Осенью минувшего года завершились испытания крейсерской яхты по проекту "МОТ-30", построенной петербургской компанией Мортранс при участии французской компании GTP.
При определении основных характеристик яхты были сформулированы следующие требования: малая осадка, большой объем салона при минимальных размерениях, повышенная прочность корпуса, возможность эксплуатации в осыхающих районах (таких, как побережье Ла-Манша) и хранения на необорудованном берегу, хорошая мореходность и ходовые качества при сильных ветрах, практичная внутренняя отделка. Эти нелегко согласующиеся требования учитывались при выборе прототипа и разработке проекта. За основу была взята французская яхта "RS-800", но для обеспечения достаточного объема и высоты помещений длину ее увеличили с 8.0 до 9.2 м. Добиться уменьшения осадки при достаточно высоких характеристиках остойчивости и обеспечить такие специфические требования, как сохранение положения на ровный киль при осушке (во время отлива) и возможность обходиться без специальных кильблоков при хранении на берегу, можно было только одним путем: применением двух развитых скуловых килей с горизонтальной свободной кромкой. Этим и была обусловлена особенность "МОТ-30", непривычная для наших яхтсменов и яхтостроителей. Стандартная для такого типа яхт планировка была сохранена, но штурманский стол увеличили для нормальной работы с картами в морских условиях.
Проект яхты выполнен по правилам Бюро Веритас (Франция) профессиональными петербургскими конструкторами.
В качестве основного материала для корпуса, палубы и надстройки использован сваривающийся алюминиевый сплав толщиной 5 мм. Обводы типа шарпи и относительно большая толщина листов обшивки были выбраны в основном для сокращения трудоемкости и времени постройки. Для обеспечения запланированных сроков строительства был выбран метод субподряда. Корпус с фундаментом и рулевым устройством строился на одном из судостроительных заводов Петербурга. Установка систем и отделка выполнялась частной фирмой. Поставка оборудования обеспечивалась из Финляндии, Голландии (двигатель) и Швеции (мачта). Все субподрядные организации сорвали свои обязательства по срокам. Яхта была спущена на воду только 20 сентября 1998 г.
Ходовые испытания яхты, проводившиеся в октябре, показали достаточно высокие результаты. С двигателем "Yanmar saildrive" мощностью 18 л.с. яхта развивает на гладкой воде скорость 6.5 узла.
Под парусами (общей площадью 48 м2) при ветрах более 2-х баллов ходовые качества "МОТ-30" не уступают более спортивной яхте типа "Картер-30" на всех курсах. При слабых ветрах сказывается повышенное сопротивление скуловых килей, зато габаритная осадка "МОТ-30" на 0.35-0.45 м меньше, чем традиционных однокилевых мореходных яхт того же "30-футового" класса, и при подъеме на берег она надежно встает на кили.
Высота борта и большая ширина корпуса обеспечивают отличную мореходность: даже в свежий ветер яхта идет с небольшим креном и практически сухой палубой.
Яхтсмены, побывавшие на борту яхты, отмечают рациональность планировки и то, что внутренние помещения просторнее, чем на большинстве яхт сравнимых размерений. Высота в салоне и при входе в кормовую каюту позволяет даже высокому человеку стоять в полный рост. Наличие систем горячей и холодной воды, туалета и оборудованного камбуза создают необходимые комфортные условия. Использование ценных пород дерева в отделке создает приятное ощущение при нахождении в каютах. На борту яхты при плаваниях выходного дня могут комфортно разместиться шесть человек. Мореходные качества и оборудование яхты, проводка снастей в кокпит и наличие надежного дизельного двигателя позволяют совершать и длительные плавания семейному экипажу, когда на борту находятся только один-два яхтсмена с соответствующей квалификацией.
Мощная носовая площадка удобна при швартовке, для высадки пассажиров на берег, а также для несения геннакера на полных курсах.
Согласно контракту яхта сертифицирована для использования в Европе; в ноябре 1998 г. компанией Мортранс Крафт получен Сертификат ЕС. Из-за значительной задержки строительства принято решение оставить новую яхту для реализации в России.