Госкомспорт СССР приказом № 395 от 27 июня 1986 г. утвердил Упрощенные правила обмера (УПО) для крейсерских яхт, подготовленные по инициативе Спортивно-технической комиссии по крейсерским классам яхт ФПС СССР с целью дальнейшего развития массовости парусного спорта, повышения эффективности использования постоянно растущего крейсерского флота, привлечения разнообразных по размерам и конструкции яхт к спортивным соревнованиям. Правила в течение почти пяти лет проходили всестороннюю практическую проверку на соревнованиях в Москве и Московской области, Прибалтике, волжском и днепровском регионах и других районах страны.
Основу УПО составляют правила «Скандикап» Парусного союза скандинавских стран, специально предназначенные для обмера яхт самых разнообразных типов, а также руководство Международного союза парусного спорта по оборудованию и снабжению парусных судов, осуществляющих малый каботаж.
Обмер яхт и расчет гоночного балла требуют значительно меньшего объема работ, по сравнению с принятыми в СССР правилами IOR. Обмер может быть произведен, когда яхта находится на плаву и готова к выходу в плавание. Однако упрощение процедуры и методики обмера существенно уменьшает и «справедливость» этих правил, т. е. объективный учет всех факторов, влияющих на скорость и гоночный балл яхт. Поэтому УПО рекомендуется применять для организации соревнований не выше областного масштаба и когда не идет борьба за высокие квалификационные категории. Другим ограничением УПО является их применимость только для обмера килевых яхт и яхт-компромиссов, которые не могут быть отнесены к классам IOR или их обмер по правилам IOR нецелесообразен из-за устаревшей конструкции. Естественно также, что упрощенные правила не могут быть рекомендованы для проектирования и строительства по ним новых крейсерских яхт.
При организации соревнований по упрощенным правилам допускается участие яхт классов IOR, если они имеют мерительные свидетельства по УПО. Часть обмерных величин для них может быть непосредственно использована из мерительного свидетельства по правилам IOR. Однако при наличии в данных соревнованиях достаточного числа яхт, обмеренных по IOR, их рекомендуется объединять в отдельные зачетные группы.
Гоночный балл R яхты, обмеренной по упрощенным правилам, определяется по формуле (все размеры берутся в метрах с точностью до второго десятичного знака):
где L — обмерная длина яхты, измеренная на высоте 0,03 (B+G) от действительной ватерлинии;
В — ширина корпуса по ватерлинии в месте его максимальной ширины;
G — наибольший цепной охват корпуса вокруг фальшкиля без высот борта в этом сечении;
AR — коэффициент вооружения, значения которого изменяются в зависимости от типа оснастки от 0,68 (для гафельного кэча) до 1,00 (для бермудского шлюпа);
S — обмерная площадь парусов;
SAF — коэффициент, учитывающий дополнительные, кроме грота и стакселя, паруса;
PF — коэффициент гребного винта, изменяющийся в зависимости от типа винта и его установки от 0,94 (для жесткого 3-лопастного винта с выступающим валом) до 0,995 (для складного винта в вырезе ахтерштевня).
Как видно, обмер корпуса по УПО ограничивается измерениями всего трех параметров — L, В и G. В правилах даны подробные рекомендации по определению этих величин с помощью различных приспособлений.
В определении обмерной парусности имеется много общего с аналогичными разделами правил IOR. Это касается, в частности, раздельного определения площадей грота и стакселя, штрафов за размеры головной дощечки, числа и длины лат грота, площади спинакера. Однако имеются и отличия от правил IOR. Так, если по правилам IOR в площади переднего парусного треугольника RSAF учитывается только максимальный из применяемых стакселей, а также размеры спинакера и спинакер-гика и места их постановки, то в УПО в RSAF учитываются площади всех стакселей, которые могут быть одновременно поставлены на яхте. Факт применения спинакера учитывается коэффициентом SAF, который в этом случае равен 1,00; если яхта не имеет спинакера, то SAF=0,8.
В специальном разделе приводятся нормы минимального оборудования и снабжения в зависимости от условий плавания и максимальной длины яхты.
Эмблемой класса яхт, обмеренных по упрощенным правилам, является буква «У» русского алфавита.
Регистровый номер состоит из цифры, обозначающей республику, и порядкового номера, выданного городу, району, области республиканским отделом Спортсудорегистра СССР. Цифры, обозначающие республику, распределены следующим образом:
1 — Москва; 2 — Ленинград; 3 — РСФСР; 4 — Эст. ССР; 5 — Латв. ССР; 6 — Лит. ССР; 7 — Бел. ССР; 8 — Укр. ССР; 9 — Молд. ССР; 10 — Груз. ССР; 11 — Арм. ССР; 12 — Азерб. ССР; 14 — Каз. ССР; 15 — Туркм. ССР; 16— Узб. ССР; 17 — Тадж. ССР; 18 — Кирг. ССР.
Цифра, обозначающая республику, и порядковый номер разделяются горизонтальной чертой длиной 60 мм, например, 4-27.
Подсчет результатов соревнований, проводимых по У ПО, осуществляется по принятой в СССР единой системе расчета исправленного времени для гандикапных гонок крейсерских яхт — системе ТОТД-85. Исправленное время (СТ, в часах) яхты, правильно прошедшей гонку, рассчитывается по действительному времени (ЕТ, в часах) и длине дистанции (D, в милях) по следующей формуле:
где коэффициент времени
коэффициент дистанции
с — поправка на «энерговооруженность» яхты;
Р — гоночный балл яхты, м.
Для яхт, обмеренных по упрощенным правилам, с=0. Однако, если это особо оговорено в гоночной инструкции, допускается применение поправки с, которая определяется с учетом конструктивных особенностей яхты, в частности типа киля (плавниковый или длинная килевая линия).
Упрощенные правила обмера рекомендованы также для определения балла R для килевых яхт и яхт-компромиссов, принимающих участие в дальних спортивных плаваниях.
По мере расширения применения УПО и практики соревнований возможны уточнения правил и методов обмера. Предложения следует направлять в Спортивно-техническую комиссию по крейсерским классам яхт ФПС СССР (119270, г. Москва, Лужнецкая, 8, Госкомспорт, Управление гребного и парусного спорта).