После публикации в №144 «КиЯ» статьи С. Терентьева «Вокруг полуострова» мы стали получать письма с недоуменным вопросом: правда ли, что за проход по Волго-Балтийскому и другим каналам системы внутренних водных путей СССР с судоводителей-любителей взимается плата. Напомним, что автор публикации назвал сумму оплаты перехода в одну сторону — 1400 рублей.
Взяв из подборки почты письмо москвиче Г. Абдуллина, отражающее общую читательскую озабоченность, а отправился в управление Волго-Балтийского водного пути им. В. И. Ленина и задал главному инженеру Николаю Дмитриевичу Ширяеву этот вопрос читателей. Вот что он ответил:
— Согласно всем документам, которыми руководствуются водники, внутренние водные пути СССР, в том числе и наивны, являются общенародным достоянием. Плата за пользование ими не взимается. По крайней мере до начала текущего (1991) года никто из представителей администрации каналов не имел права взимать с судоводителей -любителей плату как за прохождение каналов, так и за шлюзование.
Првада, главный инженер Волго-Балта добавил, что с внедрением новых форм хозяйствования вопрос о взимании платы за пользование каналами может быть решен. Он ставился уже неоднократно в связи с тем, что содержание гидротехнических сооружений ив внутренних водных путях страны требует больших материальных средств. И не исключено, что их придется формировать или пополнеть сборами, взимаемыми с пользователей. По мнению Ширяева, с принятием новых правил, в основу которых несомненно будут положены технические данные судов, их размерения, с владельцев маломерных яхт и катеров могут взиматься небольшие суммы, в основные поступления в казну составят сборы, вносимые судовладельцами крупнотоннажного флота.
Объединениям судоводителей-любителей не следовало бы пассивно ожидать принятия решения, а войти со своими предложениями в органы, регулирующие взаимоотношения с путейцами-водниками.
«КиЯ», со своей стороны, этой публикацией обращается в Государственный концерн «Росречфлот» с просьбой в случае принятия решения о плате за проход каналами, шлюзами создать судоводителям-любителям щадящий финансовый режим. На наш взгляд, сборы для этой категории судовладельцев могут быть символическими. Любители ходят на судах, не способных причинить серьезных повреждений шлюзам, укрепленным берегам каналов. В то же время их семейные плавания содействуют профориентации школьников, нацеливают их на выбор различных профессий, связанных с работой и на предприятиях «Росречфлота», Не принимать это во внимание не по-хозяйски.