Нет сомнения в том, что каталонцы постарались превзойти себя, чтобы создать все условия для успешного проведения состязаний олимпийцев. Ведь в них течет кровь древних мореходов, с незапамятных времен бороздивших под парусами не только родное Средиземное море, но и океаны за Гибралтарским проливом.
Поэтому все, что связано с парусами, их всегда интересовало и волновало. Они не обделили Барселону прекрасными вместительными яхтенными маринами, великолепными яхт-клубами. Для них нашлось место в портовой части города по соседству с причалами, где швартуются огромные торговые суда и небольшие лодки местных рыбаков. Яхтенные марнны и клубы украшают Барселону, они — ее неотъемлемая привлекательная часть. И в какой бы приморский район города ни пригласили гиды туристов, глазам гостей обязательно откроются скопления стройных мачт. Они увидят поднятые паруса на входящих в гавань и выходящих за волнолом яхтах.
От моря Барселону ничто не отделяет. Оно лежит сразу за портовыми молами. Так что до открытой акватории, где разместились пять дистанций для гонок яхт и швертботов олимпийских классов, путь для яхтсменов едва ли был утомительным. И некоторые дистанции расположены всего в 200 м от набережной, где построены вместительные трибуны для зрителей.
А «маяком» для многих тысяч гостей регаты был памятник Христофору Колумбу, высящийся над портом. К нему, к причалу, где ошвартована копия его «Санта-Марии», вели основные магистрали Барселоны, в том числе и блестящий бульвар Рамблас.
Вслед за гонщиками в море выходили многочисленные суда со счастливцами, которые получили возможность с борта комфортабельных теплоходов и других всевозможных судов (в зависимости от веса кошелька) следить за ходом борьбы на дистанциях, отыскивать своих кумиров с помощью биноклей и комментаторов.
За год до Олимпиады в той же Барселоне про-водилась очень интересная и представительная — участвовали яхтсмены 46 стран — предолимпийская регата. Впервые она была так максимально приближена по всем своим параметрам к олимпийской. Безо всяких поблажек работали мерители. Мало того, что все яхты были обмерены «по полной программе», после каждой гонки несколько судов подвергалось контрольному обмеру (и не зря: 60% проверенных были дисквалифицированы). Впервые регата Олимпиады проводилась непосредственно в ее столице. Парусный центр был расположен в 200 м от Олимпийской деревни, так что яхтсмены, обычно оторванные от основной массы спортсменов, на этот раз «варились» в общем котле. Организаторы сделали все, чтобы уравнять шансы участников. На дистанциях было запрещено находиться тренерским и любым другим плавсредствам, не имеющим прямого отношения к судейству и спасслужбе. Раньше некоторые команды привозили с собой «контейнера» — целые ремонтные мастерские. Теперь это запрещено; оргкомитет привлек к бесплатному обслуживанию всех яхтсменов местные фирмы. Я думаю, результаты предолимпийской регаты показательны и представляют интерес даже год спустя. Гонщики из бывшего СССР выступали во всех классах, кроме парусной доски. Братья Тыннсте уже тогда выступали за Эстонию. В целом же неразбериха суверенитетов, в которую оказались вовлечены спортсмены, никак не способствовала их успешной подготовке к стартам. Это наглядно подтверждают результаты Олимпиады.
По оценке российского Олимпийского комитета, сборная СНГ по парусу выступила «на уровне предыдущей XXIV Олимпиады», то есть скромно — без взлетов. Руководители сборной объясняют это главным образом тем. что наши парусники, как и прежде, не располагали достаточными средствами для обновления материальной части, были вынуждены ограничивать себя во всем. Если яхтсмены других стран имели возможность готовиться к стартам в Барселоне в течение полутора недель, входить в форму, полноценно отдыхать, наши стартовали, что называется, с колес. Для сравнения приведем такие цифры: команда Италии имела на расходы в Барселоне 1.5 млн. долл., а команда СНГ — 150 тыс. В классах «Парусная доска» и «Европа» наши спортсмены не выступали вообще. В классе «470» сильнейший экипаж, как известно, вышел из сборной СНГ.
Неудивительно, что «аккорд» сборной СНГ мажорным не стал, медалей она не привезла. Лучше всех в команде выступил женский дуэт на «семи-десятке»: Л. Москаленко и Е. Пахольчик заняли 4-е место. В том же классе мужской экипаж Д. Березкина и Е. Бурмасова оказался лишь на 26-й позиции. А вот другие результаты: «Торнадо» — Ю. Коновалов, С. Кравцов — 9-е место; «Л Г» — Г. Шайдуко, В. Буданцев — 11-е; «Финн» — О. Хоперский — 14-е; «Солинг» — С. Пичугин, С. Хайдрава, В. Коротков — 9-е. Кое-кто склонен утверждать, что могло быть и хуже. Возможно. Остается жить надеждой на новые времена, стремиться всемерно содействовать своим парусникам в достижении более высоких результатов.
Результаты предолимпийской парусной регаты
26 июля — 5 августа 1991 г., Барселона
«470» (муж.): 1 — Б. Ковенховен, Д. Ковенховен (Голандия); 33; 2 — Т. Тыннсте, Т. Тыннсте (Эстония); 59,7; 3 — X. Йохансен, П. Маккарти (Норвегия); 68,7; (жен.): 1 — Н. Бовер, И. Мартин (Испания); 48,7; 2 — Т. Забелл, П. Герра (Испания); 52,7; 3 — С. Мейер, К. Алькофер (Германия); 56,7; ... 10 — Л Москаленко, Е. Пахольчик; 87.
«Финн»: 1 — Д. Ваи дер Плоег (Испания); 35; 2 — X. Ламменс (Канада); 54; 3 — Л. Леме (Канада); 55,7; 4 — 0. Хоперский; 59.
«Звездный»: 1 — Е. Адамс, Т. Ольсен (США); 32,7; 2 — М. Рейнолдс, X. Хэнел (США); 39; 3 — Б. Андерсен, М. Миккельсен (Дания); 46,1.
«Торнадо»: 1 — О. Шваль, Р. Шваль (Германия); 26,1; 2 — М. Бут, Д. Форбес (Австралия); 39,7; 3 — Г. Цукколн, А. Глнсони (Италия); 57,7.
«Летучий Голландец»: 1 — Л. Доресте, Д. Маирике (Испания); 33; 2 — М. Джонс, Г. Ноулс (Новая Зеландия); 41,7; 3— Г. Шайдуко, В. Буданцев; 69.
«Европа»: 1 — Д. Йеисен (Дания); 56; 2 — Т. Моберг (Норвегия); 60,1; 3 — К. Бекер (США); 67.
«Солинг»: 1 — Р. Хейнер, П. Бругграаф, Ф. Хавик (Голландия); 22,4; 2 — Д. Шуманн, Б. Якел, Т. Флах (Германия); 34,7; 3 — Д. Бэнк, Д. Сейер, С. Шехер (Дания); 46; матчевые гонки выиграл экипаж Д. Бэнка.
Указаны результаты только тех советских спортсменов, которые вошли в первую десятку в классе.
Результаты парусной регаты XXV Олимпиады
22 июля — 9 августа 1992 г., Барселона
Парусная доска. Женщины, 24 уч.: 1 — Б. Кендал (Нов. Зел.); 2 — X. Занг (Китай); 3 — Д. де Врнес (Голл.). Мужчины, 44 уч.: 1 — Ф. Девид (Франц.); 2 — М. Гебхардт (США); 3 — Л. Клепич (Австрал.).
«470». Женщины, 17 эк.: 1 — Т. Забелл, П. Герра (Исп.); 2 — Л. Егнот, Я. Шерер (Нов. Зел.); 3 — Я. Ислер, П. Хили (США). Мужчины, 37 эк.: 1 — Я. Галафат, Ф. Санчес (Исп.); 2 — М. Резер, К. Барнхам (США); 3—Т. Тыннсте, Т. Тыннсте (Эст.).
«Финн», 29 уч.: 1 — Ван дер Плоег (Исп.); 2 — Б. Ледбетер (США); 3 — К. Монк (Нов. Зел.).
«Звездный». 26 эк.: 1 — М. Рейнолдс, X. Хэнел (США); 2 — Р. Девис, Д. Кови (Нов. Зел.); 3 — Д. Макдональд, Е. Есперсен (Кан.).
«Торнадо». 22 эк.: 1 — Ю. Лодай, Н. Хенард (Фр.); 2 — Р. Смит, К. Нотари (США); 3 — М. Бут, Д. Форбес (Австрал.).
«Летучий Голландец». 23 эк.; 1 — Л. Доресте, Д. Манрике (Исп.); 2 — П. Форестер, С. Бурдов (США); 3 — Я. Войсен, Я. Войсен (Дан.).
«Европа». Женщины, 24 уч.: 1 — Л. Андерсон (Норв.); 2 — Н. Дифресне (Исп.); 3 — Я. Тротмаи (США).
«Солинг». 24 эк.: 1 — К. Мейни, Я. Бреди, Д. Керн (США); 2 — Д. Бэнк, С. Шехер, Д. Сейер (Дан.); 3 — Д. Шуманн, Т. Флах, Я. Беридт (Герм.).