Десять лет назад в Сосново, которое когда-то было финским и именовалось Раута, возникла идея создать парусную команду под тем же названием — "Раута". Теперь ее членам и тренеру мы обязаны не только многими победами на престижных международных соревнованиях, но и развитию детского парусного спорта, укреплению морских традиций в городе, который невозможно представить себе без белых треугольников на высоких мачтах. Корреспондент "КиЯ" Виктория Тютюнник обратилась к тренеру Сергею Семенову с просьбой рассказать о сегодняшнем дне спортивной команды, ее проблемах и перспективах.
— В этом году состоялся третий чемпионат мира в классе "Зум-8". Расскажите об этом более подробно.
— "Зум-8" — это относительно новый международный класс. В мире он уже лет пять существует, а у нас в стране первые лодки появился только в начале прошлого года. В 2004 г. чемпионат проводился в Голландии, недалеко от Амстердама. Всего участвовали 43 девочки и 82 мальчика из 15 стран. От России было три спортсмена: один из Москвы и двое девочек из нашей команды "Раута", которые и заняли первое место.
— И часто ваши ученики занимают первые места?
— Реже, чем хотелось бы, но достаточно регулярно. Однажды, было это, наверное, в 2000-2001 гг., в классе "Оптимист" спортсмен из нашей команды занимал на всех соревнованиях первые места. После такого уже не было. Но мне кажется, гораздо важнее, что всегда кто-то из членов команды в лидерах или в призовой тройке. Нам удается достаточно стабильно находиться на "поперечном" уровне.
— Победы больше обусловлены тренерской работой или какими-то способностями детей?
— Одно без другого невозможно. Я считаю, и, на этом построена работа у нас в команде, для того чтобы были результаты, нужны три составляющие. Во-первых, способный ребенок, потому что без его трудолюбия, упорства, умения концентрироваться результата не будет. Во-вторых, важны условия для подготовки и для участия в соревнованиях. И, в-третьих, необходим человек, который их организует. Без тренера первые две составляющие очень сложно реализовать.
— Ваши занятия отличаются чем-то от занятий на Западе?
— Очень сложно сравнивать, потому что стопроцентной информации, естественно, нет, но, скорее всего, мы даже в чем-то опережаем их. Об этом говорит тот факт, что впервые есть чемпионка мира из России, и это наша Маша Руцкая.
— Кого вы считаете главным соперником?
— Сейчас активно ведется работа в Анапе. Есть хорошие гонщики в Таганроге, но основные спортсмены выросли и перешли в другой класс вместе со своим тренером, если так можно сказать, а классу "Оптимист" он стал уделять меньше внимания. Очень хорошая школа во Владивостоке. По крайней мере, периодически оттуда приезжают ребята, которые заставляют всех поднапрячься. По слухам, у них там работа налажена очень хорошо, есть условия: яхт-клуб, матобеспечение, есть кому работать. Проблемы у них возникают с приездом сюда — для этого надо много денег. Наши ребята сейчас вернулись с чемпионата России по "четвертьтонникам" и рассказывали, как у них там во Владивостоке построено дело: есть конкретные экипажи, которые постоянно тренируются, а каждые выходные проводятся гонки, матч-рейсы, гонки флота и т. д. Я, может, ошибусь, но у нас только в последние годы что-то подобное начинает осуществляться. Те же самые "Фордевинд-регата", Кубок "Квартета".
— В чем специфика вашей команды?
— В настоящее время мы занимаемся только с двумя классами: самый маленький - "Оптимист" и "Зум". По-моему, он удачно дополняет класс "Оптимист". Чтобы было больше классов, нужны другие условия. Любое распыление сил, средств, естественно, приводит к уменьшению эффективности.
— И много детей у вас сейчас занимается?
— К сожалению, не так много, как хотелось бы: всего человек двадцать. Многие думают, что занятия яхтингом — это дорого, что далеко не так. К тому же, очень мало людей знают, что в Петербурге есть парусные школы.
Занимается активно и достаточно серьезно много маленьких детей. Это тоже одна из специфик нашей работы. Пожалуй, только с прошлого года более старшие ребята стали оставаться в команде, именно благодаря классу "Зум". До этого они уходили или переходили в класс "470".
— Как много времени у ребят отнимают тренировки?
— Мы изначально договорились, что у нас есть один выходной день — понедельник, а все остальные дни — тренировочные. Грубо говоря, дети сами составляют расписание. Обычно стоит назначить определенный день, как у одного именно в этот день много занятий, у другого — иные уважительные причины. Весной были моменты, когда, вернувшись с соревнований, старшие догоняли сверстников в школе, а мелкие, наоборот, были на воде. У той же самой Маши Руцкой в этом году настоящих тренировок было очень мало — она завершала выпускной класс, готовилась к институту, но, тем не менее, выиграла чемпионат мира.
Конечно, есть и объективные сложности, но преодолеть их мелким помогают родители, а старшим нужно для этого прикладывать собственные усилия. Не всегда хватает и желания.
— У вас есть летний лагерь?
— Если лагерь — это какое-то стационарное место, куда регулярно команда выезжает, то такого нет. Хотя практически каждый год проводим месяц в каком-нибудь месте за городом, где команда занимается парусным спортом, ни на что не отвлекаясь. Как правило, две-три тренировки в день, спортивные игры и т. д.
— Как проходит тренировка?
— Дети приходят, переодеваются. Это очень важная, кстати, часть. Даже старшие с трудом определяют, что и как надеть, чтобы не было холодно или жарко во время тренировки. Неправильно оделся — тренироваться нормально не сможешь. После этого они идут на берег и готовят матчасть. Ее нужно достать, привести в порядок, настроить. После этого — разбор, решаем, что и как будем делать на тренировке. И дальше проходит сама тренировка, всегда под присмотром тренера на катере. Сначала у детей, как правило, разминка, без которой нормальной гонки не получится. А дальше отрабатываем старт или какие-то командные действия, технику, все что угодно. После гонки убираем матчасть и проводим разбор.
— Для чего люди ходят в море?
— Я думаю не для чего, а почему. Скажу, как я отговариваю или, наоборот, агитирую заниматься парусом. Мне кажется, основное достоинство парусного спорта в том, что он требует не какого-то одного сверхразвитого свойства, качества, а "всего понемножку". Если ты не научишься правильно анализировать ситуацию, то не сможешь нормально гоняться, решать задачи, которые в гонках возникают. Если не будешь сильным, ловким, выносливым, то тоже не получится гоняться на высоком уровне. Ты можешь хорошо знать заходы, тактику понимать, разбираться, хорошо управлять яхтой, но, если не можешь ее подготовить, нормально содержать и настраивать, то не достигнешь высоких результатов. А значит, вполне нормальные, а не какие-то выдающиеся люди могут добиваться высоких показателей. Думаю, этим и привлекает парусный спорт. С одной стороны, развивает очень разносторонне, с другой — позволяет добиваться результата, не имея запредельно развитых каких-то отдельных качеств.
Иногда родители, видя, как их дети после гонок начинают подавать протесты, защищаться, считают, что возникают конфликты. Но ведь и в жизни конфликты бывают, и нужно выходить из них. Так лучше это делать по правилам. А в парусном спорте они учатся как раз по правилам: и конфликтовать, и доказывать свою правоту.
В парусном спорте, даже если тебе не хочется дальше идти, ты не можешь бросить яхту, должен управлять ею, бороться с ветром и т. д. Мне кажется, это одна из основных особенностей парусного спорта, делает его притягательным. Плюс, конечно, борьба со стихией. Здесь ты соперничаешь не с понятными и предсказуемыми соперниками, а с природным явлением. Именно это увлекает и одновременно накладывает определенные обязательства.
— Участие в каких гонках вы считаете своим самым большим достижением?
— У команды есть три серьезных достижения: на чемпионате Европы гонщики в классе "Оптимист" вошли в шестерку сильнейших из более чем 200 участников, причем два года подряд; два раза ребята входили в состав команды, которая выигрывала кубок Европы по командным гонкам. Класс "Зум" пока менее развит, чем "Оптимист", но все еще впереди. Может ли он заменить "Оптимист" — скорее всего, нет. "Оптимисты", с особенностями своей конструкции, четырехугольным парусом, тупым носом, — это те лодки, на которых и маленькие дети, и новички , и опытные гонщики могут без проблем заниматься парусным спортом. Что-то подобное создать, мне кажется, просто невозможно.
— А как вы сами пришли в парусный спорт?
— Книжку Манкина "Белый треугольник" прочитал — и захотелось. Я ведь очень поздно пришел в парусный спорт. Может, поэтому мне все еще интересно этим заниматься.
— В каких гонках команда "Рауту" хотела бы принимать участие?
— Если честно — в Олимпийских играх.