Основные данные яхты "Swan 100" FD
Длина, м: | |
- максимальная | 30.2 |
- по КВЛ | 26.5 |
Ширина, м | 7.0 |
Осадка с полной нагрузкой с опущенным/поднятым плавником, м | 5.55/3.55 |
Площадь парусности, м2: | |
- грот | 240 |
- генуя | 230 |
- геннакер | 797 |
Балласт, т | 24.7 |
Водоизмещение с полной нагрузкой, т | 80.2 |
Всп. двигатель "Perkins Sabre", л.с. | 265 |
Начиная с 1966 г., когда основатель компании Пекко Коскенкила построил свой первый "Swan 36" и долго искал на него покупателя (а кому же охота покупать первенца неизвестной фирмы?), и кончая знаменитой лондонской выставкой в Эрлс-Корте в 1974 г., где "Swan 44" был признан моими соотечественниками лучшей яхтой года, качество этих лодок постоянно росло. Залогом тому стали как традиционно высокий уровень финского судостроения, так и отличные конструкторы, сотрудничающие с верфью: вначале это были Спаркмен и Стефенс, затем некоторое время — Рон Холланд, и вот уже почти 20 лет все "Лебеди" проектируются Германом Фрерсом.
С самого начала и вплоть до сегодняшнего дня яхты "Swan" — это элита серийного парусного судостроения, высочайшее качество которых признают даже ближайшие конкуренты. Постоянно подтверждая свое лидерство, компания регулярно расширяет модельный ряд (нынче он самый широкий в мире — 13 типов судов) и, поддерживаемая новыми владельцами (основной инвестор "Nautor" с 1998 г. — итальянский модный дом "Salvatore Ferragamo"), организовала недавно специальный отдел Custom Department, предназначенный для постройки по индивидуальным проектам яхт длиной более 130 футов.
Но эти лодки — пока еще дело будущего (впрочем, ближайшего — первая из них уже заложена). А вот "Swan 100" FD1 — вторая по величине серийная2 пластиковая яхта мира (первой тоже является "Swan" — только серии 112), на ознакомительный выход которой в море меня пригласили вместе с коллегами, только что спущена на воду. Положа руку на сердце, скажу, что на фоне "сотки" меркнет даже "Wally 80" ("КиЯ" №194), с которой я недавно знакомил читателей "КиЯ".
Итак, названный "Alalunga" (это такая тропическая рыба) "Swan 100" FD — вторая яхта в этой серии. Ее появление тоже, замечу, есть следствие прихода Ferragamo — именно под влиянием итальянских инвесторов фирма от выпуска "просто" качественных элитных яхт перешла к производству суперяхт3 освоив "Swan 80", "-82", "-100" и "-112". Как и полагается элитному судну, при его производстве применялись современные сверхпрочные композиты: арамидные волокна и углеткань, но — с ручным формованием! Самый что ни на есть натуральный "hand made"4. Характерно, что корпус не имеет сэндвичевой конструкции — это сплошная оболочка, отформованная в матрицах. Как следствие, владельцы подобной яхты могут не опасаться расслоения корпуса при длительной эксплуатации или в сложной ситуации. Однако монолитные корпуса бывают заметно тяжелее сэнд-вичевых — взять для примера хотя бы "Oyster". Учитывая, что практически все "Лебеди" относятся к скоростным судам, малый вес корпуса для них — очень важная вещь. Для достижения этого верфь пошла на беспрецедентное доселе по объему насыщение конструкции корпуса однонаправленными арамидными и углепластиковыми волокнами (так утверждают инженеры верфи, и у меня нет оснований не верить им), что заметно повышает жесткость при сохранении малого веса. Винилэфирная смола, примененная в качестве связующего, гарантирует отсутствие осмоса и отсутствие вредных испарений во внутренних помещениях судна (впрочем, для "Nautor" и то, и другое — давно уже норма). Особенности обводов фирмой, понятное дело, не раскрываются — впрочем, пологий угол выхода батоксов и достаточно широкая (но не экстремальная!) корма много говорят опытному глазу как о скоростных возможностях лодки, так и о ее поведении на волне.
Внешне яхта производит сильное впечатление: огромная светло-серая ракета, ошвартованная кормой к пирсу, выглядит необыкновенно мощно и, кажется, немедленно готова броситься в море по команде с пульта управления. Типичный для "Лебедей" дизайн верхней палубы и небольшой надстройки с узкой синей полосой лишь подчеркивает стремительность судна. В каждой детали чувствуется сдержанная сила, свидетельствующая о высоком скоростном потенциале. Непонятно, что конкретно вызывает такой эффект, но все собравшиеся сходятся на том, что внешне "Alalunga" больше всего напоминает именно ракету, чему, возможно, способствует легкий шаровый оттенок корпуса, подчеркивающийся серым холодным днем. Придя к такому выводу, мы поднимаемся на борт яхты и начинаем осматриваться.
Сразу же привлекают внимание два побортно размещенных поста управления с буквально космическими пультами на мощных колонках — по три экрана и по три десятка клавиш на каждом. С любого из пультов управляются четыре фаловые, четыре шкотовые (по две с каждого борта) лебедки, две лебедки гика-шкота ("медленная" реечная для точной подстройки и "быстрая" барабанная для маневров), якорная лебедка и обе закрутки на штагах. Все лебедки, разумеется, электрические, часть из них — производства компании "Lewmar", но пять самых мощных изготовлены по спецзаказу "Nautor" фирмой "Rondal", дочерним подразделением верфи "Royal Huisman" (надо сказать, я впервые вижу комплектацию такими лебедками). Для обеспечения их работоспособности на борту яхты размещены две внушительные аккумуляторные батареи емкостью по 1000 А·ч каждая. По расчетам изготовителей, этого должно хватить на сутки самого напряженного использования электросистем (помимо лебедок, одним из важнейших потребителей электроэнергии является мощная климатическая установка яхты) без включения 50-сильного дизель-генератора.
Большие экраны, установленные на консолях слева от рулевых колонок, как читатель уже догадался, выполняют роль дисплеев карт-плоттера, но не только. Разработанная фирмой "Raytheon" система имеет функцию так называемого оверлея5, позволяющую накладывать картинку радара на электронную карту района плавания. Я впервые видел это в работе и могу подтвердить — действительно, очень удобно и наглядно. За сбор и предоставление всей "парусной" информации отвечает уже хорошо известная система "Hercules 2000" фирмы "B&G", но "Nautor" не был бы собой, установив на суперяхту обычную серийную (пусть и самую лучшую) продукцию. "Двухтысячная" связана с развитой локальной сетью "Alalunga" и, помимо традиционных для парусных яхт сведений о крутизне хода, скорости ветра и прочем, сообщает рулевому о натяжении штагов, угле наклона мачты, давлении в гидросистеме, длине вытравленной якорь-цепи и других важных параметрах, обычно редко наглядно представляемых на центральном посту управления. Надо заметить, что "Hercules 2000" на сегодня, пожалуй, самая точная и совершенная из подобных систем — достаточно посмотреть на ветровой датчик, вынесенный на изогнутой штанге далеко от топа мачты, чтобы исключить любое влияние на ее показания возмущенных потоков воздуха. Сама сеть яхты выполнена на пяти процессорах (PLC) и имеет надежное дублирование. Процессоры, как это становится уже типичным, контролируют многие функции яхты и способны выполнять некоторые рутинные действия без вмешательства человека. Например, на "сотке" автоматика сама следит за уровнем трюмных вод, по мере необходимости включая отливные помпы. Если это делать приходится слишком часто, подается сигнал тревоги — значит, где-то открылась течь. Также отслеживается состояние аккумуляторов и многое другое.
Все это вместе взятое позволяет даже на такой крупной яхте обходиться минимумом команды и в круизном (два человека наверху), и в гоночном (четыре человека) плаваниях. "Заменим людскую силу гидравликой и компьютерами!", — так, по словам Ларса Ольстрома, ведущего электронщика проекта, звучит один из новых девизов фирмы. Мы проверили — благодаря столь развитой системе автоматизации даже при маневрах и постановке/ съемке с якоря на верхней палубе хватает всего одного-двух человек. Собственно самый трудоемкий, если так можно выразиться, процесс в управлении "Alalunga" — это рифление или уборка грота (и особенно его постановка). По желанию владельца на яхте применен способ уборки и рифления без новомодных закруток паруса в гик или мачту — при помощи системы "Lazy Jack", и это единственный случай, когда в спокойную погоду на верхней палубе по рекомендации фирмы нужны трое человек (по секрету, честно скажу, что даже при подъеме за глаза хватает и двоих). Хочу отметить, что мощная лебедка гика-шкота обеспечивает очень аккуратное и безопасное выполнение поворота через фордевинд — мы специально проверили и это. Гик перешел через ДП столь плавно (при ветре примерно 7-8 м/с), что даже не почувствовалось. Тридцатиметровая лодка, при любых маневрах легко управляемая всего парой человек — признаюсь, это впечатляет! Пожалуй, именно эта "легкость бытия" — одно из важнейших достижений "Nautor".
На верхней палубе — два кокпита, рулевой и настроечный (он же — гостевой), очень просторных и удобных для работы на гонках (а их для владельцев яхт "Swan", благодаря специальной программе верфи "Nautor", в мире много). Еще из деталей парусного вооружения отметим широкий гик типа "Fifth Avenue" и углепластиковую мачту производства "Southern Spars" с четырьмя рядами краспиц, а из оборудования верхней палубы — титановое (!) якорное устройство. Оригинально устроен кормовой сходной люк, ведущий в каюту владельца — он встроен в пьедестал барабанной лебедки гика-шкота.
Теперь спустимся вниз вслед за сопровождающими нас представителями "Nautor". Необычность, впрочем, ожидала нас еще до спуска по трапу. Верхний люк, прикрывающий кап, естественно, имеет сервопривод. Неожиданностью является то, что привод этот — пневматический, а не электрический, в силу чего створка движется очень быстро и абсолютно бесшумно. Собственно люк и боковые дверцы представляют собой единое устройство, схема работы которого выглядит так: сначала створка сдвигается вперед, потом раскрываются дверцы. Характерно, что закрываться люк может не только по команде, но и автоматически по сигналу встроенного датчика дождя. Стоит по верхней палубе забарабанить каплям воды, как люк плавно закрывается (система работает наподобие автоматического включения стеклоочистителя на современных авто). Естественно, дополнительный сенсор при этом предотвращает возможность случайно задеть на трапе кого-либо из членов экипажа.
Полюбовавшись на необычный люк, спускаемся по трапу и оказываемся в салоне яхты. Как принято у "Nautor", вся внутренняя отделка выполнена из больших тиковых панелей, покрытых матовым лаком. Никаких специальных дизайнерских изысков, никакого радикализма. Воплощенная элегантность и чистота стиля. Подобное решение интерьера на "Swan" смотрится столь же органично, как смокинг на джентльмене. Безусловно, кому-то подобный консерватизм отделки может не прийтись по душе, но по-другому "Swan" выглядеть не может, иначе это был бы не "Swan". Nobless oblige. Меня, конечно, можно упрекать в крайнем консерватизме и непонимании современной моды, но, когда я вижу модельеров, предлагающих мужчинам в качестве верхней одежды что-то непонятное и бесформенное, так и подмывает спросить: "Признайтесь честно, что вы просто не в состоянии правильно скроить нормальный костюм?" То же касательно яхтенных интерьеров. Я впервые попал внутрь "большого" "Swan" и скажу откровенно — эти, казалось бы, совсем бесхитростные (никаких украшений, никакой инкрустации или камней) интерьеры производят потрясающее впечатление. А новомодные радикалисты — быть может, они просто не в состоянии подогнать друг к другу две тиковые панели?
Осматриваемся. Огромный, просто гигантский салон, функционально разделен на две части: большой обеденный стол по правому борту с П-образным диваном вокруг него и второй диван с небольшим складным столиком — по левому. Опять же традиционно для "Swan" — ни один сантиметр свободного пространства зря не пропадает. Танцевать, как на борту "Wally 80", вряд ли получится. Хотя, почему бы и нет? В отличие от той же "Wally", на верхней палубе места очень много (впрочем, и сама лодка на 20 футов длиннее). А вот внутри — трудновато. Несмотря на более чем внушительные размеры яхты, все упаковано весьма плотно, а мебель очень массивна. Придраться в салоне можно лишь, пожалуй, к недостаточному количеству световых люков (здесь несколько мрачнее, чем в той же "Wally"), но это с лихвой компенсируется множеством лампочек в подволоке.
В корму от салона по левому борту, в проходе к каюте владельца, расположен камбуз. Понятно, он оснащен всем, что только можно себе представить: плита с духовкой, микроволновка, холодильник,посудомоечная машина. По правому борту симметрично ему — машинное отделение (двигатель в ДП, все навесное оборудование расположено поперек ДП — непривычно, но, как выясняется, в обслуживании очень удобно). Штурманская рубка тоже расположена в корме — вся планировка яхты завязана на желание ее владельца полностью участвовать в процессе управления судном. Для таких больших яхт — это редкость, и данная планировка абсолютно нетипична для 100 FD. "По умолчанию" на "сотке" в корме находятся именно две двухместные каюты экипажа, каюта владельца должна быть расположена в нос от салона по правому борту. На "Alalunga" же здесь размещена "главная" гостевая каюта (остальные чуть скромнее). Подходя к ней, обращаем внимание на большую деревянную выгородку в проходе. Неужели? Да! "Alalunga" оснащена частично поднимающимся вверх плавниковым килем (это опция). Узкий углепластиковый плавник с массивным бульбом при помощи гидропривода втягивается внутрь корпуса яхты, уменьшая ее осадку с 5.50 до 3.30 м.
Рядом еще три двухместные каюты. Каждая из них имеет автономный пульт управления климатической установкой, на переборках смонтированы плоские телевизоры. Дальше в нос расположен форпик, доступ в который возможен лишь с верхней палубы. В корме — большой ангар для четырехметрового РИБа. Вот, пожалуй, и все, что можно сказать про внутреннюю планировку и отделку этой стильной яхты.
Поднимаемся с коллегами наверх. "Alalunga" уже покинула гавань и завершает плавание по неширокому фарватеру, готовясь выйти в открытое море. Скорость под двигателем — 10 уз. Доводим ее до максимума — яхта послушно разгоняется до 12 уз. Отлично! При этом шум и вибрации двигателя практически неощутимы, шумоизоляция едва ли не абсолютная. Представители фирмы рассказывают, что один из главных источников шума — климатическая установка. После подавления шумов двигателя, лебедок и генератора именно шумы кондиционера потребовали наибольших усилий по их гашению.
Приведясь к ветру, глушим двигатель, поднимаем грот и раскручиваем геную. Паруса на яхте изготовлены по технологии 3DL фирмой "North Sails", штатно их всего три: 240-метровый грот, относительно небольшая (всего 110% переднего треугольника) генуя и гигантский геннакер. На постановку уходит около минуты, и вот с полными парусами "Alalunga" уже ложится на курс галфвинд, чтобы разогнаться. Ветер (истинный, как любезно подсказывает техника) дует со скоростью около 5 м/с, яхта легко набирает 9 уз. Пытаемся поиграть шкотами, перераспределиться по палубе, чтобы выжать из лодки максимум. Лебедки послушно отзываются на наши игры с пультами, добирая и потравливая шкоты. Цифры на дисплее скачут — 9.2, 9.3, наконец, 9.5 уз — быстрее яхта уже не идет. Отличный результат! Приводимся к ветру, чтобы оценить крутизну хода и скорость на остром курсе. При 40° к истинному ветру скорость яхты падает до 8.1 уз — тоже очень неплохо.
Ну, говорить о центровке, стремлении "полежать" на руле или о чем-то подобном просто неприлично. Лодка, как и полагается судну такого класса, отлично сбалансирована, рулевое управление — в меру задемпфированное и легкое, но чувствительное. Даже под огромным геннакером лодка очень послушна. Четкость, с которой "Alalunga" отзывается на действия рулевого, в немалой степени объясняется конструкцией рулевого устройства — секторы штурвалов и баллера связаны очень жестким тросом, практически не имеющим провисаний. Жаль, что не удалось попробовать "Swan" в более сильные ветра, но по всем ощущениям, яхта должна нормально управляться, сохраняя надежную обратную связь, но не требуя чрезмерных усилий на руле. Перекочевавшее с гоночных яхт соотношение "большой грот/маленький стаксель" на крупном крейсере смотрится вполне оправданно — при ходе на высокой волне (а это ведь океанская яхта) грот обеспечивает большую тягу, в силу чего опытные яхтсмены стараются не рифить его до последнего, уменьшая носовые паруса. Кроме того, уменьшение переднего парусного треугольника (разумное, естественно!) при топовом вооружении способствует и уменьшению приводящих моментов на кренах, повышая комфортность на борту судна. Покрутившись еще по акватории, ложимся на обратный курс и пытаемся просуммировать свои впечатления.
Понятно, что "Swan" заслуживает высочайших слов в свой адрес. Скажу честно, такого уровня исполнения пластиковых лодок я еще не видел. Даже, увы, в Британии. И "Oyster" немного не дотягивает до высочайших стандартов, установленных финнами. Нам позволили заглянуть в самые дальние уголки яхты, и я могу сказать, что и в скрытых от придирчивых глаз владельца местах мы видели свидетельства такого же отношения к процессу ее создания, какое заметно на внешних панелях судна.
Но главное, пожалуй, в другом. В том, что количество на "Swan 100" перешло в качество. Вторая по величине серийная парусная яхта мира, хоть и строится в единых для всей серии матрицах, тем не менее является подлинной суперяхтой, продуманной до мельчайших деталей, "подогнанной" под будущего владельца, что обеспечивает ему все мыслимые условия — или чтобы "по полной оттянуться" в трансокеанской гонке, или чтобы отдохнуть с комфортом, сравнимым лишь с отличным отелем. Остается только пожалеть, что подобный отдых доступен немногим...
Примечания
1. FD - (англ. flush deck — "палуба, выполненная на одном уровне") — обозначение яхт "Swan", имеющих палубу без выделяющейся надстройки.
2. Говоря "серийная" применительно к "Swan 100", мы подразумеваем лишь то, что проект ее корпуса, палубы и парусного вооружения не индивидуальный. Яхты этой серии строятся в одинаковых матрицах, но говорить об их конвейерном происхождении, разумеется, нельзя.
3. По существующей сейчас классификации, к категории суперяхт относятся парусные суда длиной свыше 80 футов (24 м), к категории мегаяхт — длиной более 110 футов (33 м). У моторных судов аналогичных категорий размерения иные.
4. Ручная работа (англ.)
5. Оверлей (от англ. Overlay) — технология наложения содержимого одной области памяти на содержимое другой. Применительно к видеоадаптерам применяется для наложения на основное изображение дополнительного, что при перерисовке картинки на дисплее гораздо быстрее, чем при внедрении еще одного изображения в основное.