Отмечено, что нынешний год оказался довольно скудным, если говорить о появлении новых моделей лодочных моторов, хотя на мировом рынке сектор "малой'’ судовой энергетики пока еще далек от спада все явственнее ощущается некоторая нервозность в отношении перспектив.
Все изготовители лодочных двигателей с опаской наблюдают за неуклонным ужесточением законодательства по охране окружающей среды, анализируя как уже принятые или обсуждаемые нормативы, так и потенциально возможные в будущем.
Немецкие Правила Бодензее, некогда рассматривавшиеся как главная угроза будущему отрасли, теперь — лишь один из участков невидимой линии противостояния. Германия и Швеция уже объявили о своих планах принять за основу ограничения, предложенные IMEC — Комитетом по охране окружающей среды ICOMA (Международного Совета организаций морской промышленности). Этот шаг вынуждает Европейское Сообщество либо принять немецко-шведские нормативы, либо предложить свои собственные.
По другую сторону Атлантики — Агентство по охране окружающей среды (ЕРА), по словам его руководства, "готовит правила, которые приведут к появлению нового поколения судовых двигателей. основанных на более "чистых" технологиях и сулящих владельцам катеров улучшенные рабочие характеристики".
Нормы выброса ЕРА были разработаны в сотрудничестве с IMEC, хотя и с существенными отличиями в части основных приоритетов, поскольку в Германии наиболее серьезное внимание уделяется загрязнению воды, а в США — загрязнению воздуха. Другое различие заключается в том. что ЕРА устанавливает пределы удельных выбросов двигателя в относительном исчислении "грамм на киловатт в час", а не в абсолютном — "грамм в час". Однако Правилами Бодензее в расчет принимается абсолютный выброс, а это ведет к тому, что чем мощнее двигатель, тем труднее "уложить" его выбросы в рамки норматива. Эта ситуация еще более усугубилась после принятия II ступени ограничений Правил Бодензее в прошлом году: по сравнению с I ступенью, допустимые удельные выбросы снижены на 30%, а абсолютные пределы выбросов уменьшены вдвое против этой цифры — на 60%. Неизбежное следствие такого шага очевидно — снижение мощности двигателей.
Временной фактор тоже имеет значение Правила Бодензее уже действуют, а германские и шведские вступят в силу к 1998 году Правила ЕРА будут вводиться поэтапно: I ступень — к 2000-му, а II ступень — к 2005-му году. Но есть еще и долговременная цель. Согласно букве ЕРА, "контроль отработавших газов морских двигателей с принудительным зажиганием должен привести к 75-процентному снижению выброса ими углеводородов в атмосферу к 2025 году".
Методы измерений почти не регламентируются, особенно в части шумового "загрязнения". А ведь есть еще и дизели например, стандарт "Евро-3" для автомобилей, который вступит о силу в 2000-м году, требует дополнительной топливоподготовки, что поднимет цены, изменит характеристики двигателей и, по всей вероятности, радикально изменит лицо отрасли.
Ввиду всего сказанного легко понять отсутствие у компаний-производителей моторов горячего желания вкладывать большие средства в разработку совершенно новой продукции. Но можно понять и "другую сторону". Общая тенденция очевидна мир хочет чистых и экономичных двигателей. Как следствие, продолжаются разработки четырехтактных подвесных моторов, ведется неустанный поиск более эффективных бортовых источников энергии.