Соревнования водномоторников социалистических стран на Кубок Дружбы и братства по традиции посвящаются великой победе над фашистской Германией и проводятся в канун Дня Победы. Ареной уже пятой по счету встречи 8 мая 1980 года стало небольшое озеро Едовнице в местечке, носящем такое же название и расположенном неподалеку от Брно.
Кубок Дружбы разыгрывали сборные команды НРБ, ВНР, ГДР, ПНР, СССР и ЧССР. В состав каждой команды входили по два спортсмена в четырех классах: гоночных скутеров ОА-250, ОВ-350 и ОС-500, а также мотолодок SC-500. Страна — организатор соревнований (проводимых, в отличие от состязаний во многих других моторных видах спорта, в один этап) воспользовалась правом выставить по пять гонщиков в каждом классе и была, таким образом, особенно представительной.
Среди участников гонок на Едовнице можно было видеть неоднократных чемпионов мира Бернхарда Даниша н Бернда Бекхузена (ГДР), чемпиона мира 1979 г. Вальдемара Маршалека (ПНР), серебряного призера чемпионата мира 1979 г. Васила Марипова (НРБ), рекордсменов мира Ивана Богданова, Сергея и Андрея Жировых, Алдура Раудву (все из СССР). Свидетелями острой спортивной борьбы явились многие тысячи зрителей. Телевидение ЧССР вело прямой репортаж с этих увлекательных и прекрасно организованных соревнований, а вечером повторило его в записи.
Регламент соревнований предусматривал проведение в каждом классе трех гонок (по пять кругов на треугольной дистанции), причем в зачет шли все три результата. Для определения командного первенства учитывались результаты всех гонщиков во всех трех заездах, но в трех «лучших» классах судов из четырех, входящих в состав команды (на официальных чемпионатах в этих классах судов учитываются три лучших результата из четырех гонок).
До начала соревнований предполагалось, что основными претендентами на победу в классе SC будут три давних соперника, хорошо знающих друг друга: М. Зайчиков — победитель предыдущего розыгрыша кубка, А. Раудва и Е. Сирови (ЧССР), уже трижды побеждавший ранее. Но, к сожалению, М. Зайчиков был лишен возможности гоняться на равных и в конце концов довольствовался лишь 7-м местом, да н А. Раудва выступил ниже своих возможностей.
Дело в том, что техническая комиссия не разрешила нашим спортсменам использовать дополнительные заборники воды для системы охлаждения. Из-за этого решения А. Раудве и особенно М. Зайчикову пришлось срочным порядком «заглублять» винты. Конечно, оптимальный режим работы гребных винтов стал уже далеко не оптимальным, скорость уменьшилась. И если это падение скоростей у А. Раудвы составило около 5 км/ч, то у М. Зайчикова оно превысило 20 км/ч.
В каждом из трех заездов сразу после стартов А. Раудва уверенно вы; ходил вперед, так что в конце первого круга отрыв составлял более 100 м, но на следующих кругах, по мере перегрева двигателя, мотолодка сбавляла ход, отрыв уменьшался н первым неизменно финишировал Е. Снрови. A. Раудва и второй чехословацкий гонщик Р. Амбре упорно боролись за призовые места, в результате наш спортсмен все-таки опередил соперника.
Среди гонщиков, выступающих на скутерах ОА, конкуренция была особенно сильной: именно здесь встретились Б. Бекхузен, В. Маршалек, Андрей Жиров, Анатолий Чермашенцев, Томаш Росински (ПНР), занявший на прошлогоднем чемпионате мира б-е место. В полном соответствии с прогнозами между этими спортсменами и разгорелась напряженная борьба за первенство.
В первой гонке легко победил спортсмен из ГДР Б. Бекхузен; B. Маршалек был вторым. Наблюдая со стороны, можно было заметить, что наши спортсмены развивают хорошую скорость, но не очень уверенно чувствуют себя в плотной группе сильных гонщиков. Видимо, сказался большой перерыв между выездами на подобные соревнования и то, что это по существу был первый старт в сезоне.
Во второй гонке, удачно взяв старт, с большим отрывом победил A. Жиров, оттеснив Б. Бекхузена и B. Маршалека на 2-е и 3-е места. Как обычно и бывает на соревнованиях Кубка Дружбы, все решилось в последнем заезде, в котором В. Маршалек не участвовал: польский спортсмен не успел отремонтировать корпус, получивший пробоину во. второй гонке.
Со старта с отрывом в несколько метров гонку возглавил Б. Бекхузен. А. Чермашеицев, Т. Росински и А. Жиров постепенно настигали лидера. На одном из поворотов имевший все шансы на победу А. Жиров, которого «придерживал» польский гонщик, во избежание столкновения с ним вынужден был обогнуть буй с другой стороны и потерять время на повторный обход буя по всем правилам. Несмотря на очень высокую скорость, которую развивал скутер нашего гонщика на последних кругах, этот «неудачный поворот» обернулся третьим местом в заезде. Бернд Бекхузен по праву стал победителем этих соревнований, Андрей Жиров занял 2-е место, Анатолий Чермашенцев — 3-е.
В классе скутеров ОВ нашу команду представляли 20-кратный чемпион страны Иван Богданов и впервые участвующий в международных соревнованиях спортсмен из Каунаса Ричардас Мателионис. Первые два заезда проходили по «одинаковой схеме»: Бернд Бекхузен, принимающий участие в гонках и в этом классе, со старта уходил вперед и финишировал с большим преимуществом, оставляя возможность остальным соперникам выяснять отношения между собой. Только неисправность двигателя в последнем заезде не позволила ему сделать дубль, одержав победу и в ОА, и в ОВ; по сумме двух результатов он занял общее 2-е место, уступив первенство Николаю Петрову (НРБ). Иван Богданов, уверенно выиграв третий заезд, вышел на общее 3-е место. Р. Мателионис был седьмым.
Как обычно, были очень интересными и изобиловали острыми моментами состязания в классе скутеров ОС-500. Это один из самых сложных и опасных классов. При общем весе судна с гонщиком около 200 кг мощность двигателя превосходит 100 л. с., что позволяет развивать на прямых участках трассы около 160 км/ч. Высокие скорости предъявляют особые требования к мастерству спортсмена — малейшая ошибка может привести к трагическим последствиям.
Так, во время соревнований на Едов-нице было получено известие о гибели во время гонок в Трабен-Трарбахе (ФРГ) неоднократного чемпиона и рекордсмена мира Э, Циммермана (Австрия): при движении на максимальной скорости его скутер ОС взлетел и во время «приводнения» ударил спортсмена...
Не обошлось без нескольких неприятных моментов и на описываемой встрече. В первой гонке произошло легкое столкновение скутеров А. Головина и чехословацкого спортсмена Мирослава Риха, повлекшее дисквалификацию нашего гонщика. Во второй гонке скутер Карела Крахнави (ЧССР) буквально в нескольких метрах от судейской вышки и телекамер на полной скорости взлетел в воздух и сделал «мертвую петлю». К счастью, все кончилось благополучно — спортсмен отделался купанием в холодной воде и несколькими царапинами. В третьей гонке на повороте столкнулись А. Головин и К. Конопка (ПНР) и оба оказались в воде; на следующем круге болгарский гонщик К. Крастев совершил навал на скутер С. Жирова (оборвал трос газа и лишил его призового места).
Бернхард Даниш, финишировав вторым в первой гонке и с большим отрывом выиграв 2-й и 3-й заезды, стал победителем соревнований. На 2-м месте — Васил Маринов, на 3-м — его товарищ по команде Крист Крас-тев. С. Жиров и А. Головин заняли соответственно 6-е и 7-е места.
В командном зачете победу одержала сборная СССР, набравшая 3652 зачетных очка. Команда ГДР (3299) вышла на 2-е место, спортсмены ЧССР (3274) — на 3-е.
Ровно через неделю, 17 мая, в Болгарии на небольшом тихом водохранилище в г. Кирджали состоялись еще одни традиционные международные соревнования. Болгарские и советские гонщики состязались в трех классах скутеров; кроме них во встрече участвовал представитель ГДР — Бернхард Даниш, выступающий на скутере ОС-500.
Соревнования прошли интересно, в острой борьбе, и собрали большое число зрителей. В более привычных для наших гонщиков условиях — на «спокойной» воде и при небольшом количестве участников заезда — они выступали гораздо увереннее. А. Чермашенцев и А. Жиров заняли соответственно 1-е и 2-е места в классе ОА-250, И. Богданов и Р. Мателионис — 1-е и 3-е в ОВ-350; А. Головин — был вторым в «старшем» классе ОС-500, победителем в котором стал Б. Даниш.
Прошедшие встречи дают материал для размышлений. Приятно отметить возросший уровень соревнований на Кубок Дружбы. Это и сильная конкуренция, хорошая подготовка материальной части, высокие технические результаты, и безупречная организация. Благодаря продуманной подготовке двигателей и тщательной их регулировке резко сократилось число «сходов» с дистанции. Если говорить о скутерах, то бросается в глаза, что многие гонщики теперь предпочитают не «фирменные» суда, а свои собственные конструкции. Например, Васил Маринов выступал на тщательно изготовленном скутере с «сидячим» (как в автомобиле) расположением гонщика. Интересные новые «лежачие» скутера продемонстрировали польские и чехословацкие спортсмены. Большой интерес вызвал «рогатый» скутер Б. Даниша. Вполне вероятно, что это — прототип будущей серии, подготавливаемой известным конструктором гоночных судов.
К сожалению, наши скутеристы ничем новым похвастать не смогли. Много лет подряд они выступают на одних и тех же обычных скутерах Даниша, разработанных более 15 лет назад. Не секрет, что по всем параметрам, за исключением скорости на «тихой» воде, эти устаревшие лодки уступают современным моделям. Однако винить в инертности одних только спортсменов нельзя; в частности, имеет значение то, что для большинства внутрисоюзных соревнований как раз и характерны «тихая» вода и малое количество участвующих судов. Не за что благодарить и Ленинградское произв. объединение «Патриот», которое за последние годы не разработало и не изготовило для сборной страны ни одного скутера. Положение у «мотолодочников» в этом смысле выгодно отличается в лучшую сторону. Сами ведущие спортсмены находятся в постоянном поиске и достигли больших успехов в создании новых судов. Это А. Раудва и М. Зайчиков в классе SC, Н. Егоров, А. Берницын, Я. Миллерс в SB. Большая (можно сказать — исследовательская) работа, проводимая гонщиками, экспериментирующими и с корпусами и с гребными винтами для «Вихря-30», позволяет им бороться на равных с зарубежными спортсменами, выступающими на 45-сильных «Кресчентах».
К сожалению, явно недостаточное внимание уделяется у нас таким, казалось бы, мелочам, как: эстетическое оформление судна, удобная гоночная (непромокаемая) и тренировочная одежда, легкие и практичные спасательные жилеты и шлемы. Не внедряются давно известные и полезные приспособления вроде стартового стола для облегчения запуска двигателя и отхода судна от берега, транспортных тележек и т. д.
Есть упрек и к самим гонщикам. Недостаточно четко знают они международные правила соревнований, из-за чего возникают иногда на дистанции нежелательные ситуации. В этой связи (уже в который раз!) приходится сожалеть о том, что внутрисоюзные правила все еще значительно отличаются от международных.
Все это вместе взятое как раз и приводит к тому, что постепенно наши спортсмены уступают лидирующее положение на трассах международных гонок. И не случайно, что ни одного первого места нет в активе советской команды и на соревнованиях Кубка Дружбы. Не приносят победы ни отличное знание моторов, ни тщательная их подготовка (практически уже несколько лет наши спортсмены не знают схода с гонок из-за неисправности двигателей), ни хорошо подобранные гребные винты и максимальная скорость на «тихой» воде.
Все эти проблемы надо решать сообща — усилиями Федерации водно-моторного спорта, тренерского совета и тренеров сборной команды, наших ведущих спортсменов и ряда заинтересованных организаций.