Сейчас на всем Кавказском побережье Черного моря Геленджик, наверняка — самое удобное место для проведения парусных регат. Здесь обширная, удобная и красивая бухта, достаточно глубокая для любых парусных яхт, хорошо защищенная от волн открытого моря и имеющая постоянный ветровой режим.
Но до недавнего времени паруса были крайне редким украшением местных пейзажей. Иногда в дома отдыха или санатории для отдыхающих завозили швертботы, но что с ними делать — никто не знал, и лодки заканчивали свое существование где-нибудь на задворках. Неизвестно, сколько бы еще продолжался этот «мертвый сезон», если бы в мае 1974 г. молодой и энергичный энтузиаст Геннадий Елагин не организовал при городской станции юных техников (СЮТ) кружок юных яхтсменов с романтичным названием «Тринадцатилетний капитан».
Первый «Оптимист» построили из подручных материалов своими руками, а в июле на свежевыкрашенной «Удаче» уже проводили первые тренировки. Можно себе представить, как рады были ребята и как горды они были своим парусным кораблем, на котором ходили даже в «кругосветку» — вокруг всей бухты. Но вряд ли кто-либо предполагал, что из всей этой затеи выйдет что-нибудь серьезное.
Однако уже 9 мая следующего года на пяти самодельных «Оптимистах» впервые в истории Геленджика проводились парусные соревнования. У этой флотилии был и свой флагман — учебно-тренировочный швертбот «Маленький принц» — списанная спасательная шлюпка. Рулевой уверенно держал курс, шкотовый балансировал на трапеции, одним словом, все, как у настоящей яхты. Благодаря этим соревнованиям ребята узнали, что такое спортивный азарт, поражение и победа.
К лету 1976 г. юные яхтсмены получили долгожданный подарок — небольшую, но удобную пристань, расположенную в том самом месте, откуда отцы и деды сегодняшних яхтсменов уходили в десант на Малую Землю. Теперь уже не надо было возить яхты через весь город от СЮТ к пляжу.
К этому времени, несмотря на нехватку подходящих материалов, инструментов, оборудования, детский парусный флот пополнился еще одним самодельным «Оптимистом» и первым «Кадетом», построенными под руководством опытного яхтсмена Александра Ключарева.
Очень многое изменилось в 1978 г., который, вероятно, надолго запомнится геленджикским яхтсменам. При СЮТ на общественных началах была организована парусная секция взрослых, которая сразу же самым активным образом стала помогать детям.
Новороссийский яхт-клуб выделил несколько списанных швертботов, при одном только взгляде на которые становилось грустно. Однако С. А. Клыков, Ю. Антипов и Г. Елагин всю весну и почти все лето не отступали — заделывали пробоины, клеили, шпаклевали, красили, стараясь возродить, казалось бы, уже совсем негодные яхты. Часто работа не прекращалась до глубокой ночи. К концу лета удалось восстановить три «Кадета», два «Финна» и один «Летучий Голландец». Наконец, бухта расцвела долгожданными «настоящими» парусами!
На первенстве ДСО «Водник», состоявшемся в прошлом году в Новороссийске, наши яхтсмены два раза занимали неплохие места. Соревнования на первенство города проводились дважды и каждый раз собирали на набережной толпы болельщиков. Итог сезона оказался неплохим: подготовлено 11 спортсменов-разрядников, большинство из которых дети.
Стихийная поначалу деятельность была поддержана городской общественностью. Горисполком вынес решение о создании в Геленджике настоящего яхт-клуба, под который сразу же был выделен удобный участок. Финансовые вопросы тоже перестали быть проблемой. Новые яхты заказали Таллинской и Ленинградской судоверфям. Городская пресса стала все чаще помещать материалы о деятельности яхтсменов.
Важным шагом явилось создание в начале 1979 г. городской федерации парусного спорта во главе с С. А. Клыковым — одним из создателей парусной секции. Федерации предстояло наладить учебу яхтсменов, привести в порядок новую территорию, начать переоборудование 10-метрового промерного катера (переданного нам Институтом океанологии) в учебное парусное судно и еще множество самых различных и необходимых дел.
В течение трех месяцев по два раза в неделю новички постигали премудрости парусного дела на занятиях по подготовке яхтенных рулевых. Теоретические лекции по устройству яхт дополнялись практическими занятиями: каждый взрослый член секции брал обязательство собрать по одному «Оптимисту» из комплектов, поставляемых Таллинской судоверфью. А едва потеплело, началась работа на новом причале. Тут уж не обошлось без субботников и воскресников. Оборудовались учебные классы, кают-компания, эллинги, слип и т. д. С верфей начали приходить новые яхты. Разумеется, они были дотошно осмотрены, ощупаны и оглажены всеми — как-никак первые «фабричные» яхты.
Мы уже мечтаем о большем: о дальних крейсерских походах и участии в больших гонках. Планируем систематически проводить походы по маршруту героического десанта из Геленджика на Малую Землю.