальянское судно «Акилл Лауро». Среди пассажиров погибло несколько человек.
...Танкер дважды Краснознаменного Балтийского флота «Олекма» снабжал водой и продовольствием советские военные корабли, охранявшие наше судоходство в Персидском заливе. Истратив запасы, «Олекма» направилась к родным берегам. Прошла опасные воды Ормузского пролива. Оманского залива. Аравийского моря, где действовали быстроходные катера террористов. «Кажется, проскочили», — думали моряки. Но...
Около полуночи вахтенный офицер вызвал на мостик капитана танкера Анатолия Иванова. Радиолокатор высвечивал три быстроходные цели, на большой скорости сближавшиеся с советским судном. Капитан приказал передать по международному каналу УКВ сведения о национальной принадлежности танкера, курсе следования и требование: не мешать свободному судоходству. Ответа не было.
Вскоре в свете звезд возникли силуэты трех катеров неизвестной принадлежности, мчавшиеся к «Олекме». Когда катера приблизились, капитан понял: будут атаковать. Он тут же приказал начальнику радиостанции Михаилу Новикову немедленно сообщить отряду советских военных кораблей о готовящемся нападении. Вслед за этим по «Олекме» ударили гранатометы и крупнокалиберные пулеметы. Преднамеренно или по роковой случайности, но первая граната разорвалась в радиорубке, смертельно ранив начальника рации Михаила Новикова. Другие гранаты подожгли танкер. Взрыв оглушил радистку Апину Лемешко. Увидев окровавленного начальника, она вначале растерялась, но все же сумела взять себя в руки, настроила радиопередатчик и сообщила командованию военных кораблей о нападении.
Помощь выслали немедленно, но расстояние было слишком большим. Катера, видимо, засекли работу радиостанции «Олекмы» и, опасаясь встречи с боевыми кораблями, убрались восвояси. Усилиями команды пожар потушили и устранили повреждения.
Меры защиты от пиратов и террористов, к сожалению, не дают ощутимого эффекта. После захвата заложником нашего капитана рыболовного траулера, ведущего промысел в тропическом районе Атлантики, военные корабли Советского Союза вынуждены охранять рыболовные флотилии вдали от своих берегов.
Охрана от пиратов и террористов — дорогое и утомительное предприятие. Да и защищать торговые и рыболовные суда, перемещающиеся в Мировом о) е, — задача немыслимая. Может быть вы, читатели, посочувствовав нашим морякам, придумаете что-нибудь более эффективное?