Большой интерес вызывало участие в гонке на Большой Волге трех новых яхт типов «Капелла» и «Нефрит», приобретенных в Польской Народной Республике (они составили отдельную группу — VI класс по IOR). Один из компромиссов типа «Капелла» был переоборудован в чисто килевую яхту: капитан к. м. с. К. Г. Гуняшев из Тольятти (прошлогодний призер в классе Лб) установил на нем бульб-киль от «звездника». Благодаря этому «Пилигрим» стал круче идти в бейдевинд и заметно выигрывал у остальных яхт своего класса — на пяти этапах финишировал первым.
В классе V можно было видеть восемь самых «разнокалиберных», в основном самодельных яхт. Так, Г. А. Комиссаров из Чебоксар повел в гонку яхту «Викинг», построенную собственными силами; ее корпус — уменьшенная копия знаменитого «однотонника» «Тина». Конкуренцию ей составила «Дружба», переоборудованная горьковчанами из старой гоночной «пятерки».
Интересно, что первое место в этой группе заняла старая яхта «Лада», построенная еще в 1907 г. в финском городе Або и дважды модернизированная экипажем под руководством саратовского мастера спорта Н. А. Арефьева. (Напомним, что этот опытный яхтсмен был победителем всех трех предыдущих гонок на Волге).
Подробно представлять суда, составившие остальные три группы, смысла нет: это серийные «Драконы» (самая многочисленная группа участников) и «Фолькботы», а также крейсерские швертботы — в основном класса Т2 по нашей национальной классификации.
Как же проходила борьба на этапах? Па первый этап яхты пошли с хорошим попутным ветром; это и позволило им преодолеть почти всю 144-километровую дистанцию к утру следующего дня. Но затем ветер неожиданно стих. С высокого берега в Ульяновске можно было наблюдать, как сначала застыли на кромке штилевой полосы лидирующие яхты, как затем постепенно все остальные участники подтянулись к ним и плотной группой чуть ли не строем фронта (в одну шеренгу) еле-еле продвигались к финишному створу. Несмотря на малую скорость, финал этапа был впечатляющим для зрителей и драматичным для участников: за пять минут финишировало 70% участвующих яхт. Так штиль перечеркнул все, что было достигнуто в жестокой борьбе на дистанции, и заставил вновь начинать сражение буквально на нескольких последних километрах. Как бы то ни было, в трех классах из пяти первыми на финише оказались те яхты, которые стали победителями и по сумме всех шести этапов.
Из Ульяновска яхты пошли в бакштаг правого галса при ветре 3—4 балла, но к концу перехода ветер снова начал скисать. Первым с большим отрывом от остального флота финишировал в Казани «Малыш» — куйбышевский «Дракон» мастера спорта М. В. Кольцова. Да, для победы и на этом 223-километровом участке необходимо было проявить все мастерство, используя любую возможность, чтобы подниматься против течения при самом слабом ветерке. И не случайно все победители этого этапа стали абсолютными победителями гонки. В классе швертботов надо отметить успех харьковского «Журавушки» (рулевой И. Ф. Власенко): после пятого места в Ульяновске он захватил лидерство, заняв первое место на финише в Казани.
Сложность следующего этапа (Казань — Чебоксары, 143 км) состояла в том, что течение стало сильнее и предстояло пройти плотину Чебоксарской ГЭС. Ветер в течение гонки менялся и по силе и по направлению несколько раз. Первым и в Чебоксарах оказался «Дракон» М. В. Кольцова, который закрепил свое лидирующее положение. Любопытно, что победителем среди яхт V класса IOR к полному удовлетворению собравшихся зрителей-земляков стал чебоксарский «Викинг»; увы, победный финиш в родном городе (и притом — с большим отрывом) был единственным первым местом этой яхты, занявшей по результатам шести этапов хотя и почетное, но все-таки только второе место.
Поскольку в Чебоксарах завершилась I серия гонок, победителям по сумме результатов трех первых этапов — Н. А. Арефьеву, К. Г. Гу-няшеву, И. Ф. Власенко, М. В. Кольцову н Б. Н. Банникову были вручены грамоты Спорткомитета СССР.
Сутки отдыха, и снова старт. Теперь уже в обратный путь, по течению. Яхты уходят в бейдевинд с хорошим ветром п первые 50 км идут сравнительно компактной группой. Разворачивается ожесточенная спортивная борьба. Лидируют два «Дракона», «Витязь-II» и «Дружба». И снова полоса штиля, а затем слабый встречный ветер. Первым в Казань приходит куйбышевский «Дракон» под командованием перворазрядника Г. П. Козина: он все-такн обошел яхту М. В. Кольцова и взял реванш за «невезение» на предыдущих гонках. Можно отметить, что этот экипаж хорошо провел всю II серию (два первых места, одно второе), но так и не смог повторить великолепный результат М. В. Кольцова (первые места на всех этапах I серии).
Успешно начал, да и провел II серию гонок экипаж «Фолькбота» под командованием к.м.с. В. М. Стерпина (два первых места и одно третье), но и ему не удалось войти в уже «сложившуюся» пятерку победителей гонки в целом.
Пятый этап интересен тем, что наконец-то гонка проходит при сильном попутном ветре; уже на старте все участники ставят спинакеры. Первая серьезная авария — на «Льве» сломалась мачта; оборвался спинакер-фал на швертботе «Товарищ». Ветер временами усиливается до 6—7 баллов, дождь, плохая видимость — полностью подтвердил свою дурную репутацию район Камского устья. На некоторых яхтах взяли рифы, но, несмотря на это, их средняя скорость оставалась не нише 7 узлов. Лишь после полуночи ветер ослабел, но под утро на реку опустился плотный туман, что еще более осложнило обстановку на дистанции.
По сумме пяти этапов уже определились победители во всех классах, кроме «Фолькбота». Победа на заключительном переходе волгоградца Б. П. Пилина внесла ясность и в этот вопрос (кстати говоря, ни в одном классе разрыв между первым и вторым результатами не был столь незначительным — 0,4 очка!). Остается упомянуть, что первым завершил гонку и появился в Тольятти «Дракон» Г. П. Козина, завоевавший таким образом специальный приз за наивысшую скорость на последнем этапе. В V классе победил «Витязь-II», экипаж которого наконец-то нашел оптимальную настройку яхты (слишком поздно: общее 5-е место!).
И вот парад закрытия этого уже традиционного и в целом очень интересного соревнования яхтсменов-крейсерщиков. Победителям вручаются жетоны и кубки, призерам — грамоты Спорткомитета СССР. Жаль только, что Кубка Волги не было как такового, а ведь имело смысл учредить такой приз за командную победу!
На собрании участников капитаны высказали пожелание об организации всесоюзного совещания мерителей крейсерских яхт в связи с необходимостью упорядочить методику обмера по всей стране. Технической комиссии ФПС СССР рекомендовано пересмотреть действующую формулу обмера крейсерских швертботов с учетом накопленной практики обмера яхт по правилам IOR.
Результаты гонок на Кубок Волги
Класс V IOR: 1 — «Лада», Арефьев II. А. (Саратов, «Труд»), 6 очков (места на этапах: 1, 1, 2, 1, 1, 2); 2 — «Викинг», Комиссаров Г. А. (Чебоксары, «Труд») 30,1 (3, 2, 1, 5, 3. 3); 3 — «Дружба», Яковлев А. Н. (Горький, ВС) 38 (4, 4, 4, 2, 2, 4); 4 — «Ассоль», Обрезков В. Н. (Магнитогорск, «Буревестник») 44,1; 5 — «Витязь-И», Овчинников С. А. (Саратов, «Труд») 46; 6 — «Яик», Спиридонов В. Е. (Магнитогорск, «Труд») 72,8; 7 — «Лев», Агеев Ю. В. (Тольятти, «Труд») 76,4; 8 — «Арктика», Шпази С. А. (Ульяновск, ДОСААФ) 80.
Класс VI IOR: 1 — «Пилигрим», Гуняшев К. Г. (Тольятти, «Труд») 3 (5 первых мест, н/ф); 2 — «Прометей», Поторочин А. Ю. (то же) 21,4 (3, дискв., 2, 2, 2, 1); 3 — «Контур», Щукин В. П. (то же) 28,8 (2, 2, не старт.).
Крейсерские швертботы: 1 — «Журавушка», Власенко И. Ф. (Харьков, «Авангард») 15,7 (5, 1, 1, 1, 3, 1); 2 — «Лада», Морозов В. К. (Тольятти, «Труд») 28 (4, 2, 4, 2, 2, 2); 3 — «Нефертити», Кычкин В. Ф. (Чебоксары, «Труд») 33,1 (3, 4, 3, 4, 1, 3); 4 — Забияченко В. П. (Жданов, «Авангард») 55; 5 — «Товарищ», Иоффе Г. Г. (Харьков, «Авангард») 57,7; 6 — «Эней-1», Гнатюк В. Т. (Сарапул) 59,4; 7 — «Нептун», Смердов А. А. (то же) 66,4.
«Фолькбот»: 1 — Пилин Б. П. (Волгоград, «Труд») 19,7 (2, 1, 3, 4, 2, 1); 2 — Банников Б. Н. (Саратов, «Труд») 20,1 (1, 3, 1, 3, 3, 2); 3 — Стернин В. М. (Тольятти, «Труд») 22,4 (3, 4, 2, 1, 1, 3); 4 — Тютюнников В. Ф. (то же) 38.
«Дракон»: 1 — Кольцов М. В. (Куйбышев, «Буревестник») 16 (1, 1, 1, 2, 1, 7); 2 — Козин Г. П. (то же) 25,7 (4, 6, 2, 1, 2, 1); 3 — Шабалин И. Г. (Тольятти, «Труд») 33.8 (3. 2, 3, 4, 3, 3); 4 — Терехин В. А. (Ульяповск, ДОСААФ) 46,4; 5 — Говорухин Л. II. (Тольятти, «Труд») 56; 6 — Чушкнн А. Я. (то же) 64,4; 7 — Федосов В. И. (то же), 64,4; 8 — Шемуратов Б. М. (то же), 78.7; 9 — Наумов В. И. (Ульяновск, ДОСААФ) 82.