Главная страница Контакты Карта сайта Поиск по сайту:
Barque.ru
 
  • Судостроение
  • Моторы
  • Проекты
  • Спорт
  • Консультации
  • Кругозор
  • Истории
  • Главная / Проекты / Туристические суда / 1978 год / Проекты малых прогулочно-туристских судов премированных на конкурсе НТО
    Краткое оглавление
    Многоцелевое разборное каноэ из стеклопластика Мотолодка «Чирок» Мотолодка «Картоп МК-1» Мотолодка-катамаран «Дункан» Основные данные мотолодки «Дункан» Многоцелевой ял «Галс» Надувная мотолодка с секционным жестким днищем


    Подкатегории раздела
    Парусные яхты Парусные катамараны Парусные тримараны Моторные лодки Катера Туристические суда Рыболовные суда Виндсерфинги и лыжи Прицепы и трейлеры Прочие проекты


    Поделитесь информацией


    Похожие статьи
    Защита стеклотканью корпусов малых спортивно-туристских судов
    Вопросы проектирования малых судов на воздушной подушке
    Окраска подводной части малых судов
    Основы технологии постройки малых судов
    Постройка корпусов малых судов из стеклопластика
    Особенности расчетов прочности малых судов
    Маршрут Москва — Калуга для малых моторных судов
    Новые проекты судов ЦКБ «Нептун»
    Виды сигнальных средств для малых судов
    Слагаемые безопасности малых судов
    В Хельсинки прошла VIII выставка малых судов «Вене-73»
    Постройка малых судов из армоцемента
    Статистика распространенности малых судов в мире
    Проекты парусных судов, представленные на конкурс НТО 1978 г.


    Проекты малых прогулочно-туристских судов премированных на конкурсе НТО

    Год: 1978. Номер журнала «Катера и Яхты»: 76 (Все статьи)
              0


    Год назад Центральное правление Научно-технического общества имени академика А. Н. Крылова объявило очередной — третий открытый конкурс на лучший эскизный проект лодок для туристов, рыболовов и автолюбителей. К середине мая нынешнего года в адрес Центрального правления НТО поступило более 40 проектов с пометкой «На конкурс».

    Первое же знакомство с представленными материалами показало, что конкурс удался и конкурсной комиссии будет нелегко назвать лучшие из значительного числа интересных проектов малых прогулочно-туристских судов.

    Можно отметить, что активность инициативных групп конструкторов при организациях и отдельных судостроителей-любителей возросла. Если на конкурсы, которые проводились в 1903 и 1973 гг., было представлено 18 и 13 проектов соответственно, то на этот раз общее количество поступивших работ оказалось значительно больше. Однако и при этом по каким-то причинам не было представлено на конкурс немалое число перспективных разработок, уже выполненных на наших заводах, в ЦКБ «Нептун», ЦНИИ имени академика А. Н. Крылова и других организациях.

    Многие из представленных разработок (в том числе и из выполненных любителями) уже проверены на воде. По одним проектам уже построены и испытаны опытные образцы, а по некоторым даже произведена корректировка чертежей с учетом опыта длительной эксплуатации.

    Показательно, что из семи премированных пли отмеченных грамотами работ пять оказались выполненными не коллективами профессиональных конструкторов, а одиночками-неспециалистами. По мнению конкурсной комиссии, результаты работы, проделанной судостроителями любителями, будут очень полезны промышленности и заслуживают серьезного анализа и обобщения. Очевидно, первым шагом в этом направлении будет публикация в сборнике не только тех работ самодеятельных конструкторов, которые отмечены премиями, но и других проектов, содержащих те или иные оригинальные решения.

    Целью настоящей статьи является краткое ознакомление с премированными проектами. Краткое, поскольку в дальнейшем им будут посвящены отдельные публикации.


    Многоцелевое разборное каноэ из стеклопластика


    Первая премия. Авторы проекта: В. М. Алексеев, Н. А. Горчаков, Л. В. Каузова, Л. К. Мержвинский, В. М, Тендлер, Л. В. Храпов. Эта работа удостоена первой премии в связи с тем, что суда данного типа являются совершенно новыми для отечественного прогулочного флота, а объем представленных материалов, включая фото изготовленного образца, подтверждает достаточно подробную разработку и высокое качество проекта. Зарубежный опыт эксплуатации подобных судов подтверждает их все возрастающую популярность (см. сборник №69). Авторы проекта предназначают свое каноэ для использования в основном на туристских базах и в качестве универсального прогулочно-туристского судна, удобного для автомобилистов.

    Чертежи и описание трехсекционного многоцелевого каноэ для самостоятельной постройки приводятся в конце этого номера. По мнению конкурсной комиссии, данным проектом стоило бы заинтересоваться нашей промышленности с расчетом на серийное производство как в секционном, так и в неразборном вариантах.

    Мотолодка «Чирок»


    Вторая премия. Авторы проекта: В. К. Анкудинов, А. Н. Павленко, В. Я. Максимов, В. Я. Я блоков, В. П. Шутко, П. С. Ежов, В. П. Крючков, П. И. Росихин, В. И. Власов.

    Основные данные мотолодки «Чирок»


    Информация об изображенииУстройство мотолодки «Чирок»
    Устройство мотолодки «Чирок»
     
    Длина наибольшая, мм3300
    Ширина наибольшая, мм1300
    Высота борта на миделе, мм460
    Масса (с оборудованием и снабжением. без мотора), кг45
    Грузоподъемность, кг300
    Пассажировместимость, чел.3
    Допустимая мощность мотора, л. с.15

    Это — удачный проект небольшой (на 0,3 м короче серийного «Немана») глиссирующей транспортабельной универсальной мотолодки из легкого сплава. Потребность в такой лодке бесспорна, однако период ее создания явно затянулся. Обращение опытного конструкторского коллектива к разработке такой лодки можно только приветствовать. Продуманная конструкция, тщательно разработанная технология заслуживают всяческого одобрения. Будем надеяться, что «Чирку» повезет с серийным выпуском и он не разделит печальную судьбу близкого по основной идее проекта и по размерениям незаслуженно забытого «Мотылька» (см. №52).


    Отметим, что при полном весе 45 кг (без мотора) эта трехместная лодка, рассчитанная на применение подвесных моторов малой мощности (до 15 л. с.), полностью удовлетворяет всем требованиям, предъявляемым к универсальным «картоп»-лодкам.

    Обводы корпуса выбраны остроскулыми; днище — выпукло-килеватое с брызгоотбойником по скуле. Общее расположение мотолодки — традиционное.

    Проектанты применили штампованно-сварную конструкцию корпуса из сплава АМг-5В, обратив особое внимание на сокращение числа деталей, сведение к минимуму затрат труда и материалов.

    Учет опыта постройки мотолодок «Янтарь» и «Неман», а также проектирования, постройки и испытания опытных образцов «Мотылька» позволил на высоком техническом уровне разработать новый проект, который, безусловно, должен привлечь внимание производственников.

    Мотолодка «Картоп МК-1»


    Третья премия. Автор проекта М. К. Качеев, задумав построить удобное и надежное суденышко для рыболова, которое можно было бы перевозить к месту отдыха на крыше «Жигулей», обратился к трехкилевым обводам саней Уффа Фокса. Такое решение оказалось удачным, хотя и потребовалась установка транцевых плит за боковыми лыжами.

    Основные данные мотолодки «Картоп МК-1»


    Информация об изображении«Картоп МК-1» на крыше автомобиля
    «Картоп МК-1» на крыше автомобиля
     
    Длина корпуса наибольшая, мм2800
    Ширина наибольшая, мм1250
    Высота борта (с комингсами), мм520
    Ширина каждой из трех лыж, мм140
    Масса корпуса (без сланей и комингсов), кг37
    Масса судна, кг50

    Удалось совместить в одном проекте такие противоречивые требования, как минимальные габариты и вес, высокая скорость под мотором и легкость хода под веслами, завидная для столь малой лодки остойчивость, просторный и удобный для рыболова-любителя кокпит.


    Проект мотолодки разработан весьма тщательно, она построена и всесторонне проверена в эксплуатации.

    Автор проекта проделал большую работу по разработке конструкции корпуса необычного типа и постройке его из дерева и авиационной фанеры (δ=2 мм) с последующей оклейкой одним слоем стеклоткани на эпоксидном связующем. По нашему мнению, многие автолюбители заинтересуются этим оригинальным проектом и захотят его повторить. Мотолодка удобно размещается на крыше автомашины любой марки.

    Следующие четыре проекта конкурсная комиссия отметила поощрительными грамотами.

    Мотолодка-катамаран «Дункан»


    Автор проекта — Б. Е. Синильщиков. Разработке проекта этого мини-катамарана из стеклопластика предшествовала постройка трех фанерных катамаранов, имеющих длину 2880 мм и ширину 1500 мм (с первым их вариантом читатели могли познакомиться в сборнике №33). Накопленный автором опыт доказывает, что этот тип обводов представляет хорошую основу для создания надежной и удобной «картоп»-мотолодки. Катамаранные обводы с несимметричными корпусами позволили создать суденышко с просторным кокпитом, солидной грузоподъемностью. «Дункан» устойчив па курсе, легко идет под веслами (причем, сидя верхом на продольной банке, можно без труда выбрать нужную центровку), преодолевает волну высотой до 0,5 м, а при оснащении швертом, закрепленным в тоннеле, может быть превращен и в парусник с площадью паруса 6—9 м2.

    Основные данные мотолодки «Дункан»


    Информация об изображенииОбщий вид мотолодки «Дункан»
    Общий вид мотолодки «Дункан»
     
    Длина наибольшая, мм2700
    Ширина наибольшая, мм1550
    Высота борта на миделе, мм500
    Ширина каждого корпуса, мм450
    Угол килеватости на миделе, град20°
    Масса катамарана, кг55
    Пассажировместимость, чел.3
    Мощность ПМ, л. с.12—25

    Внутренние стенки-борта корпуса и мост образуют своеобразный тоннель, который и служит продольной банкой; кроме того есть и две съемные поперечные банки. Все пространства под носовым и кормовым участками палубы и под сланями заполнены пенопластом, что позволяет уменьшить толщины наружной обшивки и настила палубы, а также обеспечивает непотопляемость лодки.


    Лодка может быть укомплектована складным тентом, полотнище которого натягивается на четырех дугах. Приподняв одну, можно защитить пассажиров от ветра; подняв две дуги, вы получаете своеобразную «кабинку», укрывающую рыболова в дождь. На ночь под тентом могут без особого комфорта расположиться два человека.

    Информация об изображенииПассажировместимость прототипа «Дункана» при короткой переправе
    Пассажировместимость прототипа «Дункана» при короткой переправе
     
    Катамаран «Дункан» обладает высокой остойчивостью; два человека, стоя, могут свешиваться за борт даже при положении лодки лагом к волне высотой 0,4—0,5 м. В случае опрокидывания катамарана его сравнительно легко вернуть в нормальное положение или, разместившись между корпусами, использовать его как своеобразный спасательный плот. Наличие двойного дна и водоотливных шпигатов позволяет даже в случае полного заливания лодки (при работающем моторе и нагрузке два человека) освобождаться от влившейся в лодку воды. Для изменения центровки при различной нагрузке при .ходе под веслами предусмотрены два варианта крепления уключин.

    Катамаран обладает высокими ходовыми качествами и устойчивостью на курсе, «вытаскивает» из воды лыжника весом до 95 кг, позволяет делать крутые виражи.

    Толщина стеклопластиковых конструкций — от 1,5 до 2,5 мм. Жесткость днища обеспечивается приданием ему кривизны в поперечном направлении, формованием продольного редана, заполнением пространства между днищем и сланью самовспенивающимся пенопластом.

    Многоцелевой ял «Галс»


    Автор проекта — Е. А. Морозов. Это многоцелевое открытое парусно-моторно-весельное судно, которое можно использовать в качестве хозяйственной лодки, шлюпки-четверки для тренировок и соревнований на веслах и под парусами, прогулочно-туристской лодки. Суда такого типа могут эксплуатироваться и на внутренних водных путях и в прибрежных морских районах (при этом удаление от берега не должно превышать: 3 км — при высоте надводного борта 350 мм и 1 км — при 250 мм).


    Основные данные яла «Галс»


    Информация об изображенииОбщий вид под парусами при вооружении иолом яла «Галс»
    Общий вид под парусами при вооружении иолом яла «Галс»
     
    Длина наибольшая, мм5630
    Ширина наибольшая, мм1900
    Высота борта на миделе, мм700
    Осадка со швертами при нагрузке 600 кг, мдо 1,0
    Масса судна с оборудованием, кг350
    Пассажировместимость предельная, чел.:
    на веслах и под мотором10
    под парусами6
    Грузоподъемность (кг) при осадке:
    по КВЛ600
    0,35 м850
    0,45 м1450
    Мощность ПМ, л. с.8-12
    Площадь парусности, м212

    Это — тоже перспективный, на наш взгляд, тип универсального судна, которое могло бы найти устойчивый сбыт при освоении серийной постройки.

    В пояснительной записке автор предупреждает, что «в проекте оригинального мало». Это справедливо. Однако заслуга Е. А. Морозова состоит в тщательном отборе и применении ряда интересных решений, апробированных десятилетиями эксплуатации малых мореходных судов различных типов, включая знаменитые дори (см. сборник №72). При этом материал переосмыслен с целью создания судна, пригодного как для заводского производства, так и для постройки силами любителей.

    Корпус имеет многоскулую «граненую» форму, образованную семью поясьями из бакфанеры δ=7 мм. Килевая линия в оконечностях приподнята. Бортам придан значительный развал. Некоторые сомнения вызывает (лодка по этому проекту еще не закончена постройкой) малая ширина ватерлинии: судно может оказаться валким. Транец наклонен под углом около 20°; килеватость днища при транце составляет 25°. Выбранная форма кормы обеспечивает хорошее ее обтекание на скоростях 10—15 км/ч; для достижения этой скорости достаточно подвесного мотора мощностью 5—12 л. с. (любопытно, что для надежной работы на волне он ставится в специальный колодец). Разумно использован кормовой плавник-дейдвуд, выполненный из доски толщиной 50 мм; он позволяет уменьшить площадь двух швертов, улучшает устойчивость на курсе, умеряет бортовую качку.

    Информация об изображенииТеоретический чертеж яла «Галс»
    Теоретический чертеж яла «Галс»
     
    Выбор многоскуловых обводов предопределил применение продольной системы набора. Детали набора изготовляются из сосны; фальстем, планширь, буртики — из дуба. Объем между днищевой обшивкой и настилом кокпита заполняется пенопластом тина ПСБ-С. Аналогичные отсеки плавучести имеются также у бортов в носу и в корме.

    Для хода на веслах судно оборудуется двумя съемными банками и четырьмя подуключинами. При использовании в хозяйственных целях целесообразно применять парные весла для народной гребли; для спортивного варианта лучше воспользоваться «академическими» веслами.

    При желании судно вооружается иолом с бермудской бизанью и рейковым гротом, делаются два швертовых колодца.

    Автор проекта считает, что при освоении проекта на заводе стоимость «голого» корпуса (без оборудования) можно было бы довести до 350 рублен, а дальнейшее оснащение и отделка лодки могли бы осуществляться в соответствии с интересами и финансовыми возможностями судовладельца.

    Надувная мотолодка с секционным жестким днищем


    Автор проекта — В. П. Соколов. Это «проектное предложение», как вполне обоснованно назвал свои разработки автор, представляет попытку создания лодки оригинального типа, имеющей комбинированную конструкцию — жесткий корпус и надувные борта-баллоны.

    Основные данные надувной лодки с жестким днищем


    Информация об изображенииОбщий вид универсальной надувной мотолодки с жестким днищем
    Общий вид универсальной надувной мотолодки с жестким днищем
     
    Длина наибольшая, мм3450
    Ширина наибольшая, мм1800
    Масса лодки, кг72
    Масса лодки со снабжением, ПМ и 20 л топлива, кг150
    Наибольшая полезная грузоподъемность, кг350
    Пассажировместимость, чел.3
    Размеры кокпита, мм2800Х1000
    Габариты пакета, мм1500X1100X600
    Максимальная мощность ПМ, л. с.25

    Эксплуатация таких комбинированных судов за рубежом, в том числе и при выполнении спасательных работ в бурной прибрежной зоне морей, доказала их высокую эффективность, исключительную надежность, простоту транспортировки и хранения. Обращение автора к идее надувной мотолодки с жестким днищем тем более актуально, что отечественная промышленность также ведет работы в этом направлении. Так, в прошлом номере уже сообщалось о ярославском «Орионе» с жестким днищем из стеклопластика, который удачно прошел все этапы XII Всесоюзных соревнований по водно-моторному спорту на приз «КиЯ» в Лиепае.

    Информация об изображенииТеоретический чертеж надувной мотолодки с жестким днищем
    Теоретический чертеж надувной мотолодки с жестким днищем
     
    Для упрощения зимнего хранения и перевозки лодки жесткое днище выполнено состоящим из трех секций длиной около 1 м, вкладывающихся одна в другую. Секции ограничены по длине поперечными переборками и соединяются между собой при помощи болтов с гайками-барашками.

    Баллон изготовляется из прочной прорезиненной ткани; в него вставляются шесть одинаковых резиновых камер, имеющих трубки с клапанами. К днищу баллон крепится при помощи внешней оболочки-протектора, который обеспечивает фиксацию баллона относительно борта и уплотнение стыка.

    Тримаранная форма обводов со смещенными в корму на треть длины лодки спонсонами позволила уменьшить ударные нагрузки, действующие на носовую оконечность при плавании на волнении, и обеспечить удачную компоновку судна в плане: каждый борт надувной «подковы» получился составленным из трех отсеков равной длины.

    Секции корпуса могут быть изготовлены из стеклопластика (δ=5 мм) методом формования или напылением либо из легкого сплава (δ=2 мм). Каждая секция имеет вкладной пайол из водостойкой фанеры.

    Мотор навешивается не па традиционную поперечную подмоторную доску, которую в данном случае было бы невозможно надежно связать с бортами, а на продольную под моторную раму, разгружающую транец.


    Понравилась ли вам эта статья?
    +15

    ПРЕДЫДУЩИЕ СТАТЬИ
    Трехместная моторная лодка «Морской дротик»
    Крейсерско-гоночная яхта «Вэнгард» класса «двухтонник»
    Моторно-парусная лодка дори
    Семейная плавучая дача-амфибия «Дон»
    Крейсерская яхта «Спаниелек» из углепластика
    Комфортабельный водометный каютный катер «RZ-8»
    Комфортабельные моторные катамараны раскрывают свои возможности
    Быстроходный трехместный прогулочный катамаран «Радуга-39к»
    Лодка, палатка и кровать из дюралевой раскладушки
    Новые надувные байдарки типа «Ласточка»
    Четыре быстроходных судна: «Кадет», «Арго», «Жемчуг» и «Ветер»
    Яхта «четвертьтонник»-монотип типа «Конрад-24»
    Прогулочно-туристская мини-яхта «Каравелла»
    Глиссирующая мотолодка из легкого сплава «Крым-3»
    Комфортабельная и мореходная мотолодка «Москва-2»

    ТЕКУЩАЯ СТАТЬЯ
    Проекты малых прогулочно-туристских судов премированных на конкурсе НТО

    СЛЕДУЮЩИЕ СТАТЬИ
    Парусно-моторный разборный катамаран «Кит»
    Мореходный каютный катер «Экспресс-крейсер»
    Конструкции зимних виндсерферов
    Опыт самостоятельной постройки виндсерферов
    Универсальная лодка — секционное каноэ из стеклопластика
    Фанерная лодка по типу «джонбота»
    Разборная мини лодка «Малютка-2»
    Крейсерский катамаран со стаксельным вооружением
    Палубная моторная лодка Дэвида Бича
    Прогулочно-туристский швертбот «Трепанг»
    Мини мотолодка картоп с обводами Уффа Фокса
    Небольшая лодка картоп из семи деталей
    Стеклопластиковая каютная мотолодка-тримаран «Ладога-2»
    Проекты парусных судов, представленные на конкурс НТО 1978 г.
    Катер для семейных путешествий «Морж»


    Ссылка на эту статью в различных форматах
    HTMLTextBB Code

    Комментарии к этой статье


    Еще нет комментариев



    Сколько будет 41 + 23 =

           



    Barque.ru © 2013 | Контакты | Карта сайта
    Судостроение: Парусные суда Моторные суда Технологии Экранопланы
    Моторы: Описание моторов Устройство моторов Самодельные моторы Тюнинг моторов Обслуживание моторов Дистанционное управление
    Проекты: Парусные яхты Парусные катамараны Парусные тримараны Моторные лодки Катера Туристические суда Рыболовные суда Виндсерфинги и лыжи Прицепы и трейлеры Прочие проекты
    Спорт: Новости спорта Парусные соревнования Водномоторный спорт Воднолыжный спорт Виндсерфинг Буерные соревнования Соревнования туристов
    Консультации: Полезные устройства Полезные советы Улучшение судов Улучшение моторов Опыт эксплуатации Техника плавания Разбор аварий Рыболовам
    Кругозор: Новые суда и устройства Интересные события Интересные факты Интервью Карты и маршруты Официальные данные Проблемы малого флота Яхт-клубы и стоянки Письма в редакцию
    Истории: Путешествия Туристические походы Знаменитые корабли Военная страничка Литературная страничка История флота Прочие истории