Основные данные
Длина наибольшая, м | 7,70 |
Ширина наибольшая, м | 2,60 |
Ширина наибольшая по скуле, м | 2,34 |
Высота борта на миделе, | м 1,45 |
Осадка габаритная, м | 0,77 |
Килеватость на миделе/транце, град. | Около 20/8 |
Есть несколько причин, по которым редакция не смогла удовлетворить эту просьбу. Прежде всего потому, что зарубежные фирмы, как правило, не передают техническую документацию для публикаций; рабочие чертежи предоставляются лишь для ремонта купленных у них катеров либо в случае организации их серийного производства по закупленной лицензии. (Заметим, что это замечание в одинаковой степени относится ко всем судам и новинкам их оборудования, краткие сообщения о которых публикуются в сборнике.)
В принципе, не так уж сложно разработать проект идентичного катера, обладающего примерно такими же характеристиками, что и «Экспресс-крейсер». Однако любителям, задумавшим претворить этот проект в жизнь, придется встретиться с такими практически непреодолимыми трудностями, как отсутствие не только в продаже, но и в производстве легких, приспособленных для работы на катерах двигателей достаточной мощности.
Напомним, что на американском катере стоит двигатель номинальной мощностью 195 л. с. с удельным весом всего 2,25 кг/л. с. У нас в массовой серии освоен только двигатель «М8ЧСПУ-100» номинальной мощностью 100 л. с. с существенно большим удельным весом 3,75 кг/л. с., снабженный угловым реверс-редуктором и двухконтурной системой охлаждения. Приобрести такой двигатель можно только по случаю — с отслужившего свой срок служебно-разъездного или спасательного катера.
В общем же случае самодеятельный строитель катера может рассчитывать на установку автомобильного двигателя от «Волги» — «ГАЗ-21» или «ГАЗ-24» мощностью (на катере) соответственно 60 и 80 л. с. Помимо того, что будет необходимо реконструировать систему охлаждения двигателя, придется изготовлять еще и реверс-редуктор или водометный движитель с гидрореверсом.
Но при вдвое меньшей мощности «Экспресс-крейсер» — катер с углом килеватости днища 17° и полном водоизмещенни 2,5—3 т на глиссирование не выйдет и наверняка не разовьет скорости 55 км/ч. Реальная скорость, на которую можно рассчитывать с 90-сильным двигателем, — это 30—32 км/ч. Естественно, для таких скоростей оптимальны уже иные обводы корпуса, так как катер будет эксплуатироваться не в глиссирующем, а в переходном к глиссированию режиме..
Приводим вариант обводов корпуса 7,7-метрового катера, разработанный по просьбе любителя водно-моторного туризма Яцека Омлинского из Варшавы, строящего сейчас такое судно с дизельным двигателем мощностью 80 л. с.; этот теоретический чертеж могут использовать и другие самодеятельные судостроители.
Общая длина судна сохранена такой же, как и у «Экспресс-крейсера», но с учетом изменения режима движения длина по ватерлинии несколько увеличена, ширина — уменьшена на 0,3 м, а главное — днище выполнено с постепенно уменьшающейся, к транцу килеватостью и подъемом к ватерлинии. Это способствует снижению сопротивления воды движению катера и повышению экономичности плавания с полной нагрузкой. Заостренные у киля обводы носовых шпангоутов обеспечивают достаточно мягкий ход на волнении при умеренных скоростях движения.
Корпус может быть построен из пенопласта и стеклопластика. Если использовать для обшивки фанеру, то придется затратить больше труда, чем при постройке корпусов, специально спроектированных с расчетом на этот материал. В частности, для облегчения изгиба фанеры в носовой части придется выполнять обшивку из двух слоев толщиной по 5—6 мм, разрезав листы на широкие полосы.
Корпус, построенный по приведенному теоретическому чертежу, можно оборудовать аналогично «Экспресс-крейсеру»; можно заимствовать и внешнюю архитектуру этого катера. Для лучшей защиты гребного винта рекомендуется в днище над винтом сделать небольшое углубление — полутоннель,