Главная страница Контакты Карта сайта Поиск по сайту:
Barque.ru
Следить за появлением новых статей:
Читать @barque_ru
 
  • Судостроение
  • Моторы
  • Проекты
  • Спорт
  • Консультации
  • Кругозор
  • Истории
  • Главная / Истории / Литературная страничка / 1975 год / Капитан корабля «Сен-Мишель»
    Подкатегории раздела
    Путешествия Туристические походы Знаменитые корабли Военная страничка Литературная страничка История флота Прочие истории


    Поделитесь информацией
    Твитнуть


    Похожие статьи
    История корабля русского флота фрегата «Паллада»
    Крейсерский парусный катамаран «Капитан Уиллис»
    Фанатик Атлантики капитан Уильям Эндрюс
    Капитан Дей Флеминг идет через океан
    Сообщения: робот, киль, супертанкер, сети, лазеры, раки, капитан...
    Капитан шхуны «Ленинград» Иван Петрович Матвеев
    Непреклонный капитан Фосс и его «Тиликум»
    Капитан Кристина и ее «Мазурка»
    Сообщения: килька, капитан, тренировка, мода, спички, сражение...
    Павел Павлович Куянцев — капитан-художник
    Находка обломков корабля «Слава России» у берегов Франции
    Капитан В. М. Шевцов в пути на яхте «Пионер»
    Геннадий Васильевич Коломенский — Капитан барка «Крузенштерн»
    Сообщения: хлеб, прогулка, слава, ураган, якорь, стихия, капитан...


    Капитан корабля «Сен-Мишель»

    Год: 1975. Номер журнала «Катера и Яхты»: 58 (Все статьи)
              0


    Среди огромной массы читателей романов Жюля Верна укоренилось мнение, что прославленный писатель был человеком сугубо кабинетным, черпавшим свое вдохновение исключительно из печатных источников. Да, действительно, самому Жюлю Верну не приходилось терпеть кораблекрушений, высаживаться на необитаемых островах, открывать новые земли! Все это делали за него герои его романов. И все же неверно думать, что он заимствовал материалы «Необыкновенных путешествий» (серии из 64 приключенческих и научно-фантастических романов) только из вторых рук.

    К области легенд относится и прямо противоположное мнение, льстившее самолюбию писателя, но столь же ошибочное. Распространялись слухи, что Жюль Верн — бывший капитан корабля «Сен-Мишель» — описывает в своих многочисленных романах преимущественно собственные приключения. Но Жюль Верн, как известно, не был профессиональным моряком, хотя и любил повторять: «Море — моя стихия».

    Информация об изображенииЖюль Верн (1828-1905 гг.)
    Жюль Верн (1828-1905 гг.)
     
    Новейшие биографические исследования, на которые мы опираемся в этом очерке (прежде всего монография внука писателя Жана Жюля Верна, изданная в Париже в 1973 г.), позволяют теперь не только проследить шаг за шагом жизненный и творческий путь автора «Необыкновенных путешествий», но и убедиться в том, какую огромную роль играло в его жизни море и какое значение имели для его творчества ближние и дальние плавания на собственных яхтах, имевших неизменное название «Сен-Мишель».

    Весной 1865 г. Жюль Верн, тогда уже известный писатель, облюбовал для работы рыбачий поселок Ле-Кротуа на реке Сомме при впадении ее в море. Поселок был расположен на северном берегу бухты и имел небольшую гавань, защищенную от господствующих западных ветров узким песчаным мысом. В часы наибольших приливов глубина в гавани позволяла входить в нее судам с осадкой до пяти метров. Здесь писатель все время видит море, встречается с рыбаками.

    Он присматривается к местным рыбачьим судам, приобретает по случаю почти новый баркас водоизмещением в восемь тонн и называет его «Сен-Мишель» — именем покровителя французских моряков, широко распространенным в Нормандии и Бретани, как у русских поморов — «Святой Николай». Конечно, баркасу далеко до яхты, но корпус его прочен, а мореходность вполне достаточна, чтобы смело пускаться в каботажные плавания. Это был выработанный веками тип небольшого шлюпа, которому рыбаки от Северного моря до Испании вверяют свою жизнь. Управление парусами не сложно, и обычный экипаж такого судна состоит из трех человек (с парусами мог бы управиться и один, но тяжелая работа с сетями требует именно троих).

    Сделав на «Сен-Мишеле» несколько пробных выходов в море, Жюль Верн перед отъездом из Ле-Кротуа договорился с местными лодочными мастерами о переделке своего баркаса. В средней части корпуса, предназначенной для сетей и улова, он поручил сделать каюту с четырьмя спальными местами, а небольшую рубку в корме с двумя койками отвел для матросов. Большая светлая каюта, превращенная в плавучий кабинет, позволяла подолгу жить и работать на борту «Сен-Мишеля». Жюль Верн сам набросал эскиз парусного вооружения будущей яхты — переделка должна была увеличить ходкость и поворотливость, а дополнительный балласт, уложенный в трюме, повысить остойчивость.

    Весной 1866 года Жюль Верн возвращается в Ле-Кротуа, где находит реконструированное судно и с удовольствием обживает свою каюту-кабинет. Нанятые им два бретонских матроса, пенсионеры французского военного флота, Александр Дюлонг и Альфред Берло становятся его неизменными спутниками в течение ряда лет.

    В судовой библиотечке капитана «Сен-Мишеля» были подобраны морские карты и лоции, книги по навигации и мореходной астрономии, таблицы приливов и отливов. «Сен-Мишель» берет курс то на юго-запад к Гавру, то на север в пролив Па-де-Кале.

    Известно, что в своем плавучем кабинете, где все было приспособлено для работы (стол, кресло, кровать, книжные полки и каждый предмет, вплоть до чернильницы-«невыпивайки» предохранялись на случай качки особыми креплениями), Жюль Верн усердно трудился, если не мешала погода, как и у себя дома, с пяти до одиннадцати утра, и в эти «священные часы» никто его не смел тревожить. Проводя на борту яхты около шести месяцев в году, он написал на море несколько романов, причем некоторые из них целиком или частично связаны с морскими приключениями («Двадцать тысяч лье под водой», «Плавающий город», «Страна мехов», «Ченспер»),

    В первую же навигацию он добрался до своего родного Нанта и оттуда взял курс на Бордо, где находился его брат Поль Верн, офицер торгового флота. «Я не мог отказаться от соблазна повидаться с Полем и взять его к себе на борт», — сообщает он в письме к своему издателю Этцелю. В Бордо Жюпь Верн провел около двух недель, а на обратном пути «выдержал ужасную бурю и впервые испытал все, что испытывают настоящие моряки». Встречный ветер и сильное течение продержали яхту в открытом море трое с половиной суток.

    «Благодаря некоторой переделке, — сообщал писатель отцу, — «Сен-Мишель» стал одним из лучших ходоков в Соммской бухте, и когда дует попутный ветер, он выпрямляется, как цветок -под солнцем. Как жаль, что вы не разделяете подобных чувств! Мы оказались на высоте во время шторма, и судно хорошо выстояло под натиском бури».

    Издатель никак не может смириться с тем, что его автор предается риску морских плаваний, которые он считает не только опасными, но и бесполезными. В ежемесячных отчетах дирекции «Bureau Veritas» приводились сведения о потерпевших кораблекрушение коммерческих парусниках. В списке обычно значилось не менее сотни судов, и это заставило Этцеля забить тревогу.

    В письме, отправленном из Ле-Кротуа (1868 г.), Жюль Верн пытается успокоить друга: «Не ополчайтесь против моего «Сен-Мишеля», он оказывает мне серьезные услуги. Вы всегда преувеличиваете опасности, которые приносит море. Даже моя жена, сопровождавшая меня в последнем путешествии, ни одного мгновения не испытывала страха. Я собираюсь совершить плавание в Лондон, затем в Шербур, а может быть, доберусь до Остенде».

    Это намерение удалось осуществить. Следующее письмо издателю помечено лондонским штемпелем: «Да! Я Вам пишу на подходе к Лондону, где буду через несколько часов. Я вбил себе в голову, что «Сен-Мишель» доберется до Лондона, и вот он уже приближается... Я заканчиваю первый том «Двадцати тысяч лье под водой» и работаю так, как если бы сидел в своем кабинете на улице Лефевр. Это прекрасно, — какая пища для воображения!»

    В письме из Ле-Кротуа в июне 1869 г. писатель, работавший тогда над последними главами «Двадцати тысяч лье...», говорит о вдохновляющем воздействии океана:

    «Ах, мой дорогой друг, какая будет книга, если удастся так, как задумано. Сколько интересных сведений я почерпнул о море, плавая на «Сен-Мишеле». Самое трудное было описать это настолько правдоподобно, чтобы всем захотелось туда отправиться».

    Именно в этом романе с наибольшей полнотой запечатлена любовь писателя к морю, и в образе капитана Немо, предпочитавшего водную стихию земной тверди, воплотилась частица существа самого автора. Решив эффектно вручить свое любимое детище издателю, Жюль Верн отправился на борту «Сен-Мишеля» в Париж с рукописью второго тома и отдал якорь у моста Искусств, в самом центре столицы. На обратном пути «Сен-Мишель» едва не стал пленником обмелевшей Сены и только с помощью буксира сумел сойти с мелководья.

    Из года в год он бороздил бурные воды, делая переходы из Булони в Бордо. За несколько лет писатель приобрел богатейший опыт, стал заправским моряком-яхтсменом, этим и объясняется его эрудиция по части мореплавания.

    Летом 1870 г. началась франкопрусская война. Приказ о мобилизации застал Жюпя Верна в пригороде Нанта Шантенее, где он гостил с семьей у родителей. Вызванный по месту жительства в Ле-Кротуа, он был зачислен в береговую оборону и назначен командиром сторожевого судна «Сен-Мишель». Вместе со своим экипажем, Дюлонгом и Берпо, писатель днем и ночью патрулировал бухту Соммы. В его задачу входило охранять небольшой участок нормандского побережья от возможных нападений германских рейдеров. Но военные действия развивались к востоку от Парижа, и деревушка Ле-Кротуа выглядела такой же мирной, как и в обычные дни. Исправно неся свою службу, Жюль Верн в эти месяцы вынужденного одиночества написал на борту яхты «Сен-Мишель» два романа; «Ченспер» и «Приключения трех русских и трех англичан в Южной Африке».

    Надо заметить, что морские впечатления Жюля Верна не ограничились постоянным пребыванием на борту «Сен-Мишеля». В 1867 г. он совершил вместе со своим братом Полем увлекательное трансатлантическое плавание на гигантском пароходе «Грейт-Истерн». Это «чудо техники», созданное по проекту инженера Брюнеля, поражало необычайными габаритами. Величайший в мире пароход имел 207 метров в длину, 25 — в ширину, свыше 27 тысяч тонн водоизмещения, две машины в 8 тысяч п. с. Впечатления от поездки в Америку были положены Жюлем Верном в основу романа «Плавающий город».

    «Сен-Мишель» верой и правдой служил своему хозяину, пока на верфи в Гавре не был спущен на воду заказанный писателем парусник длиною 13,75 и шириной 3,56 метра. Яхта прошла ходовые испытания с экипажем из семи человек под управлением капитана Олива, старого знакомого семьи Вернов. Судно оказалось на редкость удачным. «С таким можно отправиться и в Америку», — писал он с гордостью Этцелю, уговаривая его совершить хотя бы небольшую прогулку на море на новой яхте. Но элегантный «Сен-Мишель II» держался у писателя недолго.

    Летом 1877 г., когда Жюль Верн находился в Нанте, готовясь к очередному плаванию, капитан Олив сообщил о продаже первоклассной паровой яхты, только что построенной для некоего маркиза де Перо-ля, которому она оказалась не по средствам. Жюль Верн из любопытства отправился на верфь, пригласив в качестве эксперта своего брата Поля. Бывалый моряк пришел от яхты в восторг. Паровая машина в сочетании с парусами давала неоценимые преимущества по сравнению с обычными яхтами.

    Жюль Верн поддался искушению и вступил в переговоры с владельцем «Сен-Жозефа», мечтая поскорее переименовать его в «Сен-Мишель III». 1 сентября 1877 г. он писал Этцелю: «Наконец я закончил крупное дело — покупку нового «Сен-Мишеля».

    «Какое безумие! — восклицает он в следующем письме. — 55000 франков! Я плачу половину наличными, а остальные в течение года. Но зато какое судно и какие перспективы плавания! Средиземное море, Балтика, северные моря, Константинополь и Петербург, Норвегия, Исландия и т. д. Для меня это будет источником свежих впечатлений и новых идей. Я надеюсь окупить стоимость судна, которое и через два года будет стоить не меньше, чем я заплатил за него».

    Информация об изображении«Сен-Мишель III» (акварель французского художника, современника Жюля Верна)
    «Сен-Мишель III» (акварель французского художника, современника Жюля Верна)
     
    Гонорар за последние тома «Истории великих путешествий» (5000 франков за том), поступления за спектакли по роману «Вокруг света в восемьдесят дней», имевшиеся у Жюля Верна сбережения и, наконец, срочная продажа «Сен-Мишеля II» — все это, вместе взятое, позволило ему в течение года выложить 55000 франков — по тем временам целое состояние.

    Итак «Сен-Мишель III»...

    Сохранилось его подробное описание: длина 28 метров (с бушпритом более 32), ширина 4,6 и осадка 3 метра. Железный корпус с пятью водонепроницаемыми переборками, разделявшими его на форпик, носовые жилые помещения, кочегарку, машинное отделение, кормовые каюты и ахтерпик. Двухцилиндровая машина «компаунд» обеспечивала «Сен-Мишелю III» скорость хода до 9—9,5 узла.

    Кормовая часть была отведена под салон, облицованный красным деревом, и спальню, отделанную светлым дубом. Носовая часть разделялась на каюту капитана, столовую, камбуз и буфетную. Все помещения, включая капитанскую рубку, имели спальные места — либо диваны, либо постоянные койки. Одновременно могли разместиться 12—14 человек.

    «Сен-Мишель III» был двухмачтовой шхуной с клиперским носом и бушпритом. Грот-мачта со стеньгой вздымалась над палубой почти на 15 метров, и ее гик выходил за корму. Фок-мачта была немного короче, а пятиметровый гик при перемене галса приходилось подбирать на топенанте, чтобы не задеть за дымовую трубу. Впереди яхта несла стаксель и кливер. Общая парусность составляла свыше 300 м2. Под одними парусами яхта развивала скорость до 7—8 узлов. Корпус был покрыт черным лаком с золотой отделкой на корме и носу, а белая труба при поставленных парусах была мало заметна. Сильный наклон мачт и трубы придавал облику яхты стремительность. Интересно, что описание шхун подобного типа можно встретить в разных книгах Жюля Верна {«Найденыш с погибшей «Цинтии», «Матиас Шандор» и др.).

    Капитаном был приглашен тот же многоопытный Олив; боцман, имевший за плечами двадцать пять навигаций, был прекрасным моряком и очень осторожным человеком. Остальной экипаж, также сплошь из бретонцев, состоял из механика, двух кочегаров, парусного мастера, двух матросов, юнги и кока.

    В 1878 г., после испытательного перехода в Брест, Жюль Верн совершил на «Сен-Мишеле III» первое значительное плавание: выйдя из Нанта, к которому было приписано судно, он побывал в Виго, Лиссабоне, Кадисе, Танжере, Гибралтаре, Малаге, Тетуане, Оране и Алжире — в компании Поля Верна, его сына Мориса, амьенского знакомого Рауля Дюваля и Жюля Этцеля-младшего. Протяженность морских путешествий теперь измерялась не сотнями, а тысячами миль.

    Следующее большое плавание привело Жюля Верна в Эдинбург, к восточным берегам Англии и Шотландии.

    Осенью 1879 г., когда «Сен-Мишель III» стоял ка рейде в Сен Назере, ночью, во время сильной бури, на него навалило большое трехмачтовое судно. Был разбит форштевень и сломан бушприт. На яхте наспех засветили огни и, чтобы избежать новых столкновений, сдрейфовали и ошвартовались у берега.

    «Какая ночь! — писал Жюль Верн Этцелю-сыну... — Если бы купец ударил нас в борт, мы пошли бы ко дну и Вашему отцу ничего бы не оставалось, как самому заканчивать «Паровой дом».

    Жюля Верна давно манило Балтийское море с белыми ночами в Ботническом и Финском заливах, хотелось повидать «Северную Пальмиру», созданную на берегах Невы гением Петра Великого — столицу государства, на просторах которого развертывается действие «Михаила Строгова», «Цезаря Каскабеля» и других книг автора «Необыкновенных путешествий».

    Информация об изображении«Сен-Мишель» — рисунок Жюля Верна
    «Сен-Мишель» — рисунок Жюля Верна
     
    Плавание в Петербург удалось предпринять лишь в 1880 г. Крайне неблагоприятная погода — две серии мощных циклонов с неизбежными для нюня резкими похолоданиями, выбили Жюля Верна из намеченного графика и не позволили «Сен-Мишелю» не только достичь Петербурга, но выйти даже в центральную часть Балтики.

    Об этом плавании остались воспоминания Поля Верна «От Роттердама до Копенгагена на борту яхты «Сен-Мишель», опубликованные в виде приложения к роману «Жангада».

    Первоначальный маршрут в Петербург через Северное море, вокруг Ютландского полуострова, через проливы Скагеррак и Каттегат с заходами в Христианию (ныне Осло), Копенгаген и Стокгольм, пришлось изменить в ходе плавания.

    Из Ле-Трепора «Сен-Мишель» взял курс через Ла-Манш в Северное море, но сильный шторм заставил прижаться к юго-восточному, подветренному берегу Англии и с помощью лоцмана, взятого в Диле, искать убежище в Ярмуте.

    Как только погода позволила, «Сен-Мишель III» снова вышел в море, но вскоре полным курсом под штормовыми парусами вынужден был спуститься под ветер и попал в Роттердам. Сильное волнение задерживало выход, и тогда писатель решил повернуть обратно и плыть по каналам, соединяющим реки Маас и Шельду. Миновав Антверпен и выйдя в восточное устье Шельды, он стал на якорь на рейде Зирикзе, в тринадцати милях от выхода в море.

    Как только утихло, яхта перешла во Флиссинген, где запаслась углем, но ввиду неустойчивой погоды решено было идти в Гамбург. От намерения пересечь Балтику пришлось отказаться.

    Однако новый циклон, обрушившийся на Северное море, заставил «Сен-Мишель III» искать укрытия в бухте Яде и сделать остановку в германском военном порту Вильгельмсгафене. Здесь Жюль Верн узнал, что в Балтику можно пройти кратчайшим путем по внутренней водной системе.

    Яхта взяла курс на небольшой порт Тённинг, расположенный в устье реки Эйдер, впадающей в Северное море в самом узком месте основания Ютландского полуострова. Кильский канал, доступный большим судам, был открыт спустя 16 лет, но яхта с осадкой в три метра могла в полную воду подняться по реке Эйдер до шлюза в городе Рендсбурге и оттуда по каналу перейти Кильскую бухту, расположенную в южной части Балтийского моря.

    Гавань Тённинга позволяла во время прилива заходить судам с осадкой до четырех метров. «Сон-Мишель III» благополучно достиг этой гавани, но на телеграфный запрос администрации канала в Рендсбурге о возможности перехода в Балтику был получен ответ, что шлюз рассчитан на суда длиною не свыше ста футов. А «Сен-Мишель III» с бушпритом имел более ста пяти!

    — Ну и что же! — воскликнул Жюль Верн. — «Сен-Мишель» слишком длинен! Укоротим ему нос, то есть отсечем бушприт, в если этого будет мало, срежем гербовой щит у форштевня. Никто не скажет, что бретонцев могут остановить препятствия!..

    Однако «укорочения носа» удалось избежать: шлюз в Рендсбурге оказался достаточно широким, чтобы яхта, став по диагонали, поместилась без снятия бушприта, что в походных условиях было бы делом хлопотливым.

    Выйдя из Рендсбурга по каналу, миновав шесть шлюзов, два железнодорожных и несколько шоссейных мостов, наши путешественники прибыли в Кильскую бухту, одну из самых живописных в Европе,

    Затем яхта направилась с Копенгаген. В течение восьми дней путешественники осматривали достопримечательности датской столицы.

    По каналу Эйдер «Сен-Мишель» вернулся в Северное море и через четыре дня вновь оказался близ Ярмута, на рейде Дила. Отсюда яхта снова пришла в Ле-Трепор и затем вернулась в Нант.

    Известно, что Жюль Верн не раз еще совершал круизы к берегам Англии и Шотландии, но самым длительным и самым впечатляющим было плавание 1884 г. по Средиземному морю.

    15 мая яхта покинула Нант и сделала первую остановку в испанском порту Виго. Еще одна короткая остановка была в Гибралтаре, и 27 мая Жюль Верн бросил якорь в Оране, где застал приехавших туда жену и сына. Местное географическое общество устроило заседание в его честь.

    Затем «Сен-Мишель III» направился дальше вдоль африканского побережья в город Алжир. Следующий отрезок пути — в порт Тунис — проходил между северным берегом Африки и островами Сардиния и Сицилия, в местах, известных своими бурями и сильными течениями. Недавнее крушение трансатлантического судка в этом районе Средиземного моря очень напугало жену писателя Онорину. Уступая ее настойчивым просьбам, он согласился сойти ка берег и продолжить путешествие до Туниса по суше, в то время как капитан Олив должен был привести яхту в порт Ла-Гулетт. Отсюда они пошли на Мальту. Вскоре поднялась буря, заставившая искать укрытие за мысом Бон, гористым выступом, образующим восточную оконечность Тунисской бухты. «Сен-Мишель III» стал на якорь, а путешественники отправились купаться ка пустынный пляж. Места было безлюдное, кругом дюны, и ничто не выдавало присутствия посторонних глаз; легко было вообразить себя ка необитаемом острове.

    И вот знаменитый писатель, вспомнив, как он мальчишкой играл в Робинзона, танцует вокруг воображаемого костра. Сын Жюля Верна, оставшийся на борту «Сен-Мишель III», салютует отцу выстрелом из ружья. Жители арабской деревушки, скрытно наблюдавшие за пришельцами, решив, что их атакуют, тоже начали стрелять. Ошеломленные купальщики бросались к шлюпке. К счастью, никто не пострадал.

    На следующий день яхта подняла якорь и взяла курс на юго-юго-восток. И тут их ожидала настоящая опасность. Поднялся сильнейший шторм — судно могло разбиться о скалы у острова Мальта. Капитан Олив начал давать сигналы бедствия, но никто не откликался. Всю ночь ему пришлось бороться с бурей, и только на заре какому-то лоцману удалось подняться на борт «Сен-Мишеля III» и благополучно провести его в Ла-Валетту.

    Это путешествие было для Жюля Верна весьма полезшем, так как он работал в то время над «Матиасом Шандором», романом, в котором действие развертывается на Средиземном мере. Трудно было отказаться от продолжения плавания, отказаться от Адриатики, но Онорина с нетерпением ожидала минуты, когда можно будет покинуть яхту и ступить на твердую землю.

    Около двухсот километров, отделяющих Мальту от Катании, пройдены были при хорошей погоде. В гавани старинного сицилийского порта Катания, в 1693 г. совершенно разрушенного землетрясением, «Сен-Мишепь III» отдал якорь, ошвартовавшись кормой к каменному молу. Путешественники смогли осмотреть когда-то знаменитый город и съездить к Этне. Вулкан в то время бездействовал, и Жюль Верн поднялся на его вершину.

    Покинув Сицилию, они перешли Мессинский пролив, направились в Неаполь, а потом в Чивита-Веккию. И тут Онорина решительно отказалась продолжать плавание и потребовала того же от Жюля. Чтобы избежать ссоры, он согласился покинуть «Сен-Мишель III», поручив капитану Оливу провести судно до устья Луары. Впрочем, Жюль Верн и не очень сопротивлялся, так как давно мечтал повидать Италию.

    В Рим отправились поездом. Неожиданно для писателя он был принят в «вечном городе» как почетный гость и даже получил аудиенцию у папы римского. Впервые оказавшись в Риме, Жюль Верн обнаружил доскональное знание города, вплоть до мельчайших топографических подробностей, чем немало удивил римского префекта, устроившего в его честь прием.

    Меньше всего Жюль Верн тогда мог догадываться, что завершил свою морскую «карьеру». Казалось бы, все у него складывалось удачно. В 57 лет он был полон сип, энергии, оптимизма, строил планы на много лет вперед, и в эти планы также входило «освоение» новых морей и стран. Однако в следующем, 1886 г., он неожиданно продает «Сен-Мишель III» менее чем за полцены, никому не объясняя, что заставило его принять такое решение. Возможно, содержание экипажа из десяти человек обременяло его бюджет, и он подумывал о более скромном «Сен-Мишеле IV». Возможно, были какие-то иные причины, до сих пор не выясненные биографами.

    Но роковым образом вскоре после продажи яхты на Жюля Верна обрушилась серия несчастий, превративших его до конца жизни в «амьенского затворника». 9 марта 1886 г. он становится жертвой покушения душевнобольного племянника, одного из сыновей его брата Поля. Застрявшая в берцовой кости револьверная пуля сделала Жюля Верна калекой. В том же месяце он узнает о смерти Этцеля, ставшего за четверть века его ближайшим другом.

    Лишенный физической подвижности, Жюль Верн, распрощавшись с «Сен-Мишелем III», навсегда простился и с морскими плаваниями. Но навеянные ими впечатления продолжали расцвечивать всеми красками моря и его поздние романы.


    Понравилась ли вам эта статья?
    +4

    ПРЕДЫДУЩИЕ СТАТЬИ
    Коварные камни реки Чусовой
    История покорителей пролива Ла-Манш
    Памятные места на карте Балтики
    Три плавания по Белому морю на катере «Аита Пеа-пеа 2»
    На яхте «Россия» по маршруту генерала Невельского
    Проекты лодок Константина Циолковского
    На мотолодках по реке Колыма от поселка Сеймчан до Зырянка
    Поход вдоль южного берега Азовского моря на «Меве»
    На байдарках из Лижмозера в Заонежье
    Под парусами «Миранды» — по книге Збигнева Пухальского
    Столетний юбилей Одесского яхт-клуба
    История возникновения яхт-клуба «Парус»
    На резиновых лодках по Хопру от Поворино до Урюпинска
    20000-километровый поход из Камчатки в Ленинград
    По Москва-реке, Оке, Волге и Каме на мотолодке «Крым»

    ТЕКУЩАЯ СТАТЬЯ
    Капитан корабля «Сен-Мишель»

    СЛЕДУЮЩИЕ СТАТЬИ
    В одиночку по Рижскому заливу на яхте Латвия»
    На катере «Суперкосатка» через Каспий
    На колесной яхте «Инро» от Бейнеу до Аральского моря
    Поход на «Меве» по Онежскому озеру
    На «Казанках» по маршруту Рига — Калининград — Клайпеда — Рига
    Экватор — глава из книги «Тринадцатый рейс»
    Удивительное спасение барка «Индевр» Джеймса Кука
    Два кругосветных плавания Сеппо Мурайя
    На «Казанках» по рекам Днестр и Южный Буг
    Через Дуврский пролив на надувной лодке-катамаране
    Долгий дрейф шхуны «Тюлень»
    Открытие навигации на Черном море Георгием Семеновым
    Фанатик Атлантики капитан Уильям Эндрюс
    Три плавания яхты «Родина»
    Из грек в варяги (маршрут Смоленск—Новгород)


    Ссылка на эту статью в различных форматах
    HTMLTextBB Code

    Комментарии к этой статье


    Еще нет комментариев



    Сколько будет 37 + 35 =

           



    Barque.ru © 2013 | Контакты | Карта сайта
    Судостроение: Парусные суда Моторные суда Технологии Экранопланы
    Моторы: Описание моторов Устройство моторов Самодельные моторы Тюнинг моторов Обслуживание моторов Дистанционное управление
    Проекты: Парусные яхты Парусные катамараны Парусные тримараны Моторные лодки Катера Туристические суда Рыболовные суда Виндсерфинги и лыжи Прицепы и трейлеры Прочие проекты
    Спорт: Новости спорта Парусные соревнования Водномоторный спорт Воднолыжный спорт Виндсерфинг Буерные соревнования Соревнования туристов
    Консультации: Полезные устройства Полезные советы Улучшение судов Улучшение моторов Опыт эксплуатации Техника плавания Разбор аварий Рыболовам
    Кругозор: Новые суда и устройства Интересные события Интересные факты Интервью Карты и маршруты Официальные данные Проблемы малого флота Яхт-клубы и стоянки Письма в редакцию
    Истории: Путешествия Туристические походы Знаменитые корабли Военная страничка Литературная страничка История флота Прочие истории