Судно спецназначения
Ни в одном учебнике для кораблестроителей не упоминаются подводные рестораны, самоходные офис-отели или плавучие казино. Однако действительность обгоняет теорию: те же плавучие казино - уже не редкость. Пассажиры платят немалые деньги, чтобы спокойно заняться любимым делом где-нибудь в нейтральных водах с гарантией от нежелательных контактов.
Изображенное на эскизе 51-метровое судно с красноречивым названием "Джек Пот" подняло флаг недавно: его перестроили из туристского теплохода на германской верфи в Тангермюнде. Осадка его - всего 1 м, что позволяет спокойно сходить с фарватера и отстаиваться в тихих "несудоходных" заливах. Названия прекрасно оборудованных помещений говорят сами за себя. Вот носовой зал "Малая игра": к услугам желающих разрядиться свыше 50 игровых автоматов (есть и старомодные "однорукие бандиты"). А в кормовом зале "Большая игра" — забавы серьезнее: рулетка, "БлэкДжек". Залить горе или отметить успех можно на пути домой в барах и ресторанах. желающие могут уединиться в каюте...
Сила искусства
Выполняя заказ на носовое украшение для нового парусника, норвежский скульптор Хильдегун Ролл Свердруп упросил позировать даму по имени Сегне. На фото Анне Марит Клокк модель и ее изображение "в материале" стоят рядом. Судя по всему Сегне осталась довольна.
Лодка лодке рознь
Чисто формально этот боевой корабль, вооруженный ракетными пусковыми установками и ультрасовременной пушкой-автоматом, — мотолодка. Французская фирма "Симоно Марин Интернасионал" нашла возможность сделать 13-метровый алюминиевый сторожевой катер *NAJA-12"доступным — по цене — любому слабо развитому государству: на нем даже нет моторного отделения, продается он без двигателей. На затранцевую подмоторную доску, закрытую звукоизолирующим капотом, владелец навешивает столько подвесных моторов, сколько выдержит его военный бюджет. С четырьмя 300-сильными "Джонсонами" катер развивает свыше 50 узлов, а с одним — 15. Неудивительно, что на ближайшие годы верфь загружена полностью — заказано 130 таких катеров, незаменимых для борьбы с пиратством и т.п. в прибрежных водах.
Новинка из прошлого
Такие подвесные моторы с ручным приводом известны, оказывается, давно: их можно было видеть на легких лодках и охотничьих челноках еще в самом начале XX века. Вспомните привычные недостатки весла: неравномерность работы; потери энергии на нерабочий ход, при входе в воду и выходе; неудобно грести, сидя спиной вперед; наконец, далеко не всегда гребец умеет правильно грести. Гребной винт не имеет перерывов между рабочими ходами, его лопасти всегда полностью погружены в воду, упор постоянен. А уж крутить ручку умеет всякий...
Одним словом, показанные на Генуэзской Бот-шоу канадские "Trolite—2000", несмотря даже на высокую стоимость, вызвали немалый интерес.
Вес благодаря применению пластиков и алюминия — всего 2.5 кг. Общий КПД установки с трехлопастным гребным винтом на удивление высок.
Ветряное блюдце
Внимание многих посетителей недавней (март 1996 г.) Бот-Шоу в Сингапуре привлекла новая разновидность виндсерфера - "WS 100 Wind-saucer". Эта безопасная непотопляемая и неопрокидываемая — новинка адресована прежде всего тем, кто "недостаточно атлетичен" для того, чтобы осваивать сугубо спортивную парусную доску. А уж об удобстве перевозки и переноски уложенного в две сумки блюдца и говорить нечего...
Здесь все не так как на виндсерфере. "Доска" надувная (поливинилхлорид) и круглая в плане. Парус площадью около 3.5 кв.м хотя и пошит из привычного дакрона, но имеет необычную форму круга. Мачта превратилась в разборную кольцевую рамку из четырех алюминиевых трубок. причем замками служат концы двух дугообразных "гиков" — рукояток из термопласта АБС. Из того же АБС изготовлены шверты — рули. Управлять можно не только стоя, но и сидя...
Конечно, рекорд скорости на таком пляжном снаряде не поставишь, море не переплывешь, но ведь когда-то и виндсерфер воспринимался лишь как эксцентричная бесполезная шутка.
Пираты XX века...
Норвежец капитан Сабелтанн уверен, что подобный "кровожадный" стиль оформления и "веселый Роджер" на мачте — залог коммерческого успеха. От желающих "плавать" на борту его трехмачтового "пиратского"корабля" Ден Сорте Даме" (по КВЛ — 15м) — нет отбоя.
"Стелс" — винт-невидимка
В Морском исследовательском центре Голландии проходит всесторонние испытания необычный гребной винт, предложенный одной из калифорнийских фирм. Пресса представляет его читателям как "революционный прорыв в морских технологиях", сравнивая это изобретение с изобретением паровой турбины.
Конструктивно — это четырехлопастной винт, концы лопастей которого соединены узким (половина "ширины" лопасти) непрофилированным кольцом. Каждая его четвертая часть приварена одним концом к входящей "половине" конца одной лопасти, а другим — к выходящей половине соседней лопасти.
Кольцо способствует спрямлению набегающего потока, направляя его параллельно оси винта. гасит его неравномерности.
Это существенно снижает склонность к кавитации. уменьшает вибрацию, винт становится "малошумящим" (отсюда и название, такое же как у самолета-невидимки "Стелс") и менее опасен для пловцов.
Главный результат, который получили исследователи. сравнивая новинку с аналогичным винтом на том же ПМ мощностью 25 л.с., это существенный - на 18% — рост упора винта.
Это достаточно интригующий результат, хотя и требующий дальнейшей проверки.
Как выглядит "корабль мечты"?
Летом 1992 г в Японии при огромном стечении зрителей впервые проходило совершенно необычное бот-шоу под названием "Корабль мечты — конкурс проектов". На гребном канале на 200-метровой дистанции проходили самые настоящие гонки одно- и двухместных "плавучих сооружений" с нетрадиционными движителями, приводимыми мускулами человека.
Наиболее многочисленными были заезды одноместных педальных лодок, причем показанная одной из них ("Ушимаро спид") скорость превысила 18 км/ч. Тут были и крылья, и поплавки, а создатель лодки "М411" применил такой необычный вариант "статической разгрузки", как воздушные шары. Конструктор "Еллоу Лупер" использовал автомобильную "четырехколесную" схему: два передних колеса — катящиеся по воде поплавки, два задних — одновременно и поплавки и гребные колеса. Можно было видеть в действии и плавниковый движитель (лодка "Шарк", декорированная "под акулу"), и шнековый движитель. На лодке, изображавшей дракона, водитель вращал "коленвал" вручную — тростями, а варианты с всевозможными "качалками" на двухместных одно- и двухкорпусных лодках на этом фоне смотрелись как вполне обычные. Впрочем, восторг зрителей вызвала лодка "Янмар", которая хотя и не показала "невероятных" скоростей, но уверенно шла, в то время как двое (в гоночном снаряжении с надетыми шлемами) безмятежно качались на качелях...
Гонки электролодок, происходившие после этого, уже не смотрелись.
На бесплатном горючем
На этом самодельном катамаране с солнечными батареями австралийский ветеран-водномоторник Алан Колебек недавно завершил очередное дальнее плавание. Можно сказать, неторопливое: за шесть недель он прошел 2100 км. Тем не менее этот результат был объявлен рекордом (во всяком случае — национальным), особенно обрадовавшим фирму "Маринер". На катамаране был установлен подвесной электромоторчик "Маринер Трастер Т21", который работал от аккумуляторов, подзаряжаемых солнечной энергией (12-13 В).
Колебек в восторге от надежности "Т21", работающего без единой поломки несколько лет. На разных лодках он проработал общей сложности 660 часов, за который прошел 4000 км.