О гоночном моторе рассказал ведущий конструктор КЭБ инж. Ю. К. Поверенное. Разработка произведена в соответствии с техническим заданием, составленным на основании письма ЦП НТО Судпрома.
Основные технические характеристики мотора по проекту
Тип двигателя | двухтактный, карбюраторный |
Горючее | метанол СН3(ОН) |
Максимальная мощность, л. с. | 40 |
Максимальное число оборотов, об/мин | 10 000 |
Число цилиндров | 2 |
Диаметр цилиндра, мм | 54 |
Ход поршня, мм | 54 |
Рабочий объем, см3 | 250 |
Степень сжатия (действительная) | 10—12 |
Продувка цилиндра | кривошипно-камерная, петлевая, трехканальная |
Карбюраторы — типа «Амал», шт. | 2 |
Передаточное отношение редуктора | 12 : 15 |
Зажигание | батарейное (от аккумулятора) |
Охлаждение | водяное, напорное |
Вес (сухой), кг | до 26 |
Габаритные размеры, мм | 830X470X340 |
Предлагаемая конструкция подверглась всестороннему обсуждению. Больше всего нареканий вызвала батарейная система зажигания. Мастер спорта, многократный чемпион СССР Анатолий Фукс (ЦВСК) считает примененное зажигание практически совершенно непригодным, полагая, что оно доставит гонщикам лишние заботы, но не сможет обеспечить уверенного запуска. С этим соглашаются такие опытные гонщики, как мастера спорта Г. Кибардин, А. Кипин, Е. Шипинов и другие. Были даны рекомендации разработать маховичное магнето по типу хорошо известного и надежного зажигания гоночных моторов «Кениг» (250 см3). Специалист по гоночным моторам, судья всесоюзной категории Ю. А. Манжос и опытный конструктор-механик В. Е. Вишняков поддержали выступления спортсменов и привели дополнительные обоснования замены выбранной системы зажигания.
Присутствующие обратили внимание на недоработанность подводной части мотора и рекомендовали, в частности, применить косой разъем сигары (как на моторах «Гетце», «Бритиш Анзани» и др.). Были высказаны сомнения в надежности смазки пальца и тут же даны соответствующие рекомендации. Многие отмечали нецелесообразность выпуска гоночного мотора, работающего только на довольно дефицитном метаноле, и считали необходимой параллельную разработку спортивного варианта мотора (на базе гоночного), использующего обычные марки бензина; это одновременно и повысит спрос на моторы, и будет способствовать его удешевлению.
Отмечались и положительные стороны разбираемого проекта: серьезность разработки мотора в целом, подкрепленной соответствующими расчетами; целесообразность общей компоновки; применение стандартных подшипников во всех узлах, что особенно важно для гоночных моторов, работающих в высокофорсированном режиме.
Очень интересное и полезное совещание прошло на высоком техническом уровне. Было видно, что все кровно заинтересованы в создании высококачественного советского гоночного мотора. В дискуссии по различным техническим вопросам приняли участие, помимо уже названных гонщиков и специалистов, Н. Яковчук, Е. Попов, Д. Курбатов, Л. Синцеров, В. Елин, Л. Трегубенко.
После разбора конструкции гоночного мотора с интересным сообщением о разработке нового потребительского подвесного мотора выступил начальник отдела лодочных моторов КЭБ УЗМД Е. И. Фишбейн. Этот мотор сконструирован на базе известного мотора «Ветерок», но его объем 250 см3. Снятая с опытной модели двигателя мощность равна 12 л. с. Расчетный вес мотора всего 27 кг. Такие параметры следует считать весьма высокими; они превосходят параметры большинства американских моторов данной кубатуры и вплотную приближаются (а иногда и превышают их) к лучшим европейским. Особо следует отметить унификацию новой модели с мотором «Ветерок», что позволяет, помимо снижения веса, уменьшить и габариты мотора до габаритов «Ветерка». По новому мотору присутствующие также высказали ряд замечаний и дали практические рекомендации и советы.
В заключение собрание выразило благодарность докладчикам за интересные сообщения и приветствовало инициативу КЭБ УЗМД. Замечания, изложенные в направленном заводу техническом протоколе, должны быть учтены при окончательном оформлении мотора. Нельзя не согласиться и с высказанным многими пожеланием, чтобы перед запуском в серию часть моторов опытной партии была направлена спортсменам для их практического испытания на гонках. Такая проверка будет залогом высокого качества мотора.
Проводил заседание ученый секретарь секции Л. Е. Трегубенко.