Главная страница Контакты Карта сайта Поиск по сайту:
Barque.ru
Следить за появлением новых статей:
Читать @barque_ru
 
  • Судостроение
  • Моторы
  • Проекты
  • Спорт
  • Консультации
  • Кругозор
  • Истории
  • Главная / Кругозор / Интересные события / 1987 год / X конкурс на лучшие разборные парусные туристские суда 1987 года
    Подкатегории раздела
    Новые суда и устройства Интересные события Интересные факты Интервью Карты и маршруты Официальные данные Проблемы малого флота Яхт-клубы и стоянки Письма в редакцию


    Поделитесь информацией
    Твитнуть


    Похожие статьи
    IX конкурс на лучшие разборные парусные туристские суда 1985 года
    Ежегодный III Конкурс на лучшие разборные парусные суда
    Шестой конкурс на лучшие разборные парусные суда
    VII конкурс на лучшие туристические парусные-разборные суда
    ГОСТ на прогулочно-туристские суда с 1974 года
    Соревнования по технике парусного туризма на разборных судах 1987 года
    Лучшие парусные яхты 2004 года — «Y3K» и «Maria Cattiva»
    Лучшие парусники Ленинграда 1965 года
    Конкурс НТО на лучшие работы по проектированию малотоннажных судов
    Команды в ожидании стартов парусного сезона 1987 года
    XV парусная регата на приз газеты «Слава Севастополя» 1987 года
    Кубок СССР по парусному спорту 1987 года
    IX всесоюзные соревнования по судомодельному спорту 1987 года
    Первенства СССР по парусному спорту среди юношей 1987 года


    X конкурс на лучшие разборные парусные туристские суда 1987 года

    Год: 1987. Номер журнала «Катера и Яхты»: 128 (Все статьи)
              0


    Десятый ежегодный1 конкурс, по общему мнению членов жюри, был по-своему знаменательным. Можно сказать, завершился длительный и сложный этап становления нового самостоятельного класса судов — разборных туристских парусников.

    Туристы-конструкторы без помощи промышленности создали целое семейство легких парусных судов, приспособленных для хранения в городской квартире и перевозки любым видом транспорта и делающих практически неограниченным выбор маршрутов. Четко определились основные разновидности подобных самодельных парусников, рассчитанные на самые различные условия плавания — от воскресных прогулок по пригородным водоемам до сложных походов в прибрежной зоне морей и больших озер. Это тримараны на основе серийных байдарок, «легкие» и «тяжелые» многокорпусники (катамараны и тримараны) с надувными поплавками, швертботы, способные идти в лавировку надувные лодки.

    Туристы опробовали немалое количество разновидностей парусного вооружения малого судна, создали ряд новых вариантов, которые успешно конкурируют с традиционными.

    Информация об изображенииПлан тримарана «Янтарь-турист» с улучшенной обитаемостью
    План тримарана «Янтарь-турист» с улучшенной обитаемостью
     
    Особо отметим, что отсутствие каких-либо жестких правил и ограничений (кроме элементарных требований безопасности) обеспечило широкую свободу творчества самодеятельных конструкторов а различия в условиях плавания, возможностях и личных вкусах обусловили многообразие любительских конструкций. Это и продиктовало необходимость проведения всесоюзных встреч и конкурсов техники, на которых отбиралось бы лучшее из созданного на местах.

    Знаменательно и то, что впервые жюри имело возможность отметить дипломом «КиЯ» работу по усовершенствованию отечественного серийного разборного парусника Наконец-то промышленность повернулась лицом к туристам! В соревнованиях 1986 г. принимали участие и неплохо смотрелись даже на фоне лучших самодельных судов секционные парусно-гребные тримараны заводской постройки — «Янтарь-турист». Эти трехместные суда с парусом площадью 7 м2. рассчитанные на экипажи, не имеющие специальной подготовки, просты в управлении и надежны. Их вполне можно использовать и в качестве прокатных судов на турбазах.

    Щелковские туристы В. Ксендзов и А. Рассушин постарались сделать «Янтарь» лучше приспособленным для дальних плаваний. Бортовые сиденья стали шире. К ним добавились треугольные секции в нос от передней поперечной балки и получился удобный просторный «мостик», позволяющий эффективно откренивать судно. Носовая секция главного корпуса превращена в рубку-убежище с парусиновым верхом на дуге из дюралевой трубки. Максимальная высота здесь — 1050 мм. Рубка одновременно защищает от брызг откренивающего матроса.

    Информация об изображенииСпособ повышения высоты борта и мореходности тримарана на базе байдарки
    Способ повышения высоты борта и мореходности тримарана на базе байдарки
     
    Модернизированные таким образом «Янтари» хорошо показали себя в походе-ралли вдоль северных берегов Азовского моря.

    Удачный вариант модернизации «Мевы» показали Ю. Иванов, А. Зайцев и В. Михайли . Они удлинили швертбот на 350 мм и заострили его носовую часть, сделали более высоким штевень и в среднем на 30 мм подняли борт, увеличили развал бортов и ширину по шпангоуту № 2 на 50 мм, довели емкость каждого из двух бортовых надувных баллонов до 200 дм3. Повысилась остойчивость и скорость швертбота, он стал более мореходным: в свежую погоду меньше забрызгивается, исчезла опасная склонность зарываться носом в волну даже при незначительной перегрузке.

    Новая оболочка сшита по собранному каркасу из чехла для легкового автомобиля (она на 10 кг легче старой). Чтобы предохранить днище от быстрого износа, под кильсон уложили надувную емкость.

    Эта работа заинтересовала большинство «мевщиков», которым поневоле приходится давать своим судам вторую жизнь.

    Оригинальный швертбот построил С. Неволин. Длина его — 3,2 м, площадь парусности — 6 м2, вес — 60 кг. В качестве конструктивного элемента, задающего форму днища и обеспечивающего его жесткость, использован широкий (полуторный) надувной матрас. Это позволило отказаться от кильсона и сланей. Непривычно высоким и заостренным сделан нос швертбота. Чтобы под банки было удобнее закладывать термоупаковки со снаряжением, банки подвешены к набору на петлях. В конструкции каркаса использованы детали от набора байдарки.

    Информация об изображенииОбщий вид «Мевы», переделанной по идее Ю. Иванова, А. Зайцева и В. Михайлика
    Общий вид «Мевы», переделанной по идее Ю. Иванова, А. Зайцева и В. Михайлика
     
    Из надувных катамаранов наиболее приспособленными для туризма представляются суда со средней площадью парусности — до 7 м2. В качестве примера назовем отмеченный дипломом «озерный» катамаран А. Бабушкина. Длина его — 4,9 м, ширина — 2,1 м; объем поплавков 0,77 м3 при диаметре 0,53 м. Судно уверенно идет по метровой волне. Эластичность «силовых рам» обеспечивает высокую надежность. Мощная носовая лыжа и высокое расположение закрытого обвесом кокпита защищают экипаж от брызг и ветра. Применен парус (7 м2) типа «Стриж», в конструкцию которого заложена возможность рифления. В слабые ветра ставится легкий стаксель (3 м2). Возможность в широких пределах (от 5 до 10 м2) изменять площадь парусности обеспечивает сравнительно высокую для туристских походов среднюю скорость движения.

    В Московской регате участвовало несколько интересных вариантов малого надувного катамарана «Альтаир» весом менее 40 кг (описание см. в жури. «Моделист-конструктор» № 7, 1983 г.). Эти одно-, двухместные суда уверенно проходили дистанцию при самых разных ветроволновых условиях и вполне оправдали надежды строителей.

    Е. Андрианов представил на конкурс легкий катамаран с поплавками, склеенными из четырех бортовых баллонов серийной надувной лодки «Славянка». Днища тех же «Славянок» пошли на трамплин. В конструкции моста использованы каркасы восьми складных стульев. Создатель этого судна проявил исключительную изобретательность, преодолевая хронический дефицит с материалами, пригодными для постройки полноценных судов.

    Информация об изображенииМореходный надувной катамаран 7-метрового класса, построенный А. Бабушкиным
    Мореходный надувной катамаран 7-метрового класса, построенный А. Бабушкиным
     
    В частности, уже не раз отмечалось, что отсутствие дюралевых труб, подходящих по прочности для изготовления стрингеров, сдерживает постройку простых надувных катамаранов силами туристских коллективов. Именно поэтому давно поставлена задача создать простой вариант фермовой конструкции стрингеров, в которой можно было бы использовать более доступные материалы. В первом приближении эту задачу удалось решить туристам из Латвии (их работа отмечена дипломом 3-ей степени): В. 3агнибеде, В. Ступину, Е. Барышникову и В. Кудрявцеву. В конкурсе участвовало несколько однотипных катамаранов с 5-метровыми парусами от виндсерфера (вес — до 40 кг, время сборки — не более 1,5 часа). Поплавковые фермы на них имели вид мачты с краспицами и ромбовантами на базе более доступной трубы меньшего, чем обычно, сечения (∅32X1,5). Стойки-распорки закреплены к ней в местах присоединения поперечных балок. Роль ромбовант играют три троса, причем нижняя пара тросов охватывает поплавок с боков. На одном из катамаранов фермы были композитными (фанера плюс стеклопластик). Недостаточная прочность поперечных балок, сделанных из имеющихся в продаже прыжковых шестов, компенсировалась установкой шпрюйтовых растяжек. Конструкция получилась вполне работоспособной, но, по мнению жюри, необходимо продолжать ее совершенствование, добиваясь упрощения и повышения надежности.

    Отметим попутно такую положительную тенденцию, как возвращение на легкие катамараны незаслуженно забытых распашных весел. Такие весла стояли на упомянутых латвийских и на некоторых других судах. Уключины крепятся на стойках кокпита или к поплавковым фермам. Если гребут два человека, скорость получается не ниже, чем у байдарок. Возможность эффективной гребли, делающая туристское судно практически независимым от капризов ветра, по мнению жюри, очень важна.

    Информация об изображенииОригинальный однобалочный тримаран с «пирамидальным» парусным вооружением
    Оригинальный однобалочный тримаран с «пирамидальным» парусным вооружением
     
    Интересное положение сложилось в классе надувных лодок. Уже около десяти лет поклонники «надувнушек» энергично совершенствовали все возможные варианты парусного вооружения, силовые рамы, шверцевые и рулевые устройства. И, видимо, наступил момент, когда количество технических решений начало перерастать в качество. Туристы от вооружения парусами «надувнушек» перешли к созданию полноценных надувных швертботов. Если такая лодка с парусностью около 4 м2 будет весить не более 30 кг, то по комплексу эксплуатационных характеристик она сможет конкурировать с лучшими разборными парусниками традиционных типов.

    Первым шагом в этом направлении можно считать участвовавший в конкурсе мореходный надувной швертбот «Авоська» А. Наумова. Этот непотопляемый швертбот является дальнейшим развитием лодки (с тем же названием), на которой тот же турист-парусник совершил ряд морских путешествий. Взятая за основу серийная лодка «ЛГН-2» удлинена, днище сделано килеватым. В корме оно заужено и поднято выше ватерлинии, что обеспечивает нормальное обтекание лодки. По всему периметру кокпита к баллону приклеены наклонные обвесы из прорезиненной ткани, заканчивающиеся на согнутой из трубки эллипсовидной окантовке. Волны уже не заливают швертбот, как это очень часто случается с надувнушками. На стоянках над кокпитом можно установить тент.

    Как и пару лет назад большой интерес присутствовавших на регате вызывал двухмачтовый катамаран С. Любкина из Воронежа (фото судна было приведено в «КиЯ» №117). Свободно стоящие поворотные мачты установлены в одной поперечной плоскости на корпусах, каждая из них несет узкий и жесткий парус-крыло площадью 6,5 м2. Хочется обратить внимание на преимущества такого варианта для катамаранов — низко расположенный центр парусности, меньшие нагрузки на силовую раму. Для любительских условий важно и то, что добиться высокого качества при шитье двух небольших парусов гораздо легче, чем при изготовлении одного паруса вдвое большей площади.

    Когда-то многие высказывали сомнения в безопасности предложенного С. Любкиным варианта, так как уменьшать площадь его парусов нельзя. А что, мол, будет при усилении ветра с такими высокими и ничем не раскрепленными мачтами? Теперь, когда накоплен уже немалый опыт плаваний, можно говорить о том, что в свежую погоду безопасность этого катамарана обеспечивается в основном высокой степенью жесткости парусов. Не скручиваясь и не заполаскивая они продолжают работать на очень малых углах атаки, не создают чрезмерного опрокидывающего момента, а во флюгерном положении имеют лишь незначительное сопротивление. При шквалах шкоты растравливают. Этот способ применяют не только на лавировке, но и на полных курсах — в этом основное достоинство свободно стоящих мачт. Можно идти под одним парусом, что почти равносильно уменьшению площади парусности вдвое.

    Наглядно качества своего катамарана воронежцы продемонстрировали уже после регаты: они пересекли плес при встречном ветре, который на порывах доходил до 16 м/с.

    По мнению жюри, применяя такой вариант, необходимо обратить особое внимание на прочность нижних колен мачт. Из-за их излишней гибкости, не позволяющей парусам развивать большую тягу при сильных ветрах, воронежцы упустили на регате первое место в своем классе. Стоит использовать при этом не упрощенное парус-крыло Е. Кузнецова (см. «КиЯ» №108), как это сделал автор, а более совершенный, последний его вариант.

    Примечания


    1. О предыдущем девятом конкурсе на лучшую конструкцию разборного парусного туристского судна сообщалось в «КиЯ» №119.


    Понравилась ли вам эта статья?
    0

    ПРЕДЫДУЩИЕ СТАТЬИ
    Юбилей федерации парусного спорта
    Спортивно-оздоровительный лагерь «Юность» на озере Банном
    Упрощенные правила обмера крейсерских яхт
    Всесоюзный семинар судей по парусному спорту в 1986 года
    Электрокатер типа «Фролик» уходит в рейс
    III Всесоюзный симпознум «Транспарус-86»
    Отрицательное воздействие лодочных моторов на флору и фауну
    Требования к новичкам и порядок аттестации судоводителей
    Сообщения: кровь, конь, банки, карантин, шампанское, правила...
    Комментарии к статье «сарынь на кичку!»
    Всесоюзный рейд-смотр «Надувные лодки: спрос и предложение»
    Рейд госинспекторов на водоемы Белоруссии
    Официальные ответы на ранее опубликованные статьи
    Группы здоровья Азербайджанской ССР
    Геннадий Васильевич Коломенский — Капитан барка «Крузенштерн»

    ТЕКУЩАЯ СТАТЬЯ
    X конкурс на лучшие разборные парусные туристские суда 1987 года

    СЛЕДУЮЩИЕ СТАТЬИ
    Надувной двухместный катамаран-гидропед
    Всесоюзный рейд-смотр «Развитие промышленности парусного спорта»
    Куда стремится лодочный мотор?
    Крылатые гидроциклы с педальным приводом
    Хроника возрождения парусов на современных судах
    Изображения цифр и букв для бортового номера ГОСТ 2930—62
    Юбилей ленинградского объединения любителей водного туризма «Нева»
    Сообщения: аномалия, мина, порядок, швартовка, червь, шутки...
    Реалии и надежды малого флота
    Семинар конструкторов и строителей яхт
    Катер-рекордсмен «Вирджин Атлантик Челленджер II»
    Сюжет для любителей «микро» моторных лодок
    Госинспектор: права и обязанности
    Налог за «лошадиную силу» и вопросы по регистрации судна
    Необоснованные запреты на использование лодочных моторов


    Ссылка на эту статью в различных форматах
    HTMLTextBB Code

    Комментарии к этой статье


    Еще нет комментариев



    Сколько будет 21 + 35 =

           



    Barque.ru © 2013 | Контакты | Карта сайта
    Судостроение: Парусные суда Моторные суда Технологии Экранопланы
    Моторы: Описание моторов Устройство моторов Самодельные моторы Тюнинг моторов Обслуживание моторов Дистанционное управление
    Проекты: Парусные яхты Парусные катамараны Парусные тримараны Моторные лодки Катера Туристические суда Рыболовные суда Виндсерфинги и лыжи Прицепы и трейлеры Прочие проекты
    Спорт: Новости спорта Парусные соревнования Водномоторный спорт Воднолыжный спорт Виндсерфинг Буерные соревнования Соревнования туристов
    Консультации: Полезные устройства Полезные советы Улучшение судов Улучшение моторов Опыт эксплуатации Техника плавания Разбор аварий Рыболовам
    Кругозор: Новые суда и устройства Интересные события Интересные факты Интервью Карты и маршруты Официальные данные Проблемы малого флота Яхт-клубы и стоянки Письма в редакцию
    Истории: Путешествия Туристические походы Знаменитые корабли Военная страничка Литературная страничка История флота Прочие истории