Сложнее использовать колеса на лодках типа «Обь», у которых борта имеют наделки-були. В этом случае приходится изготовлять переходные опорные кронштейны, чертеж которого и приводится ниже.
Кронштейн представляет собой трапециевидную пластину толщиной 4 мм, изогнутую по обводам борта лодки. Пластина снабжена обушками для крепления шасси и опорными элементами для присоединения к борту. Подобный кронштейн можно сделать и для лодки другого типа, но с учетом обводов и конструкции корпуса.
Указанное на чертеже место крепления шасси на полностью оборудованной лодке с навешенным на транце подвесным мотором обеспечивает ее равновесие с небольшой тенденцией дифферентоваться на корму. Перемещая аккумулятор, канистры и т. п., можно добиться полного равновесия лодки.
Разметку отверстий в корпусе для резьбовых втулок и их установку советуем производить до сборки и сварки опорных кронштейнов. Размер 1550 мм следует отложить от транца в нос вдоль скулы лодки, В полученной точке нужно восстановить перпендикуляр к линии скулы, а затем на расстоянии 50 мм вверх от скулы провести параллельно ей линию, на которой от перпендикуляра отложить в нос и корму по 140 мм. В данных точках следует сверлить отверстия диаметром 18,5 мм. Прежде чем сверлить, рекомендуем проверить положение шпангоута с внутренней стороны обшивки — иногда один и тот же шпангоут бывает расположен в разных поперечных плоскостях, В некоторых случаях расхождение в положении шпангоутов достигает 15 мм.
В отверстия через резиновые прокладки требуется ввести резьбовые втулки и с виутренней стороны надеть на них усиливающую дюралюминиевую полосу, стопорные шайбы и гайки М18. Необходимо проверить расстояние между центрами втулок. Для этого лучше всего воспользоваться специальным кондуктором, вырезанным из полосы 6X40 с двумя отверстиями, которые просверлены на межцентровом расстоянии 280± ±0,1 мм. Этот кондуктор необходим для точной сборки и сварки опорных кронштейнов.
Сборку кронштейна рекомендуем производить следующим образом:
- к резьбовым втулкам болтами М10X20 прикрепить носовые лапки;
- к привальному брусу лодки струбцинами прижать лист кронштейна, изогнутый по обводу (на «Оби-М» привальные брусья практически параллельны друг другу, на лодках других типов их параллельность лучше проверить и при сборке кронштейнов учесть расхождение);
- лист кронштейна положить не на лапку, а рядом с ней, чтобы на заготовке лапки можно было точно прочертить положение нижней части листа;
- лапку отвинтить и опилить по прочерченной линии; в нижней части лапки рекомендуется оставить невысокий выступ (показан на чертеже) для лучшей фиксации лапки при ее приварке к листу;
- лист сдвинуть и поставить на место — на подогнанную часть носовой лапки.
- установить лапку на место.
Подобным образом подгоняется и кормовая лапка. Когда обе лапки подогнаны и закреплены, на них устанавливается лист, который прижимается к привальному брусу. На листе прочерчивается линия нижней кромки привального бруса, затем лист снимается и ниже этой линии параллельно ей устанавливается на электроприхватках опорный угольник. Перед сваркой кронштейна лапки следует привернуть болтами к кондуктору, обеспечивающему точность меж-центрового расстояния между отверстиями под крепежные болты.
Сначала приваривают обе лапки, затем угольник, кницы и планку. Обуха-ребра приваривают в последнюю очередь, когда шасси уже закреплены на кронштейне. Кондуктор снимают после полной сварки кронштейна. Сварные швы зачищают от шлака, острые кромки притупляют, детали грунтуют и окрашивают под цвет корпуса лодки.
Деревянные подушки из сосны подгоняют по месту таким образом, чтобы в нижней части кронштейна корпус лодки опирался на болты, введенные в резьбовые втулки, а в верхней части — привальным брусом через деревянные подушки, которые крепятся к угольнику шурупами 2,5X16. Верхняя часть кронштейна прижимается к привальному брусу болтом М10Х65.