Главная страница Контакты Карта сайта Поиск по сайту:
Barque.ru
 
  • Судостроение
  • Моторы
  • Проекты
  • Спорт
  • Консультации
  • Кругозор
  • Истории
  • Главная / Проекты / Катера / 1980 год / Каютный катер тримаран «Арс»
    Подкатегории раздела
    Парусные яхты Парусные катамараны Парусные тримараны Моторные лодки Катера Туристические суда Рыболовные суда Виндсерфинги и лыжи Прицепы и трейлеры Прочие проекты


    Поделитесь информацией


    Похожие статьи
    Пластмассовый каютный катер-тримаран «С-54»
    Комфортабельный катер-тримаран «Лангуст»
    Экспериментальный катер-тримаран «Триумф»
    Разборный каютный мини-катер плавдача
    Комфортабельный водометный каютный катер «RZ-8»
    Скоростной трехкилевой катер-тримаран
    Мореходный каютный катер «Экспресс-крейсер»
    Каютный катер с водометным движетелем «Циклон-II»
    Каютный катер «Фантом-II» фирмы «Курс»
    Пластиковый каютный катер «Cortina 555»
    Стеклопластиковый каютный катер «Регата»
    Сообщения: толшипы, катер, парус, компьютер, тримаран, рекорд...
    Каютный катер для суровых условий Заполярья
    Крылатый катер тримаран «Даль-580»


    Каютный катер тримаран «Арс»

    Год: 1980. Номер журнала «Катера и Яхты»: 83 (Все статьи)
              0


    Информация об изображенииФото катера «Арс» на воде
    Фото катера «Арс» на воде
     
    Начиная с 1960 г. мы каждое лето проводили, плавая на своем 7,5-метровом деревянном «полуводоизмещающем» катере довоенной постройки. Побывали на нем на Свири и Волхове, на озере Ильмень и на Онеге. За эти годы прогулочно-туристский флот значительно изменился: на базе достижений малого судостроения заметно поднялся его технический уровень, иными стали требования. Наш старомодный «Арс» уже не смотрелся на фоне современных глиссирующих катеров. Это и послужило причиной того, что к 1976 г. у нас созрело решение заменить судно новым, самостоятельно спроектированным и построенным своими руками.

    Основные требования к будущему катеру формулировались просто: минимально уменьшить, по сравнению со старым судном, уровень комфорта, к которому мы уже привыкли, максимально увеличить скорость. Конкретные же условия были следующими: высота в каюте — не менее 1,25 м, а размеры ее — с расчетом на то, чтобы уместились две койки длиной не менее 2 м; просторный кокпит; высокая остойчивость; мягкий ход на волне; скорость в пределах 30—40 км/ч; соответствие современным требованиям дизайна.

    Информация об изображенииКатер «Арс» на ходу
    Катер «Арс» на ходу
     
    Выбирая размерения и обводы корпуса, мы пришли к выводу, что всем этим требованиям отвечает каютный тримаран, имеющий длину не менее 5,6 м. Удовлетворившего нас прототипа мы так и не нашли. В какой-то мере нашим запросам отвечал тримаран «Шторм», проект которого был опубликован в сборнике №43, однако мы считали его размерения недостаточными, а подъем форштевня чрезмерно крутым для мягкого входа в волну. Взяв этот проект за основу, мы увеличили длину с 5,0 до 5,60 м, а ширину с 1,80 до 1,87 м (наше судно имеет несколько большую относительную длину L/B, чем это сейчас принято); изменили длину и форму спонсонов; отказались от слома — уступа при переходе от спонсона к борту (т. е. отнесли спонсон на 50 мм к борту), вместо слома установили брызгоотбойник. Продление спонсонов в корму и оборудование каюты позволило нам избежать кормовой центровки и излишнего дифферента на корму, возможного при полной нагрузке, когда 220 кг горючего и водитель располагаются в кормовой части катера.

    Тримаранные обводы позволили сделать каюту достаточно просторной, а койки в ней — не V-образными, а расположенными вдоль бортов. Ширина каюты — 1,50 м. Высота у входа — 1,30 м; в носу каюта несколько ниже, но и здесь высота достаточна для того чтобы даже рослый человек мог сидеть не сгибаясь.


    Объем к носу от шп. 1 заполнен пенопластом. Между шп. 1 и 2 оборудован просторный багажник. Запас бензина размещается в 11 стандартных канистрах, устанавливаемых под сиденьями в кокните; расчетная дальность плавания с таким запасом — 300 км.

    Информация об изображенииЭти два снимка были сделаны в мастерской художника Л. К. Богомольца
    Эти два снимка были сделаны в мастерской художника Л. К. Богомольца
     
    Технология постройки катера аналогична описанной в №43 сборника. Корпус с обшивкой из 6-миллиметровой водостойкой фанеры оклеен стеклотканью на эпоксидной смоле ЭД-5 (днище — в четыре слоя, борта — в два). После этого мы ошкурили его, прошпаклевали алкидной шпаклевкой и покрыли алкидной краской; краска эта хорошо стоит на надводной части судна и очень плохо — на подводной, к осени набухает и шелушится, хотя грунт стоит крепко. Привальный брус, брызгоотбойник и реданы сделаны из дуба. Киль в ДП и кили спонсонов обшиты полосками из нержавеющей стали.

    Использовано ветровое стекло от «Казанкн-2», но для придания нужного наклона оно обрезано от середины к краям на 200 мм. Стекло усилено по верху дюралевой 14-миллиметровой трубкой, прикрепленной на стоечках на — 8 мм от края стекла; трубка не только придает жесткость, но и упрощает крепление тента.

    Конструкции рубки изнутри, а также переборки и фальшборты оклеены пенопленом, который оказался весьма практичным отделочным материалом: он не намокает, приятен при прикосновении, легко клеится клеями ПВА, бустилатом. Пеноплен окрашивается масляной краской (с добавлением лака) в любые цвета.

    Весной 1978 г. наше судно было спущено на воду и заняло место, унаследованное от своего предшественника — катера «Арс-I», у причала Ленинградского клуба водно-моторного туризма «Нева».

    Информация об изображенииТеоретический корпус
    Теоретический корпус
     
    Проплавав две навигации, мы можем сказать, что все наши ожидания оправдались. Максимальная скорость с одним водителем под двумя моторамшНеп-тун-23» равна 40 км/ч (при числе оборотов двигателей 5000 и 5200). Подводные части моторов — полированные; гребные винты имеют шаг 280 мм. На глиссирование «Арс» выходит и при нагрузке в 650 кг, но с винтами, имеющими шаг 240 мм («белые»). Ходовой дифферент равен 4° и при изменении нагрузки изменяется мало. Доказательством неплохих гидродинамических качеств корпуса является и то, что катер уверенно глиссирует под одним мотором при нагрузке 250 кг (два человека плюс две канистры бензина и неработающий мотор). Отметим, что «Шторм» под одним «Вихрем» также глиссирует при нагрузке не более 300 кг, несмотря па меньшие размеры и отсутствие рубки. «Арс», как и подобает тримарану, остойчив и на стоянке, и па ходу.

    Килеватость днища (21°,— как на «Шторме») для имеющейся мощности моторов очевидно слишком велика, зато обеспечивает мягкий ход на волнении. При крутой встречной волне высотой около метра появляются удары в горизонтальные участки днища между корпусом и спонсонами в носовой части катера, но особых неудобств это не доставляет: палуба остается сухой, можно идти, не сбавляя хода.


    Информация об изображенииЧертеж общего расположения
    Чертеж общего расположения
     
    Большое влияние на скорость оказывает заглубление гребных винтов. Наилучший результат был получен при положении антикавитационной плиты на 5 мм ниже линии киля. Однако при таком заглублении по мере обрастания подводной части начинает проявляться аэрация винтов: двигатели внезапно взревают, скорость падает. Избавиться от аэрации удается лишь путем увеличения заглубления моторов на 25 мм от первоначального положения. Можно отметить, что к концу навигации из-за обрастания днища скорость «Арса» падает на 2—3 км/ч.

    Катер оборудован двумя тахометрами типа «ИЛМ» и самодельным лагом, состоящим из водозаборника, датчика «ДТМ-4» и вольтметра, отградуированного в «км/ч».

    Для дистанционного управления «Нептунами» применены комплекты «ДУ» от «Москвы». Подсоединение к моторам выполнено таким образом, что сохранен шток переключения реверса. Это необходимо в аварийных ситуациях и удобно тем, что позволяет четко и надежно фиксировать различные положения. Фирменный пластмассовый шарик заменен (для удобства крепления боуденовского тросика) Т-образной рукояткой. Переделано крепление капота к двигателю, крайне неудобное в эксплуатации. Сейчас капоты крепятся по бокам двумя замками патефонного типа, как на «Вихре-30».

    Информация об изображенииПульт управления катера «Арс»
    Пульт управления катера «Арс»
     
    Используем сварные якоря системы Данфорта. За двадцать лет мы испробовали малые якоря многих типов и пришли к выводу, что ни один якорь не обеспечивает такого отношения держащей силы к собственному весу, как якорь Данфорта. Только на крупной гальке и камнях тяжелый адмиралтейский якорь и кошка имеют преимущество перед якорем Данфорта, однако вес его при этом в 3—4 раза меньше, чем якорей других систем. В поход берем два якоря по 2,5 кг и один — 6 кг.

    От установки стационарного бака мы отказались, потому что после длительной стоянки бывает полезно переболтать горючее (это облегчает запуск двигателей), а сделать это в баке сложно. Пользоваться канистрами удобнее: необходимо только переставлять горловины на баках через 2 часа хода.

    Дверь в рубку, состоящая из двух половинок, складывается и открывается в сторону, противоположную пульту управления. Это оказалось удобным вариантом, занимающим минимум места.

    В заключение хотим сказать, что тримаран с каютой обладает всеми качествами, необходимыми для туристского судна: он обеспечивает и высокий уровень комфорта, и скорость, сопоставимую со скоростью серийных лодок даже значительно меньших размерений.


    Понравилась ли вам эта статья?
    +4

    ПРЕДЫДУЩИЕ СТАТЬИ
    Буксировщик водного лыжника с двигателем «ЗИЛ-130»
    Катамаран Марка Хукхэма «Китобой» из Австралии
    Крейсерско-гоночная яхта четвертьтонник Брюса Фарра
    40-футовый глиссирующий моторный парусник «V-5»
    Двухместная рыболовная лодка «Краб»
    Одноместный буер-тренажер «Ракета» с парусом от «Оптимиста»
    Новая стеклопластиковая мотолодка «Дельта»
    Необычная лодка с необычными качествами «Блегг-480»
    Крейсерская мини-яхта «Фёст-22»
    Армоцементная крейсерская яхта «Хэпи Бэби»
    Конструкция эстакады для хранения лодок
    «Летучая рыба» — первый шаг в большой виндсерфинг
    Комфортабельные катера «Амур-2» и «Амур-3»
    Большая гребная лодка «Пелла»
    Мини-яхта на основе яхты-компромисса «Корсар»

    ТЕКУЩАЯ СТАТЬЯ
    Каютный катер тримаран «Арс»

    СЛЕДУЮЩИЕ СТАТЬИ
    Каютная мотолодка из фанеры «Сом»
    Бесшкотовый буер «Трапеция»
    Мой вариант катера «Кальмар»
    Крейсерский швертбот «Шквал»
    Устройство для перевозки лодки на багажнике
    Проект идентичного катера типа «Экспресс-крейсер»
    Разборная гребно-моторная лодка «ЛР-01»
    Трехместное каноэ из стеклопластика
    Современная модификация гребной лодки дори «Глостерская чайка»
    Крейсерская яхта «Вираж» класса «полутонник»
    Гоночная мотолодка «Викинг» из стеклопластика
    Самостоятельная постройка мотолодки типа «Морской дротик»
    Мореходный катамаран катер дэйкрейсер «Кэт-900»
    Морская рыболовная мотолодка «Си кэт»
    Стеклопластиковая мотолодка для Олимпиады «Гамма»


    Ссылка на эту статью в различных форматах
    HTMLTextBB Code

    Комментарии к этой статье


    Еще нет комментариев



    Сколько будет 22 + 40 =

           



    Barque.ru © 2013 | Контакты | Карта сайта
    Судостроение: Парусные суда Моторные суда Технологии Экранопланы
    Моторы: Описание моторов Устройство моторов Самодельные моторы Тюнинг моторов Обслуживание моторов Дистанционное управление
    Проекты: Парусные яхты Парусные катамараны Парусные тримараны Моторные лодки Катера Туристические суда Рыболовные суда Виндсерфинги и лыжи Прицепы и трейлеры Прочие проекты
    Спорт: Новости спорта Парусные соревнования Водномоторный спорт Воднолыжный спорт Виндсерфинг Буерные соревнования Соревнования туристов
    Консультации: Полезные устройства Полезные советы Улучшение судов Улучшение моторов Опыт эксплуатации Техника плавания Разбор аварий Рыболовам
    Кругозор: Новые суда и устройства Интересные события Интересные факты Интервью Карты и маршруты Официальные данные Проблемы малого флота Яхт-клубы и стоянки Письма в редакцию
    Истории: Путешествия Туристические походы Знаменитые корабли Военная страничка Литературная страничка История флота Прочие истории