Главная страница Контакты Карта сайта Поиск по сайту:
Barque.ru
Следить за появлением новых статей:
Читать @barque_ru
 
  • Судостроение
  • Моторы
  • Проекты
  • Спорт
  • Консультации
  • Кругозор
  • Истории
  • Главная / Истории / Путешествия / 1991 год / Австралийский опыт яхты «Ариэль»
    Подкатегории раздела
    Путешествия Туристические походы Знаменитые корабли Военная страничка Литературная страничка История флота Прочие истории


    Поделитесь информацией
    Твитнуть


    Похожие статьи
    Опыт эксплуатации крейсерской яхты «Тритон»
    Опыт постройки парусно-моторной яхты «Тиша»
    Опыт постройки самодельной яхты «Фиджи»
    Опыт постройки и эксплуатации яхты микро-класса «Морской кот»
    Опыт самостоятельной постройки стальной яхты
    Из опыта постройки армоцементной яхты «Гермес»
    Гидропередача на яхте: опыт установки
    Опыт Евгения Попикова тренировки гонщиков-яхтсменов
    Проект крейсерской яхты водоизмещением 16,8 т
    Наш опыт проектирования и постройки катамаранов
    Яхты со скуловыми килями
    Опыт дальних спортивных плаваний: Рига — Одесса
    Опыт дальних спортивных плаваний: Щецин — Майами
    Модель яхты на подводных крыльях с жестким парусом


    Австралийский опыт яхты «Ариэль»

    Год: 1991. Номер журнала «Катера и Яхты»: 153 (Все статьи)
              0


    О родную зиму экипаж «Ариэля» вернулся из знойного австралийского лета в январе. Туда и обратно добирались самолетом, яхту доставляли теплоходом. Удовольствие не из дешевых. Хлопот оно потребовало немалых. А результат? Стартовали, сломали мачту, сошли с дистанции. Стоило ли отправляться за тысячи миль киселя хлебать? Попробуем сопоставить факты. И не будем «железно» бескомпромиссны в заключениях.

    В гонку на борту «Ариэля» вышли одиннадцать человек, включая 46-летнего австралийца Джима Мюранта, рекомендованного на роль штурмана и офицера связи. Джим — профессиональный яхтсмен, в гонках Сидней — Хобарт участвовал 8 раз. Самым опытным среди ленинградцев был капитан экипажа Анатолий Коновалов. Репутация его не требует каких-либо особых подтверждений. Как личность сформировался в спорте. Был сильным рулевым в классе «Летучий Голландец», с возрастом перешел на яхты открытого моря и продолжил список личных достижений. Говоря иначе, Коновалов — яхтсмен от Бога, наделенный талантом рулевого и тактика. К тому же он отлично шьет паруса, сочетая в работе строгий расчет с безошибочной интуицией.

    Людей в команду старались подбирать с пристрастием, как из числа бывалых яхтсменов, так и из клубной молодежи. В экипаж вошли Олег Каер, Георгий Степанов, Сергей Волгин, Сергей Гераскин, Михаил Юдин, Василий Зайцев, Владимир Боев, Николай Каргополов и Сергей Ганичев, который наряду с капитаном поделился впечатлениями о пребывании в Австралии. Поэтому представим его. Помощник и напарник Коновалова по вахте, Ганичев значительно моложе и не столь известен в среде яхтсменов. Тем не менее безраздельно предан парусу, увлечен крейсерскими гонками, не раз отличался на сложных дистанциях. Ганичев хороший организатор, что имеет большое значение в «пробивании» и подготовке выходов на международные соревнования. Надо полагать, что капитан и помощник отлично дополняли друг друга на борту «Ариэля», хотя тот и другой на многие вещи смотрят по-разному. Оценки обоих помогут нам порассуждать об уроках прерванной аварией гонки.

    Информация об изображенииЯхта «Ариэль» на ходу
    Яхта «Ариэль» на ходу
     
    Австралия — обетованный континент яхтсменов, и гонка Сидней — Хобарт здесь одно из важнейших событий года, второе по значимости после мельбурнских скачек. Соревнование собирает обычно более сотни яхт, которые перед стартом разделяют по дивизионам в зависимости от их гоночного потенциала. Всегда представителен и интересен по составу дивизион класса «Макси». При мерно половина общего числа судов — яхты, близкие по размерениям к «двухтонникам». Именно в эту группу вошел «Ариэль», построенный около десяти лет назад в Польше на основе проекта известного американского конструктора Петерсона. Какой получилась яхта, можно судить хотя бы по тому, что водоизмещение одного из подлинных «петерсонов», входивших в ту же группу, составляло 6 т, тогда как «Ариэль» весит 10 т.

    Гонка на 700-мильной океанской трассе скоротечна и длится не более 5—6 дней. Контрольное время — 150% от периода прохождения дистанции самой быстрой яхтой дивизиона. Призовые суммы до старта не объявляются. Учреждают награды компании, входящие в оргкомитет гонки и спонсоры экипажей.

    «Кошелек» нашей команды наполняли тракторостроители Ленинграда и Белоруссии, некоторые другие предприятия. Балтийское морское пароходство согласилось на перевозку яхты морем за рубли. Частичную оплату авиабилетов экипажа произвела фирма «Компан». Доллары начали таять весьма интенсивно с уплатой стартового и страхового взносов, обязательного электронного пере-обмера яхты по новой формуле IMS. Сотни и тысячи в расходных статьях составили в сумме десятки тысяч.

    Экипаж «Ариэля» для оценки своих возможностей стартовал в двух предварительных коротких гонках. В первой финишировал третьим, во второй отличиться не удалось. Но все же на главную дистанцию выходили не без уверенности в собственных силах, несмотря на то, что соперники собрались серьезные.

    Начали гонку удачно. Приятно было видеть десятки конкурентов за кормой. Ветер держался попутный, довольно сильный и резкий на порывах. Пришлось значительную часть времени нести малый спинакер. Стартовав, капитан долго оставался на руле, потом спустился отдохнуть перед очередной вахтой. Днем решили стоять 6-часовые, а ночью — 4-часовые вахты. Однако на дистанции «Ариэль» оставался недолго.

    Хорошо отдохнув, Коновалов около 18 часов поднялся на палубу. Шквалило при ветре 30—35 уз довольно сильно, и капитан встал на руль, чтобы вернее принять решение относительно парусов. Но прикидывать долго не пришлось. Паруса «Ариэля» внезапно «убрал» ветер. Вместе с мачтой, оказавшейся за бортом так быстро, словно ее вовсе не было. Яхта на этот момент держалась в гонке на восемнадцатой позиции.

    Только один человек на палубе испытал ощутимую физическую боль от удара в момент аварии, что, к счастью, не имело неприятных последствий. Да и борт уцелел. Мачта переломилась ниже гика, на усиленном участке. Как выяснилось позднее, порвало штаг, сначала, по всей вероятности, надорванный в верхней части от перегрузок на бросках яхты к ветру. Вслед за штагом не устояла и одна из наветренных вант. Как считает инженер-корабел, мастер спорта международного класса, Юрий Фунтиков, авария на «Ариэле» — серьезное предупреждение всем, кто 10—12 лет водит в море яхты зарубежной постройки, не обновляя рангоута и такелажа, несмотря на усталость металла. Отметим, что перед стартом австралийцы интересовались, когда последний раз такая замена проводилась на «Ариэле». Узнав, что ее не было вовсе, они серьезно удивились и осведомились, есть ли на борту кусачки для «щелканья» троса стоячего такелажа. Кусачек не оказалось А если бы были? Неужели решились бы наши парни перекусывать нержавеющий трос, чтобы освободиться от мачты, пусть даже сломанной? Не станем гадать, исходя из упрямого факта отсутствия кусачек.

    Ганичев нес вахту в паре с капитаном и отдыхал одновременно с ним. На палубе он оказался сразу же после падения мачты. Он не считает, что яхта была перегружена парусами. А хороший штаг, как известно, рассчитан на высокие нагрузки, перенапряжения, удары спинакер-гика в моменты резкого стравливания или обрыва браса. Помощник капитана тоже усматривает причину аварии в обрыве штага и ванты, хотя недоумевает, почему устоял ахтерштаг в то время, когда основная нагрузка приходилась на него. Ведь яхта держала полный бакштаг.

    Что случилось — то случилось. В море и не такое бывает. Но рискнем предположить, что одной из причин аварии стали прогибы корпуса на волне, создающие дополнительные нагрузки на такелаж и рангоут. Возникает это явление на яхтах разных типов, с корпусами из различных материалов. Взаимодействуя, как лук с тетивой, корпус и такелаж выдерживают нагрузки только до критических величии, за пределами которых неизбежны поломки, разрывы и, как их следствие, аварии.

    С падением мачты «Ариэль» развернуло лагом к волне. Паруса на рангоуте оказались с наветренного борта. Яхту мотало, но условия для подъема на борт обрушившихся в море ценностей были сносные. Постепенно все втянули на палубу, закрепили, прибрали. В работе с мачтой пришлось использовать лебедки.

    Мы, наверное, еще долго будем обречены либо вовсе никуда не ходить, либо ходить на том, чем располагаем. Наш удел — риск, игра ва-банк. И тут без разного рода издержек никак не обойтись. Не будем гадать, удастся ли «Ариэлю» повторить старт в Австралии, выбраться на какую-либо другую серьезную регату. Ясно одно: ходить наши гонщики-крейсеристы должны. Чаще. Дальше. Смелее. А для этого необходима шкода морских гонок, пестующая яхтенных матросов, умеющих делать на борту абсолютно все и даже чуть-чуть больше того. Мы обязаны серьезнейшим образом растить яхтенных капитанов экстра-класса, создавать традиции. Характерно, что даже такой опытнейший гонщик, как Коновалов, признал, что сегодня не готов управлять яхтой класса «Макси». К этому выводу он пришел в Сиднее, наблюдая тренировку местных яхтсменов.

    Чем хороша наша зима? Тем, что дает возможность яхтсменам долгими вечерами судачить «у камина». С Коноваловым и Ганичевым в беседах мы достаточно пристрастно «мыли собственные косточки», неизбежно возвращаясь к известным вещам. И стоящей команды, мол, без жесткого отбора не набрать, и условии для такого отбора нет. Еще убеждали друг друга в том, что мало в клубах яхт, что гонки у нас сплошь локальные, а посему не постичь тактики борьбы на дистанциях со сложными гидрометеоусловиями, приливо-отливными и коварными «постоянными» течениями. Мелочь, казалось бы, а на том же «Ариэле» не решились убрать спинакер в австралийской манере: фал отдан, парус стелется по ветру над волнами, за шкот его втягивают на яхту. Действовать по «хрестоматии» — пожалуйста, а так — увольте!

    О финансовых тисках тоже говорилось. Пример «Фазиси» на многое открыл глаза. И собственные шишки кой-чему научили. Но главное, за подачками рука уже не поднимается. Начинаем понимать, что никто ничего русским не обязан только за то, что они русские. То есть не просто бедные, а нищие. А обнадеживает в значительной мере то, что нас начинают оценивать. Австралийцы, по словам Ганичева, разглядели в стрельнинских яхтсменах нечто стоящее. Ту самую глину, что ли, которую в хорошей мастерской можно превратить не только в фаянс, но и в фарфор. Адрес такой мастерской помощнику «Ариэля» известен. Потому-то он не теряет надежды на очередную попытку стартовать на Хобарт.


    Понравилась ли вам эта статья?
    +1

    ПРЕДЫДУЩИЕ СТАТЬИ
    Загадочное исчезновение экипажа на борту барка «Марлборо»
    Несколько историй походов из писем наших читателей
    Морское пиратство в конце XX века
    Заграничные плавания спортклуба судоводителей-любителей «Нева»
    Туполевский глиссирующий катер под номером «Два»
    Международный фестиваль учебных парусников и «Амстердам Сейл-90»
    Взрыв на пакетботе «Мозель» в городе Бремерхафен
    Путешествие в Страну восходящего солнца на яхте «Надежда»
    Туполевские скоростные торпедные катера
    Маяки на берегах и островах озера Ладога
    600-километровый поход по Ладоге на зимних виндсерферах
    Плавание на мотолодке «Морсан» по Прибалтийскому кольцу
    Что означает название «Галерная гавань» в Петербурге
    Рассказ «Роберт» — из воспоминаний яхтсмена
    Два дня в море виндсерфиста Мариса Вейнберга

    ТЕКУЩАЯ СТАТЬЯ
    Австралийский опыт яхты «Ариэль»

    СЛЕДУЮЩИЕ СТАТЬИ
    Наши яхтсмены на «Сейл-90 Амстердам»
    Путешествие вдоль берега Гренландии на катере «Флиппер-909»
    Рассказ «Поворот на норд-вест» Хейнриха Шмидта
    Фрагмент из книги «Служебные командировки» Вернера Гильде
    На надувной лодке «Славянка-М» по Чудскому и Псковскому озерам
    Встреча с четырехмачтовым барком «Памир»
    Переход на парусной доске из Риги в Стокгольм
    Плавание на весельной лодке «Сектор» через два океана
    Плавание Колумба с точки зрения современного моряка-парусника
    Вокруг света на яхте длиной 3,6 метра за 500 дней
    Истинная история дофултоновского пароходостроения
    Таможенные процедуры с сюрпризом
    Выдающийся яхтсмен и конструктор Николай Юльевич Людевиг
    Отрывок из очерка «В Русскую Америку на русской яхте»
    Кругосветное плавание пенсионера Евгения Александровича Гвоздева


    Ссылка на эту статью в различных форматах
    HTMLTextBB Code

    Комментарии к этой статье


    Еще нет комментариев



    Сколько будет 50 + 26 =

           



    Barque.ru © 2013 | Контакты | Карта сайта
    Судостроение: Парусные суда Моторные суда Технологии Экранопланы
    Моторы: Описание моторов Устройство моторов Самодельные моторы Тюнинг моторов Обслуживание моторов Дистанционное управление
    Проекты: Парусные яхты Парусные катамараны Парусные тримараны Моторные лодки Катера Туристические суда Рыболовные суда Виндсерфинги и лыжи Прицепы и трейлеры Прочие проекты
    Спорт: Новости спорта Парусные соревнования Водномоторный спорт Воднолыжный спорт Виндсерфинг Буерные соревнования Соревнования туристов
    Консультации: Полезные устройства Полезные советы Улучшение судов Улучшение моторов Опыт эксплуатации Техника плавания Разбор аварий Рыболовам
    Кругозор: Новые суда и устройства Интересные события Интересные факты Интервью Карты и маршруты Официальные данные Проблемы малого флота Яхт-клубы и стоянки Письма в редакцию
    Истории: Путешествия Туристические походы Знаменитые корабли Военная страничка Литературная страничка История флота Прочие истории