Главная страница Контакты Карта сайта Поиск по сайту:
Barque.ru
 
  • Судостроение
  • Моторы
  • Проекты
  • Спорт
  • Консультации
  • Кругозор
  • Истории
  • Главная / Моторы / Тюнинг моторов / 1989 год / Электронная система зажигания для гоночного мотора
    Подкатегории раздела
    Описание моторов Устройство моторов Самодельные моторы Тюнинг моторов Обслуживание моторов Дистанционное управление


    Поделитесь информацией


    Похожие статьи
    Электронная система зажигания для мотора «Вихрь»
    Электронная система зажигания мотора «Нептун-23»
    Бесконтактная электронная система зажигания
    Бесконтактная система зажигания для мотора «Вихрь»
    Аварийный выключатель зажигания для гоночного мотора
    Электронная система зажигания МБЭ-1 на базе магнето МЛ-10-2с
    Новая система зажигания лодочного мотора «Вихрь-М»
    Оптическая электронная система зажигания
    Регулировка гоночного подвесного мотора
    Система освещения от подвесного мотора
    Обсуждение проекта гоночного подвесного мотора
    Улучшение системы зажигания мотора «Москва»
    Электромеханическая система управления газом мотора «Вихрь»
    Проверка системы зажигания и свечей лодочного мотора


    Электронная система зажигания для гоночного мотора

    Год: 1989. Номер журнала «Катера и Яхты»: 137 (Все статьи)
              0


    Гоночные моторы, которые устанавливаются на скутерах, работают на очень высоких оборотах; например, частота вращения моторов типа «Кёниг» (четырехцилиндровый двигатель с оппозитным расположением цилиндров) достигает 10 000—12 000 об/мин. Надежная работа мотора на таких высоких оборотах требует от системы зажигания стабильного образования искры достаточной мощности в строго определенные моменты, отделяемые друг от друга тысячными долями секунды.

    К сожалению, штатная ЭСЗ моторов «Кёниг» нередко выходит из строя, а отремонтировать ее практически невозможно, так как весь электронный модуль залит эпоксидным компаундом.

    Информация об изображенииРис. 1. Принципиальная электрическая схема ЭСЗ
    Рис. 1. Принципиальная электрическая схема ЭСЗ
     
    В Каунасском РСТМК удалось разработать ЭСЗ, которая по всем параметрам аналогична «фирменной», а по ремонтопригодности и мощности искры на каждой из четырех свечей превосходит ее вдвое. Изготовить такую ЭСЗ по силам спортсмену-водномоторнику, немного разбирающемуся в электротехнике.

    ЭСЗ собрана по тиристорной четырехканальной схеме (рис. 1) с конденсатором — накопителем энергии в каждом канале (для каждой свечи). Накопленная в конденсаторе энергия разряжается на катушку зажигания соответствующего канала. Этим и объясняется двукратное повышение мощности искры. В этой системе используется штатный маховик мотора «Кёниг». Величина энергии, накопленной конденсатором, определяется формулой:


    Информация об изображенииРис. 2. Эскиз катушин зажигания
    Рис. 2. Эскиз катушин зажигания
     
    где U — напряжение, создаваемое зарядной катушкой при прокручивании маховика; С — емкость конденсатора Конденсаторы должны быть рассчитаны на рабочее напряжение 400 600 В, их емкость составляет 0,5—1,0 мкФ.

    Информация об изображенииРис. 3. Осциллограмма изменения напряжения на зарядных катушках
    Рис. 3. Осциллограмма изменения напряжения на зарядных катушках
     
    Катушки зажигания можно использовать штатные от ЭСЗ мотора «Кениг», но более мощную искру, особенно на верхнем пределе частоты вращения двигателя, дают катушки, изготовленные из телевизионных трансформаторов типа ТВС-70ПЗ. Они имеют небольшие габариты и легко размещаются в пластмассовых корпусах от катушек зажигания Б-300, которые применяются на моторах «Ветерок-12Э». Весь модуль заливается эпоксидной смолой. Выводы «А» и «Б» припаиваются к контактам на крышке корпуса катушки зажигания Б-300 (рис. 2).

    Информация об изображенииРис. 4. Осциллограмма изменения величины заряда и разряда конденсаторов
    Рис. 4. Осциллограмма изменения величины заряда и разряда конденсаторов
     
    Работа ЭСЗ происходит следующим образом.

    При вращении маховика (по часовой стрелке) магнитное поле попеременно перемагничивает магнитопровод П1 и в катушке L1 возникает напряжение (рис. 3), которое заряжает конденсатор C1 (первый канал) положительным зарядом, а конденсатор С2 (второй канал) — отрицательным (рис. 4). Когда магнитное поле маховика пересекает магнитопровод П2, аналогичное напряжение возникает в катушке L2 и соответственно заряжаются конденсаторы С3 и С4 (третий и четвертый каналы). На осциллограмме (рис. 3 и 4) это показано после 180°


    Информация об изображенииРис. 5. Осциллограмма изменения напряжения на зажимах коммутирующих катушек
    Рис. 5. Осциллограмма изменения напряжения на зажимах коммутирующих катушек
     
    В этот же момент в катушках L5 и L6 возникает напряжение которое подается на управляющие электроды тиристоров VT1 и VT2 (рис. 5 и 6). Так как накопительные конденсаторы C1 и С2 уже заряжены, коммутирующее напряжение «открывает» тиристоры, конденсаторы C1 и С2 разряжают энергию на первичные обмотки Тр1 и Тр2, одновременно проскакивает искра на свечах оппозитных цилиндров (рис. 7).

    Информация об изображенииРис. 6. Осциллограмма напряжения на управляющих электродах тиристоров
    Рис. 6. Осциллограмма напряжения на управляющих электродах тиристоров
     
    Далее при вращении маховика процесс повторяется. Так как конденсаторы С3 и С4 уже заряжены, магнитное поле маховика наводит напряжение на коммутирующих катушках L3 и L4, это напряжение подается на управляющие электроды тиристоров VT3 и VT4 и конденсаторы С3 и С4 разряжаются через первичные обмотки высоковольтных трансформаторов Тр3 и Тр4. Искра в третьем и четвертом каналах возникает одновременно. При монтаже фазировка концов и начал катушек L1 и L2 не имеет значения для работоспособности схемы. Начала и концы обмоток коммутирующих катушек L3—L6 должны быть соединены таким образом, чтобы полярность напряжения была одинакова (рис. 5).

    Информация об изображенииРис. 7. Осциллограмма момента возникновения искры в каналах ЭСЗ
    Рис. 7. Осциллограмма момента возникновения искры в каналах ЭСЗ
     
    Зазор между магнитом маховика и магнитопроводом катушек должен быть в пределах 0,2—0,3 мм; П-образные магнитопроводы должны быть смонтированы строго диаметрально друг против друга. Материалом магнитопровода (рис. 8) выбирается железо (пакет из жести толщиной 12,5 мм) или Ст. 3 после глубокого отжига. Каркасы для катушек подойдут от магнето ПМ «Вихрь», «Нептун» или «Привет». Щеки следует обточить до требуемого диаметра; у катушек L1 и L2 диаметр щек равен 30 мм; у L3, L4, L5 и L6 — 18 мм.

    Информация об изображенииРис. 8. Магнитопровод
    Рис. 8. Магнитопровод
     
    Правильно собранная ЭСЗ, если все детали схемы исправные, не требует дополнительной наладки. Схему, смонтированную на пластине из стеклотекстолита или гетинакса, надо поместить в герметичную коробку. Для большей стабильности работы еще лучше разделить схему на две части: в одну коробку поместить часть схемы, работающую на первый и второй каналы, в другую — на третий и четвертый.

    Л. Каваляускас, заслуженный тренер Литовской ССР, г. Каунас


    Понравилась ли вам эта статья?
    +4

    ПРЕДЫДУЩИЕ СТАТЬИ
    Ремонт шестерни редуктора мотора «Вихрь»
    Поиск мощности и экономичности мотора «Вихрь»
    Что такое турбонаддув двигателя внутреннего сгорания
    Два карбюратора на моторе «Нептуне»
    Сигнализатор наличия воды в системе охлаждения ПМ
    Опыт доводки подвесного мотора «Вихрь-М»
    Разъем на силовом проводе аккумулятора
    Электромеханическая система ДУ реверсом подвесного мотора
    Питание моторов «Салют-М» и «Спутник» от общего бензобака
    Усовершенствованный подвесной мотор «Ветерок-8М»
    Стационарные двигатели типа «УД-1» для лодок
    Еще о насосе системы охлаждения мотора
    Разъем тяги реверса для мотора «Вихрь»
    Устройство для блокировки реверса при запуске «Вихря»
    Можно ли сделать турбонаддув на подвесном моторе «Вихрь»?

    ТЕКУЩАЯ СТАТЬЯ
    Электронная система зажигания для гоночного мотора

    СЛЕДУЮЩИЕ СТАТЬИ
    Как отремонтировать магдино «МБ-2»
    Крыльчатка водяной помпы «Нептуна» на моторах «Вихрь»
    Гребной винт с кольцевой защитой
    Не спешите выбрасывать магдино МБ-2 от «Вихря-Электрон»
    Приспособление для удаления демпфера из гребного винта «Вихря»
    Усовершенствование механизма переключения реверса «Вихря»
    Доработка подвесного мотора «Салют»
    Фиксатор рукоятки управления сектором газа ПМ «Вихрь»
    Дополнительный генератор на подвесном моторе «Вихрь»
    Замена сальника коленвала на моторе «Вихрь»
    Подвесной мотор из «Нептуна-23» с двигателем «Вихрь-30»
    Подвесные моторы фирмы «Ямаха-Франс» на сжиженном газе
    Дизельные подвесные моторы набирают мощность
    Перевод двигателя «Нептун-23» на керосин
    Еще раз о применении дисульфида молибдена


    Ссылка на эту статью в различных форматах
    HTMLTextBB Code

    Комментарии к этой статье


    Еще нет комментариев



    Сколько будет 32 + 42 =

           



    Barque.ru © 2013 | Контакты | Карта сайта
    Судостроение: Парусные суда Моторные суда Технологии Экранопланы
    Моторы: Описание моторов Устройство моторов Самодельные моторы Тюнинг моторов Обслуживание моторов Дистанционное управление
    Проекты: Парусные яхты Парусные катамараны Парусные тримараны Моторные лодки Катера Туристические суда Рыболовные суда Виндсерфинги и лыжи Прицепы и трейлеры Прочие проекты
    Спорт: Новости спорта Парусные соревнования Водномоторный спорт Воднолыжный спорт Виндсерфинг Буерные соревнования Соревнования туристов
    Консультации: Полезные устройства Полезные советы Улучшение судов Улучшение моторов Опыт эксплуатации Техника плавания Разбор аварий Рыболовам
    Кругозор: Новые суда и устройства Интересные события Интересные факты Интервью Карты и маршруты Официальные данные Проблемы малого флота Яхт-клубы и стоянки Письма в редакцию
    Истории: Путешествия Туристические походы Знаменитые корабли Военная страничка Литературная страничка История флота Прочие истории