Понемногу время брало свое. Ржавели высокие клепаные мачты, сдавал потрепанный свирепыми штормами высокобортный корпус. Специалисты, осмотрев его в доке, пришли к выводу, что капитально ремонтировать парусник уже не имеет смысла, надо строить новое учебное судно. И не было у японских моряков сомнений в том, что оно должно было унаследовать то же название, сохранить тот же тип вооружения, быть таким же элегантным, как известный едва ли не на всех морях и океанах старый барк «Ниппон мару».
На верфи «Урага Хэви Индастриз» компании «Сумимото» в Йокосуке II апреля 1983 г. был заложен новый, несколько более крупный барк, сохранивший все основные черты предшественника. Через 10 месяцев сварной трехпалубный корпус судна был спущен и а воду, а еще через полгода в судовом журнале появилась первая запись: «Флаг поднят 14 сентября 1984 г.».
Новый парусник уже совершил свое первое плавание. Судно заслужило высокую оценку как опытных моряков, которые вели его под парусами, так и дизайнеров, отметивших удачную стилизацию современного судна под старину, в духе лучших традиций парусного флота. Под бушпритом белоснежного «Ниппон мару» — золоченая женская фигура, высота борта скрадывается тем, что «разбита» на две части четкой синей полосой, округлая корма украшена золоченой «резьбой».
Новый барк, как и старый, может нести 36 парусов, но общая площадь их сделана на 363 м2 больше и равна 2760 м2. Суммарная площадь 18 прямых парусов (по шесть на каждой из трех мачт высотой до 55,52 м) составляет 61 % полной площади парусности. Расчетная скорость под парусами при самых благоприятных метеоусловиях — 18 узлов. При ходе под машиной (два дизеля по 1500 л. с. на два гребных винта) скорость существенно ниже — около 13,2 узла. В морской печати отмечалось, что на старом «Ниппон мару» силовая установка была в 2,5 раза менее мощной (2Х Х600 л. с.) и могла гарантировать лишь 8,5—9-узловую скорость.
В японском журнале «Kazi» (1984, № 12), откуда мы заимствовали приводимые иллюстрации, указаны следующие основные данные нового парусника в сравнении со старым (цифры в скобках). Полная длина с бушпритом1 — 110,09 м (97,05 м), длина корпуса между перпендикулярами — 86 м (78,23 м), ширина на миделе — 13,8 м (12,95 м), высота на миделе — 10,7 м (10,29 м), осадка в грузу брусковым килем — 6,29 м (6,15 м). Брутто-регистровая вместимость судна — 2570/2950 рег.т (2284 рег.т).
Численность штатного экипажа нового судна — 70 чел. против 66 на старом, а вот число кадетов-курсантов не изменилось: каждая новая смена, уходящая на несколько месяцев в море, состоит из 120 парней. Можно отметить, что некоторое увеличение размерений судна и потребовалось главным образом для того, чтобы улучшать — привести в соответствие с современными нормами — условия пребывания будущих капитанов на судне. Уже нет огромных многоместных кубриков с подвесными койками-гамаками в три яруса. Как и матросы на большинстве обычных торговых судов, каждый кадет имеет постоянное спальное место (койки в два яруса) в кубрике на несколько человек с подачей кондиционированного воздуха. На судне установлено новейшее навигационное оборудование, и в то же время на корме можно видеть сдвоенный штурвал для традиционного управления рулем вручную, а работы с парусами выполняются, как и сто лет назад — при помощи шпилей с вымбовками.
Примечания
1. Есть только четыре более крупных парусника («Седов», «Крузенштерн», «Либертад», «Эсмеральда»).