Защитная накладка
Эта очень полезная при эксплуатации любых гидроциклов деталь получила название "keel guard" — защитник киля. Стойкая к абразивному износу пластичная полоса-накладка, подобно липкой ленте, наклеивается на киль гидроцикла (или любого другого малого судна) и защищает его от износа при неизбежных касаниях берегового грунта, покрытия слипа и т.п. Изношенная накладка может быть легко заменена новой. Такие же накладки могут применяться и для защиты носовой оконечности гидроцикла.
До обидного просто
Серийный выпуск моторостроительными фирмами блоков двигатель-водомет для гидроциклов и "джет-лодок" позволил существенно упростить и их конструкцию, и замену двигательно-движительного комплекса в процессе эксплуатации.
Рассмотрим типичное конструктивное оформление кормовой части корпуса "потребительского" — прогулочного гидроцикла. На днище, имеющем ту или иную килеватость и гидродинамическую профилировку, отформованы "стандартные", одинаковые для всех моделей фирмы, плоская лыжа и открытая с кормы ниша по размерам блока двигатель-водомет. Блок ставится на литую плиту-основание рекомендованного фирмой типа - вписывающуюся в обводы днища. Плита-основание вместе с закрепленным на ней блоком вводится о нишу и крепится шестью мощными болтами к имеющимся бобышкам. На лыжу ставится закрывающая вырез водозаборника решетка (на простейших моделях выполняющая только защитную роль).
Деревянный из углепластика?
В Новой Зеландии закончили восстановление и переоборудование 150-футовой трехмачтовой гафельной шхуны "Шенандо", построенной в Нью-Йорке в 1902 году.
Для увеличения площади парусности потребовалось удлинить гафель бизани, однако при этом надо было одновременно снизить его вес. Специалисты "Southern Spats" разработали оригинальный проект углепластикового гафеля, обшитого деревянной рейкой (спрус) для сохранения общего вида старинного рангоута. Новый гафель весил всего 92 кг, в то время как такой же, но выполненный целиком из дерева "потянул" бы на все 250 кг.
Интересна технология изготовления этого "чудо-дерева". Было применено специальное формование в двух матрицах. Внутрь матриц уложили первым слоем готовые половинки деревянной наружной обшивки гафеля, которые были предварительно собраны из тонких реек на болване. После этого поверх деревянного слоя укладывали необходимое число слоев углепластика с прикаткой и последующей припрессовкой. Готовые секции гафеля были извлечены из матриц и сложены вместе, после чего производилась окончательная обработка наружной деревянной поверхности - обжиг, ошкуривание и лакировка в несколько слоев.
Разработанная новозеландцами технология открывает новые горизонты для реставрации старинных парусников без ущерба внешнему виду и с повышением их "деловых" качеств.
Джованни Агнелли ставит на черное
Делать снимки этой 28-метровой "гоночной машины" цветными - бесполезно. На яхте "Стелс" ("Невидимка") все, кроме тикового настила палубы и транца, имеет природный "радикально черный" цвет. По требованию хозяина - "фиатовского" босса Джованни Агнелли - даже медные люверсы пришлось покрыть черным лаком. Корпус яхты 37-метровая мачта, гик, паруса, детали вооружения и палубного оборудования изготовлены из углепластика, так что едва ли можно придумать более наглядную демонстрацию возможностей этого материала Автор проекта - Герман Фрерс.
Нам бы такой музей...
В книге П. Я. Канна "Прогулки по Петербургу" ("Палитра", СПб, 1994) говорится о том, что некогда в здании (Садовая 50-6). построенном специально для правления "Российского общества спасания на водах", наряду с залом заседаний, библиотекой, складом спассредств и т.п. существовал и музей.
Приведем цитату из этой интересной книжки:
В обширной экспозиции были представлены различного типа спасательные лодки, снаряжение и приборы для помощи утопающим Экспонировалась легкая складная лестница на пробковых подушках для спасания гибнущих в полыньях и на тонком, ломком льду. При надобности эта лестница превращалась в лыжи. Вызывали интерес изготовленные из пробки, из тростника и из соломы спасательные круги, конструкция которых позволяла удерживать утопающего на поверхности воды в течение недели.
Был здесь и плот из бочек, привезенный из Дании покровительницей общества супругой Павла I Императрицей Марией Федоровной, пробковые тюфяки, которые держали на плаву пять человек, спасательная лодка, устроенная так, что не может ни затонуть, ни опрокинуться. Киль ее - чугунный, в носу, в корме и по бокам лодки помещались воздушные ящики, борта и дно были выстланы пробкой. На дне находились водоотливные клапаны. В отделе спасательной одежды, кроме спасательных нагрудников, находились непромокаемые бушлаты, подбитые особой ("капковой") ватой, которые долго не намокали и держали человека на воде. Был в экспозиции и катамаран - китайский спасательный плот, сделанный из бамбука, со спускным килем (для большей устойчивости) и парусом из тростниковой плетенки. Таблицы и картины сообщали посетителям музея различные способы спасения утопающих и охранения себя от опасностей на воде. В соседнем пруду Юсуповского сада имелось "приспособление для испытания самовосстановляемости морских спасательных лодок и определения непотопляемости спасательных судов"...
Увы, сейчас нет уже ни этого музея, ни, судя по всему, и самого ОСВОДА.
Две версии
В 1903 г. 12700-тонный эскадренный броненосец "Ослябя", следуя Гибралтарским проливом, "слишком близко придержался африканского берега", пропорол днище и был поставлен в док.
Официальная версия причины аварии: "От долгого лежания нового корабля на одном курсе (шли на зюйд 800 миль) образовался полупостоянный магнетизм, который, постепенно ослабевая, изменял девиацию..." — дальше шла вязь греческих букв и колонки цифр, понятные лишь немногим асам штурманского дела.
Версия, по словам акад. А. Н. Крылова, "хоть не официальная, зато правдивая":
Стоял на вахте НН. Чудная, тихая ночь. И вот прет навстречу парусник под всеми парусами. надо ему дорогу дать. "Право руля", — отвел румба натри. "Так держать!" Давно уже с парусником разошлись, а НН все по мостику гуляет, мечтает, как в Неаполе с той итальянкой, с которой он путался, встретится, и все "приводи на курс" не командует...
Так что на самом деле магнетизм этот "полулостоянный" в неаполитанском шантане антраша выкидывал. Но подписывавшие липовый акт знатоки не захотели молодого офицера губить — подмахнули.
На войне как на войне
Это произошло 15 декабря 1944 г. Возвращавшаяся из боевого похода подводная лодка КБФ "Лембит" подошла ко входу в финские шхеры, в квадрат, где ее встречали наши катера. "Внезапно, цитируем воспоминания командира ПЛ А. М. Матиясевича, — лодка стукнулась о какой-то подводный предмет. Она на мгновение остановилась, образовался дифферент на корму, под килем заскрежетало, эхолот показал "ноль", затем дифферент стремительно пошел на нос, и лодка как будто отцепилась от какого-то податливого предмета. Эхолот показывал 30-32 м под килем".
Много лет спустя выяснилось, что в результате случайного столкновения двух лодок в подводном положении... погибла гитлеровская "U-479".
Нынешние подводники даже не могут поверить, что столь низким в те годы был уровень гидроакустической аппаратуры.
Кругосветка для начинающих
12 октября восемь 60-футовых яхт-монотипов проекта "Clipper-60" вышли из Плимута (Англия) на первый этап кругосветной парусной регаты "Clipper'96 Round the World Race".
Напомним, что в этой многоэтапной кругосветной гонке, организованной президентом Международной Ассоциации Учебных Парусников (ISTA) сэром Робином Нокс-Джонстоном, участвуют молодые юноши и девушки, которые под руководством опытных наставников осваивают тонкости морского дела.
Основные характеристики яхты нового проекта были приведены в "КиЯ" №159.
На снимке из журнала "Yachting World" флот сэра Робина Нокс-Джонстона на торжественном параде в Гринвиче за две недели до старта гонки.
Вызов "железных" парусников
29 сентября 1996 года 15 одинаковых 67-футовых (20 м) стальных однокорпусных яхт с полными экипажами стартовали в гонке "ВТ Global Challenge" - кругосветной парусной регате, проходящей в направлении с востока на запад, т.е. против господствующих в Южном полушарии ветров и течений.
Основанная Чеем Блитом (в 1992 году) под именем "British Steel Challenge", эта кругосветка на маршруте, некогда пройденном им на яхте "British Steel", стала сегодня весьма популярным состязанием в кругу непрофессиональных яхтсменов.
На этот раз, а это уже третья по счету гонка. им предстоит пройти 30000 морских миль по маршруту Саутгемптон (Англия) — Рио-де-Жанейро (Бразилия) — Веллингтон (Новая Зеландия) — Сидней (Австралия) — Кейптаун (ЮАР) — Бостон (США) — Саутгемптон (Англия). Предполагаемое время финиша регаты — июль/август 1997 г.
Трейси Эдвардс осваивает маршрут Жюль Верна
Первая женщина, которая оспаривала призы кругосветной гонки "Уитбред (Whitbread)" 1989-1990 гг. на борту яхты "Мэйден" (Maiden) с полностью женским экипажем, англичанка Трэйси Эдвардс в 1997 г. будет пытаться побить рекорд Питера Блейка (74 дня, 22 часа, 17 минут, 22 секунды)... при том на его же катамаране!
Договор о продаже был подписан с "Эмца" 9 апреля 1996 года Вместе с Эдом Дэнби, одним из членов новозеландской команды-победительницы. Трэйси привела "Леди Эндевур" (Lady Endoavour) - так теперь будет называться этот катамаран, из Сан-Диего на якорную стоянку на реке Хамбл, близ Саутгемптона.
Найджел Айронс - конструктор и фирма "Кэрбоспарс" в настоящее время завершают работы, связанные с некоторыми конструктивными изменениями, в связи с тем, что экипаж будет чисто женским Построенный зимой 1983-1984 гг. в Монреале, бывший "Формул Тэг" (Formuie Tag) начинает свою 12-ую гоночную навигацию.
В 33 года Трэйси только что подписала важный контракт со спонсором - молодым калифорнийским информационным обществом "Информикс".
В экипаже 7 женщин. №1 - француженка Мишель Парэ (из экипажа "Мэйден"), на борту будет и Кати Петтибоум, бывший член женского экипажа "Сан-Диего".
Питер Блейк и Флоранс Арто будут тренировать зимой экипаж до их выхода в плавание из Уессаиа (d’Ouessant).
Затем Трэйси планирует побить рекорд скорости перехода через Атлантику и участвовать в "Уитбред"1997-1998 гг.
Пожелаем счастливого плавания молодой женщине, которая в 13 лет мечтала стать звездой балета!
Тинэйджер обошел вокруг света
Австралиец - 18-летний Дэвид Дикс - стал самым молодым в мире яхтсменом совершившим о одиночку безостановочное (в отличие от Ли Грехэма и Тани Аэби) кругосветное плавание под парусами. Войдя 17 ноября 1996 года во Фримантл, он замкнул кольцо о 30000 миль и благополучно завершил свой 9-месячный вояж. Предыдущий возрастной рекорд продержался всего полтора месяца с момента установления его 20-летиим американцем Брайаном Колдвеллом
Для этого плавания юный Дикс выбрал 10-метровую яхту "Seaflight", построенную по известнейшему проекту Спаркмана-Стефенса "S&S-34" еще в середине 60-х. В настоящее время по всему свету розбросаны около 2000 яхт этого типа, владельцы которых даже объединены в свою ассоциацию.
Вспоминая кругосветное плавание. Дэвид Дикс отмечает два особенно запомнившихся ему эпизода. Первый - это огибание мыса Горн 11 мая, когда он едва уцелел, попав в эпицентр смежного урагана, и второй - "встреча" на Бермудах в середине июля с мамой, которая наблюдала сына в бинокль со специально нанятого вертолета.
Конец кругосветки
Поставлена последняя точка. В конце июля в яхт-клуб казахстанского г. Актау пришла получившая. можно сказать, мировую известность мини-яхта "Лена". Совершивший на ней одиночное кругосветное плавание капитан Е. Гвоздев привел ее сюда для того, чтобы сдать по накладной фирме-владельцу "Совмаркет". Здесь, в Актау, на предприятии этой фирмы, "Лема" и была построена.
Событие это вызвало много толков. Неужели Гвоздев не достоин того, чтобы заслуженную яхту оставили ему навсегда? Как не пожалеть, что нет у нас музея, в котором можно было бы поставить "Лену" в качестве экспоната.
На фото изображен момент, когда вынутую из воды яхточку поставили на берегу. Из рубки выглядывает сам Евгений Александрович Прощаясь, он несколько раз сфотографировался с местными яхтсменами. Рассказывал много интересного. На вопрос о планах ответил, что хочет издать книжку о своем плавании и удивил всех сообщением, что - подумывает о... новой кругосветке на старой самодельной мини-яхточке.
Горнолыжник за штурвалом «Формулы-1»
Чемпионат мира минувшего года в "Формуле-1" был ознаменован первым большим успехом 36-летмего уроженца Хельсинки - Перти Леппала.
В мире "Формулы-1" он новичок - это всего лишь третий его сезон в этом классе В чемпионатах 1994 и 1995 гг. блеснуть ему не удалось - лучшим достижением было 6-е место на французском этапе. А вот минувший год Перти начал серьезной заявкой, заняв 3-е место на первом этапе в Сардинии. Петербуржцы и гости города хорошо помнят его великолепное выступление на третьем этапе - на Неве. Был момент, когда его красно-белая "десятка" с эмблемой фирмы "Честерфилд" опережала скутер самого Капеллини1 Финн сумел завершить полное число кругов (46), отстав от трижды чемпиона мира всего на 9 секунд и уверенно заняв 2-е место. В дальнейшем ему дважды удалось "повторить" такой результат - приходить вторым, сразу после Капеллини, а на девятом заключительном этапе он снова был третьим. В итоге - второе место в общем зачете чемпионата. причем уступил он только теперь уже четырежды чемпиону.
Любопытно, что водномоторным спортом Перти Леппала начал заниматься только в 1989 г., уже будучи известным горнолыжником В 1986 г.. например, выступая в Ла Клузасе (Франция) он стал чемпионом мира в скоростном спуске и, показав скорость 206.2 км/ч стал "самым быстрым лыжником мира". Занимался он также и гимнастикой, и бегом и водными лыжами. На сегодня - все это его хобби.
Вот несколько вопросов, заданных Перти, и его ответы.
— Ваш спортивный кумир? - Айртон Сенна.
— Ваша самая памятная неудача? - Переворот на полной скорости на скутере семь лет назад.
— Ваша мечта? - Стать чемпионом мира в "Формуле-1".
Смена чемпионов
впервые принимал поздравления с высшим титулом чемпиона мира в классе скутеров Формула-3 известный венгерский водномоторник Рудольф Михальдинец, выступающий за команду Дунаффер на корпусе ASV. Победа убедительная: даже у Капеллини ни разу за все четыре чемпионских года не было больше шести побед подряд, а Рудольф в 1996 г. выиграл один за другим все семь состоявшихся этапов!
К восторгу тысяч болельщиков-земляков, Рудольф уверенно выиграл Гран-При Венгрии (26 мая в Дунайвароше) и привез на родину целую коллекцию призов - Гран-При Италии, Франции, Швейцарии, Голландии, Югославии.
Чемпион мира 1995 г. англичанин Ян Энд-рьюс был вынужден довольствоваться вторым местом, набрав 83 очка против 140 у Михальдинеца.
Любопытно, что на этот раз лучшим результатом именитого англичанина было всего лишь третье место на французском этапе. Однако он выступал на всех состоявшихся этапах и при этом выступал довольно ровно. Это и позволило ему опередить своего соотечественника С Хилла (81 очко в общем зачете), трижды приходившего вторым, но зато дважды не получившего зачета вообще.
В целом можно отметить, что в зачетной десятке оказалось 4 англичанина, 2 голландца, 2 итальянца, 1 норвежец и, как мы ухе знаем, 1 венгр. 9 скутеров из 10 изготовлены фирмой Burgess или с ее помощью.
Судьба чемпионского торта
Свою победу в четвертом подряд (!) чемпионате мира в классе скутеров Формула-1 Гвидо Капеллини отпраздновал досрочно - уже 22 сентября 1996 года, сразу после восьмого этапа. 37-летний итальянец смело разрезал чемпионский торт с изображением своего скутера, поскольку, одержав прекрасную седьмую победу в Галлиполи (Италия) и набрав в восьми гонках 140 очков, стал абсолютно недосягаемым для соперников.
Тем не менее Гвидо Капеллини стартовал и в завершающем девятом этапе в Абу-Даби и одержал еще одну победу.
Здесь окончательно распределились и остальные места в общем зачете чемпионата мира 1996 года. На вторую ступень пьедестала почета поднялся финн Перти Леппала, третьим стал Джонатан Джонс из Великобритании.
Чемпионы мира в классе 1 катеров «Оффшор»
В 1996 г. чемпионат мира в 1 классе катеров открытого моря "оффшор", второй год подряд, выиграл экипаж в составе Саед Ал-Тейер - Феликс Серралес.
Они выступали в команде Стерлинга за Объединенные Арабские Эмираты на катамаране "Виктори-1" и одержали убедительную победу, выиграв первый этап в Гаване (28.04), третий этап в Италии (16.06) и восьмой этап в Дубай (01.11). Стоит отметить большой успех гонщиков из ОАЭ: их такие же синие "Виктори" заняли второе и четвертое места в десятке лучших.