Со времен зарождения парового судоходства в XIX в. традиционная трасса грузопассажирских перевозок через Атлантический океан — между Старым и Новым светом — стала своеобразным полигоном, на котором испытывались новейшие достижения корабельной архитектуры и судовой механики. Сокращая время перевозок, делая трансокеанские переходы более комфортабельными, судостроители демонстрировали растущую мощь и надежность создаваемой ими техники, а судовладельцы привлекали и путешествиям через океан все большее количество пассажиров и фрахтователей грузов. До сих пор с интересом читаются рассказы о поединках суперлайнеров — обладателей Голубой ленты Атлантики (почетного приза за наивысшую среднюю скорость, достигнутую на переходе из Нью-Йорка до мыса Лизард в Англии).
В это соревнование включились и создатели катеров и подвесных моторов. Сейчас, вероятно, не многие помнят о первой попытке пересечь океан на катере, оснащенном подвесными моторами, без помощи вспомогательных парусов. В июле 1958 г. трое спортсменов — Джим Винн — американский инженер-механик, гонщик и сотрудник фирмы «Эвинруд»/«Джонсон», выпускающей подвесные моторы. Оле Ботвид — владелец датской катеростроительной верфи и его соотечественник Свен Одженгард рискнули покорить Атлантику на каютном 6,7-метровом катере типа «Коронет Эксплорер», оснащенном двумя подвесными моторами «Джонсон V-50». Переход был, конечно, предпринят в рекламных цепях — в интересах обеих фирм. Новый натер должен был открыть серию пластмассовых «Коронетов», которая в 60-е годы стала одной из самых популярных в Европе. Датские катеростроители одними из первых решились использовать для прогулочных катеров глиссирующие обводы с повышенной килеватостью днища, прошедшие испытания на дистанциях морских гонок на быстроходных гоночных катерах.
Разумеется, нечего было и думать разместить на столь маленьком катере 15 000 л бензина, которые были необходимы для преодоления 6400 км пути от Копенгагена до Нью-Йорка. Ежечасно «прожорливые» 50-сильные моторы сжигали около 60 л бензина! Поэтому запас горючего, расфасованный в удобные пластиковые емкости, был размещен на борту сухогрузного теплохода, который сопровождал «Коронет» в океане и по мере надобности снабжал спортсменов всем необходимым.
Хотя переход был тщательно подготовлен, попытка кончилась неудачно. За десять суток, что провели спортсмены в открытом океане, им пришлось выдержать два жестоких шторма и четыре дня свежих ветров, сопровождавшихся огромными волнами. В этих условиях скорость приходилось снижать до минимума, запас горючего катастрофически истощался и в конце концов капитан сопровождающего судна приказал поднять «Коронет Эксплорер» на палубу, несмотря на протесты путешественников. Пятьдесят четыре часа провел катер и его экипаж на борту судна, а средняя скорость катера, когда он шел самостоятельно, составила всего 30 км/ч — далеко от 65,6 км/ч, что развил последний рекордсмен Голубой ленты — 300-мет-ровый лайнер «Юнайтед Стейтс».
После этого долгие годы никто не решался повторить попытку форсировать океан на лодке с подвесным мотором. Лишь в 1974 г. чемпион мира по океанским гонкам американец Боб Магун. совершив на 12-метровом катере «Сигаретт-40» переход из Майами в Нью-Йорк вдоль Атлантического побережья США (2033 км) со средней скоростью 91 км/ч, объявил о своем намерении побить рекорд «Юнайтед Стейтс». В пути Магун планировал сделать три остановки в океане для дозаправки горючим, поэтому для компенсации потерь времени его «Сигаретт» предстояло развить среднюю скорость не ниже 83 км/ч.
Для рекордного перехода американец избрал 36-футовый катер, оснащенный четырьмя подвесными моторами «Блэк Макс Меркюри» мощностью по 200 п. с.; еще два мотора находились на борту в качестве запасных. В случае серьезных поломок тратить время на ремонт не предполагалось: неисправный мотор должны были просто сбросить за борт. Запас горючего 7280 п, весящий столько же, что и весь катер с моторами, разместили в 9 бензобаках. Маршрут перехода был проложен от гавани Кубо-де-Сао в Португалии по северо-восточной границе Азорского архипелага к банке Нантакетт — всего 3735 статутных миль — около 6000 км.
Для выхода в точки рандеву с дозаправщиками топлива катер снабдили самыми надежными средствами радионавигации, какие имелись в то время. Кроме Магуна экипаж «Ситикорп Травеллера» составили штурман Джек Грин и механик фирмы «Меркюри» Рик Ламур. Для посменного отдыха в кокпите оборудовали две подвесные койки.
Планам американцев, однако, не суждено было сбыться. Выйдя в океан, «Ситикорп Травеллер» встретился с сильным встречным ветром и волной, экипаж не смог поддерживать достаточно высокую скорость, чтобы достичь первого пункта заправки горючим. Пройдя 750 миль, катер израсходовал весь запас бензина и в эфир полетели призывы о помощи...
Прошло еще 10 лет, прежде чем в очередное путешествие через Атлантику отправился ранее неизвестный Эл Гровер, владелец небольшой верфи во Фрипорте, штат Нью-Йорк. Его решение пересечь Атлантику на лодке длиной 7,92 м под подвесными моторами было совершенно неожиданным для хорошо знавших Эле друзей.
«Уже в 12-летнем возрасте я был фанатично влюблен в катера, особенно в нестоящие деревянные рыбацкие лодки, которые десятилетиями, как неутомимые рабочие лошади, несли свою службу на южном побережье Лонг Айленда, — начинает он свой рассказ. — Я купил одну из таких отслуживших свое лодок за сто долларов. К счастью, корпус оказался еще крепким, и позже я использовал его как образец для постройки новых катеров на своей верфи — правда, из стеклопластика».
Книги Джошуа Слокама и сэра Фрэнсиса Чичестера так взволновали Гровера, что он решился на переход Атлантики.
Три года ушли на подготовку одной из лодок к испытанию: Гровер понизил ходовую рубку на 35 см с тем, чтобы уменьшить ее сопротивление ветру, корпус разделил на несколько водонепроницаемых отсеков, сделав катер практически непотопляемым. На борту появилось написанное большими буквами название катера — «Тренсатлантик» и, разумеется, название фирмы-спонсора — «Эвинруд».
Напарником Гровер выбрал Теда Виркхарта, который только что закончил Морскую Академию США и слыл искушенным в судовождении. Ходовые испытания «Трансатлантика» намечено было провести а 100-мильном плавании от Фрипорт до Монтеун Пойнта, крайней точки Лонг Айленда. О том, как прошли эти испытания, рассказывает сам Гровер:
«Ни судно, ни Тед не оказались готовыми к длительному переходу через океан. В каждой портовой пивной Тед рассказывал, что утром мы отправляемся не прогулку в Европу. После этого каждый, естественно, считал своим долгом угостить нас. Тек проходили день за днем. Через пять дней мы оказались в Ярмуте (Новая Шотландия). Это было на 300 миль дал не, чем мы первоначально запланировали. Было страшно холодно, и я позвонил домой, чтобы жена привезла нам теплую одежду. Мы, в общем-то, не планировали столь дальнее отклонение на север, поэтому одеты были в шорты и рубашки с короткими рукавами. Миссис Гровер привезла с собой пуловеры и длинные шерстяные носки, а также билет на самолет для Теда. Она поняла, что он не может стать настоящим напарником для ее мужа. Ну, а если уж Эл действительно решил пересечь Атлантику, то и сопровождать его должен один из их сыновей».
Через год подготовка к путешествию была закончена: два катера и четыре члена экипажа (капитаном второго должен был идти 29-петний Эл Гровер-младший) отважились на переход через океан. Каждый катер был оборудован двумя подвесными моторами «Эвинруд» мощностью по 60 л. с. и одним вспомогательным 10-сипьиым мотором. Маршрут был проложен от Ньюфаундленда через Гренландию и Исландию до Норвегии. Тем самым Гровер хотел осуществить мечту изобретателя подвесного мотора Оле Эвинруда— американца норвежского происхождения — пройти по пути викингов, которые задолго до Колумба ходили из Норвегии в Америку и обратно.
Однако по дороге из Нью-Йорка в Ньюфаундленд машина с одним из катеров попала в аварию. Не оставшемся катере Эл Гровер не решился пересекать океан северным маршрутом, а предпочел идти до Португалии через Азорские остров . Половину пути отца сопровождал Эл Гровер-младший, затем его сменил второй сын — 25-петний Данте. На этом маршруте предстояло пройти без остановки 1500 миль вместо 500 по северному маршруту. 2300 л бензина были помещены в 18 алюминиевых емкостях, уложенных в кокпите и на днище катере. Две пустые емкости были закреплены под палубой так, чтобы катер в случае опрокидывания вверх килем самостоятельно вернулся в нормальное положение. Были взяты также 400 л питьевой воды и 120 упаковок с саморазогревающейся пищей, так как пользоваться огнем на катере, превратившемся в мини-танкер, было категорически запрещено.
В первую же ночь после выхода из Сен-Пьера (Ньюфаундленд) налетел шторм. После 36 часов борьбы с порывистым ветром скоростью до 22 м/с и лавирования среди 5-метровых волн Гровер уже решил было возвращаться. В период короткого затишья ему удалось связаться по радио с французским яхтсменом Клодом, с которым они познакомились перед отходом в море.
Клод тоже шел на своей парусной яхте в Европу. Он посоветовал Гроверу пойти гораздо южнее. И действительно, когда Трансатлантик» вошел в теплые воды Гольфстриме, погода значительно улучшилась.
После недели пребывания в океане оба, отец и сын, выглядели неплохо и продолжали двигаться вперед, однако легкой прогулкой это путешествие назвать было нельзя. Однажды Гровер, снимая с транца вспомогательный мотор, навалился всем телом на релинг, тот треснул и мотор пошел ко дну. Гровер также оказался в воде. «По собственной глупости я не обвязался спасательным линем. Когда в вынырнул, катер был уже в семи метрах и продолжал удаляться. Сын слегка испугался, но все закончилось благополучно — мне удалось быстро настичь катер».
А потом «Трансатлантик» оказался во впвсти шторма «Клодета», путешественники потеряли свое место в океане (навигационные приборы сильно пострадали в шторм) и вынуждены были запрашивать координаты у проходящих судов. Одно из португальских рыболовецких судов приняло их сигналы, и штурман по радио указал курс следование. На о-ве Флорес — на поп-пути из Америки в Европу — произошла смена экипажа (Эл Гровер-младший улетел домой, его место занял Данте) и были пополнены запасы горючего. Здесь же состоялась встреча с Клодом, который повсюду представлял Гроверов как «героев из Америки», особенно в многочисленных барах.
Оставшиеся 800 миль до Португалии были пройдены спокойно. В Лиссабоне экипаж катера-трансатлантика был встречен с большими почестями. За 33 дня плавания (из них 26 в оке не) Эл с сыновьями прошел почти 3000 миль (5500 км). Они стали первыми, кто пересек Атлантику на катере с подвесным мотором; разумеется, их имена внесены в книгу рекордов Гиннесса, хотя рекорд Голубой ленты и не был побит. Путешественников поздравили президент США Рональд Рейган, его жена Нэнси и Ральф Эвинруд — президент фирмы «Эвинруд»/«Джонсон».
Через год «Трансатлантик» продолжил путешествие: Эл Гровер решил побывать на родине Оле Эвинруда — в Осло. Теперь его спутницей стала 16-летняя дочь Джоан. Гроверы из Лиссабона через Гибралтар прошли в Средиземное море, затем были Рона, канал Рона — Рейн и Рейн. Далее по Северному морю вдоль западного побережья Дании катер пришел в Осло-фьорд.
В «КиЯ» №147 сообщалось о переходе 12-метрового тримарана «Янмар Индево», оснащенного двумя дизельными подвесными моторами «Янмар» мощностью по 27 п. с., по маршруту Сан-Франциско — Гонолулу (2250 миль). В прошлом году Стив Шидлер и его помощница Карен Ли Тейлор продолжили плавание через Тихий океан. «Балтек Индево» (по имени нового спонсора — фирмы «Балтек корпорэйшн», поставщика дюракора, из которого изготовлены корпуса тримаране) вышел с Гавайских о-вов 23 сентябре и. сделав две остановки для дозаправки топливом на островах, 21 октября финишировал в Сиднее, Австралия.
На этом этапе тримаран прошел 5113 миль за 497,41 ходовых часов и израсходовал 925 галлонов (42 000 л) топлива. Таким образом, средняя скорость составила 10,28 миль в час, не одном галлоне «Индево» проходил 5,5 мили. Напомним, что водоизмещение катера составляет 3,4 т. В пути тримарану пришлось испытать и сильные встречные ветры, когда высоте волны достигала 9м, и попутный шторм — отголосок урагана, пронесшегося над Гавайями. Фото тримарана.