К огромному удивлению редакции, переписка затянулась надолго. Нам не отказывали впрямую, но и предоставлять копию тоже не торопились. Как потом выяснилось, одной из причин была невозможность составить "правильное" представление о "КиЯ", исходя только из нашего веб-сайта. Пришлось отправлять во Францию посылку с журналами, но нет худа без добра — заодно мы получили лишний стимул для обновления нашего веб-узла. И вот аккурат под Новый год долгожданная посылка, наконец, прибыла!
Первые восторги, впрочем, были немедленно охлаждены строгим, можно даже сказать суровым тоном соглашения об условиях, на которых предоставлялась игра. Увы, в праве установить ее одновременно на несколько компьютеров (т.е. испытать возможность игры по локальной сети) нам было отказано. Досадно, конечно, но таковы правила. Нарушать соглашение мы не стали, как не стали и устанавливать игру поочередно на разные компьютеры (как это было в случае с предшественницей) для того, чтобы практически оценить ее на разных конфигурациях — от слабой до мощной. В итоге, не мудрствуя лукаво, игру установили на компьютер, без малейшей натяжки относящийся к категории "hi-end", на котором и провели ее тестирование.
Начнем, разумеется, с системных требований. Несмотря на обещанное улучшение графики, минимально необходимая для новой игры конфигурация компьютера практически не отличается от требовавшейся для ее первой версии:
- Процессор — Pentium II 450 МГц
- Память — 64 Мб
- Видеокарта — 32 Мб
- Аудиокарта — DirectX 8.1 совм.
- ОС — Win98 с версией DirectX не ниже 8.1
Рекомендуемая конфигурация:
- Процессор — Pentium III 800 МГц
- Память — 128 Мб
- Видеокарта — 64 Мб
- Аудиокарта — DirectX 8.1 совм.
- ОС — Windows 2000/XP
От себя добавим (памятуя наш опыт с предыдущей версией), что все приведенные значения частот и объемов памяти, скорее всего, лучше умножать на два — если, конечно, вы хотите наслаждаться красотой бушующего моря на всей площади своего монитора и играть в яхтенный симулятор, а не в пошаговую стратегию. Необходимо сказать еще вот что — игра требует наличия DirectX версии не ниже, чем 8.1, а это значит, что о запуске ее под Windows 95 следует просто забыть. Кроме того, есть и видеоадаптеры, несовместимые с этой игрой: например, Ati Rage Pro, Voodoo Banshee, еще ряд других... А для максимально натуралистичного отображения игровой графики желательно (впрочем, как и всегда!) иметь одну из современных моделей видеокарт, поддерживающую последнюю (по состоянию на осень 2002 г.) спецификацию вертексных шейдеров (vertex shaders). В этом случае "Virtual Skipper 2" не разочарует вас. Море в игре нарисовано просто великолепно — как модно стало говорить, "с кинематографическим" качеством!
В процессе инсталляции игра не задает никаких лишних вопросов. После установки тоже нет необходимости проводить какие-либо "конфигурационные мероприятия", как это было в случае с первой версией. Абсолютно все нужные установки (включая видеорежим) задаются теперь при запуске игры из ее меню. Можно настроить разрешение (от 640x480 до 1600x1200), глубину цвета, раздельно качество текстур и шейдеров, качество отображения моря и antialiasing — сглаживание (рис. 1). Одиночному игроку доступны следующие варианты игры: Quick race (с минимумом настроек), Single race (одна гонка), Championship (чемпионат из серии гонок). Несколько игроков могут попытаться теперь сразиться друг с другом по локальной сети (до восьми человек), через Интернет (то же самое ограничение), для двоих появилась еще одна возможность одновременной игры — казалось бы, давно забытая опция деления экрана по горизонтали на две части вновь с нами! Правда, управлять своими яхтами игрокам придется с одной клавиатуры, но это — вполне допустимый "бюджетный" вариант.
Акваторий в игре только пять (в предыдущей версии после выхода патча их было шесть): все те же окрестности мыса Нидлс (Британия), бухта Сан-Франциско, Порто-Серво (о.Сардиния), Ла Тринити (Франция), Окленд (Новая Зеландия). Зато яхт теперь четыре типа: ACC (яхты Кубка Америки), тримараны ORMA 60, "Melges 24" и некий полуабстрактный offshore cruiser. Характерно, что чемпионат придется начать на "Melges 24" и лишь с ростом мастерства игроку постепенно откроется возможность перейти на другие типы яхт. К примеру, чтобы начать чемпионат на яхтах типа offshore cruiser, достаточно в чемпионате "Melges 24" занять второе место, но уже дальше чемпионаты нужно только выигрывать. В режиме одиночной игры имеются такие опции: выбор типа гонки (матч-рейс или флотилия), уровня мастерства (четыре уровня), дистанции, количества кругов на ней и длины ее отрезков, внешний вид своей яхты. Порадовало следующее: теперь игрок может самостоятельно задать состояние погоды (ясно, пасмурно, дождь, шторм) и силу ветра в диапазоне от 3 до 7 баллов по шкале Бофорта (рис. 2).
Что касается управления яхтами и собственно игрового процесса, то тут многое изменено. Добавлены новые паруса — в распоряжении гонщика имеются стаксель, генуя, геннакер (он же "Code 0") и спинакер. Искусственный интеллект игры еще тщательнее отслеживает соответствие поведения яхты в той или иной ситуации действующим правилам проведения парусных соревнований и заранее выдает предупреждения игроку. Так, если вы обязаны уступить дорогу соседней яхте, то ее паруса окрашиваются в красный цвет (рис. 3), в противном случае преимущественное право прохода остается за вами. Не говорите теперь, что вас не предупреждали уступить дорогу правому галсу!
Значительно изменен интерфейс игры — помимо новых приборных панелей с подробнейшими данными следует отметить возможность использования мыши для управления яхтой и ее настройками. Особенно порадовала опция, на отсутствие которой мы сетовали в предыдущем обзоре: теперь игрок, пользуясь мышкой, в состоянии лично управлять тонкой настройкой шкотов, добирая или ослабляя их до нужной степени буквально по миллиметру — это осуществляется перемещением бегунка по вертикальной шкале в правом углу экрана. А нажатием клавиши Numlock можно (как и прежде) доверить эту задачу своему "экипажу". Экипаж, кстати, в достаточной степени "разумен" и способен, к примеру, самостоятельно перемещаться по палубе яхты для достижения нужной степени откренивания или ходового дифферента (рис. 4). Приятно посмотреть и на то, как ваши бравые матросы занимаются постановкой/уборкой спинакера — быстро, без суеты и криков (рис. 5).
Отдельных добрых слов заслуживает графика. Море, как уже было сказано, выглядит весьма натурально (при использовании современных видеокарт), а возможность самостоятельно определять состояние погоды и силу ветра сильно прибавила игре зрелищности. Неплохо прорисованы яхты и экипажи, и главное: теперь игрок может наблюдать за ходом событий не только со стороны (как в первой версии — рис. 6), но и "от первого лица", находясь на месте рулевого (рис. 7)! Немаловажным достоинством игры стала ее открытая архитектура — у фанатов появилась долгожданная возможность самостоятельно создавать и добавлять в нее свои текстуры, чтобы превратить некую абстрактную игровую ACC хоть в "Alinghi", хоть в NZL-82. И сайты поклонников игры уже ломятся от различных самодельных текстур и дополнений, среди которых есть весьма и весьма профессионально сделанные.
Однако, говоря об общей оценке симулятора, нельзя не добавить существенную ложку дегтя в наш обзор. Игра (появившаяся в продаже в начале октября 2002 г.) вышла в довольно сыром виде, особенно по двум основным параметрам: графике и физике. Причем если графические огрехи оказались еще сравнительно безобидны (вроде носовой волны, начинающейся задолго перед форштевнем), то огрехи физической модели поведения яхт... Автору этих строк никогда не доводилось управлять кубковой яхтой IACC, но трудно поверить в то, что, оказавшись в положении левентик, эта гоночная машина будет не в состоянии лечь на нужный галс в течение 5-6 ми-нут—и это при том, что команда предпринимает самые отчаянные действия для продолжения гонки. Кстати, тримараны в игре не подвержены подобной проблеме и вообще ведут себя натурально в самых различных условиях (рис. 8). Повнимательней изучив документацию, мы, кажется, смогли объяснить это. Дело в том, что тримараны "учил плавать" сам Луйк Пейрон (напомним, чемпион ORMA 2002 г.), а вот указания на то, что к отработке физической модели яхт ACC имеет отношение кто-то из известных гонщиков, мы не нашли. На наше (и, похоже, не только наше) недоуменное письмо в службу поддержки нам ответили, что дефект известен, изучается и скоро будет устранен. И действительно, вышедший вскоре патч (версия 1.2) частично решил эту проблему. Потом вышел еще один, и еще... Всего за пять месяцев, прошедших с момента появления игры в продаже, вышло уже четыре обновления. Не многовато ли?
И все же игра, по сравнению с предыдущей версией, стала огромным шагом вперед. Вдобавок создателями были учтены многие замечания, высказывавшиеся в отношении ее предшественницы. Принципиально новый удобный интерфейс с полупрозрачными окнами, отличная графика, прекрасный звук — что еще нужно, чтобы с удовольствием проводить у монитора холодные зимние (и не только зимние) вечера? В нашем кругу любителей яхтенных компьютерных игр — снова маленький праздник. Точнее, не так. Праздник, начавшийся с выходом первой версии "Virtual Skipper", продолжается!