Свой юбилей — 60-летие образования СССР — наша многонациональная страна встречает большими достижениями в области науки и техники, экономического, социального и культурного строительства. Весь советский народ, трудящиеся братских союзных республик развернули социалистическое соревнование за выполнение и перевыполнение обширной народнохозяйственной программы, начертанной XXVI съездом КПСС.
Повседневный созидательный труд советских людей немыслим без хорошей организации отдыха, физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий. Коммунистическая партия, Советское государство рассматривают массовое развитие физической культуры и спорта как гарантию здоровья людей, одно из важнейших условий обеспечения предусмотренного Конституцией СССР права трудящихся на отдых. Конкретные задачи в этой области определены принятым в сентябре 1981 г. Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О дальнейшем подъеме массовости физической культуры и спорта». Немало предстоит сделать для развития, в частности, водных видов спорта и туризма. О положении дел в этой области физкультурно-спортивного движения редакция попросила рассказать начальника Управления гребного и парусного спорта Спорткомитета СССР Александра Павловича Силаева.
Прежде всего хочу сказать о состоянии всего физкультурно-спортивного движения в нашей стране. Сегодня на предприятиях, в колхозах, совхозах, учреждениях и учебных заведениях у нас действует 237,6 тыс. коллективов физкультуры, членами которых являются 83,2 млн. чел. С каждым годом развивается и укрепляется материально-техническая база советского физкультурно-спортивного движения. Государственным бюджетом нынешнего года на здравоохранение, физическую культуру и спорт предусмотрено израсходовать 15,4 млрд. руб. На эти же цели крупные суммы ежегодно выделяют профсоюзы.
Преобразования, произошедшие в стране за годы советской власти в деле физического воспитания, физической культуры народа, можно особенно четко представить, если учесть, что в дореволюционной России в 1914 г. существовало всего 1,2 тыс. спортивных объединений с 45 тыс. членов, насчитывалось немногим более 150 спортивных комплексных площадок, около 400 спортзалов и всего навсего один стадион, построенный накануне первой мировой войны в Киеве. Что касается парусного спорта, в царской России он был доступен только очень состоятельным людям.
В наследство спортсменам молодой Страны Советов достался численно небольшой и «разношерстный» по классам парусный спортивный флот. После того как яхт-клубы были переданы комсомольским и профсоюзным организациям, энтузиасты взялись восстанавливать старые яхты, овладевать морской наукой, тренироваться, проводить соревнования. Уже в 1928 г. во время первой Всесоюзной спартакиады состоялись первые гонки советских яхтсменов. Популярность паруса быстро росла, в 1936 г. была создана Всесоюзная секция парусного спорта и вскоре проведен первый чемпионат СССР, в котором приняли участие сборные команды 16 городов страны.
Великая Отечественная война внесла в спортивную Жизнь страны свои коррективы. Советские спортсмены отважно сражались на фронтах, в осажденном Ленинграде паши парусники па буерах и яхтах не раз выполняли боевые задания. Об их мужестве уже писалось на страницах журнала.
Сразу же после воины, когда все силы направлялись на восстановление народного хозяйства страны, партия и правительство уделяли большое внимание развитию советского спорта и физической культуры. С 1945 г. возобновилось ежегодное проведение чемпионатов и первенств СССР по всем видам спорта, в том числе и по парусному. Начали проводиться крупные бассейновые регаты — Балтийская, Черноморская, Поволжская, Северная, Дальневосточная. С 1952 г. наши яхтсмены неизменно принимают участие в олимпийских парусных регатах, На Олимпийских играх 1960 г. впервые в истории русского и советского парусного спорта Тимир Пинегин и Федор Шутков стали олимпийскими чемпионами в «Звездном» классе, Александр Чучелов занял второе место в классе «Финн».
С тех пор наши спортсмены не раз выигрывали первенство в классах «Финн», «Летучий Голландец», «Торнадо», «Солинг» и «Звездный» на олимпиадах, первенствах мира и Европы. Внушительного успеха добился Валентин Манкин, трижды завоевывавший звание олимпийского чемпиона в различных классах яхт. Другие выдающиеся советские гонщики, например, В. Потапов, Б. Будников, С. Хорецкий, А. Балашов. М. Кудрявцев, по праву признаны «звездами» мирового парусного спорта. Время выявляет все новые и новые таланты. Этот процесс у пас закономерен, потому что парусный спорт становится все более популярным, проникает в самые отдаленные уголки страны.
В Спартакиадах народов СССР сегодня участвуют сборные парусные команды РСФСР, Украинской, Белорусской, Литовской, Латвийской, Эстонской. Азербайджанской, Грузинской. Армянской, Казахской, Узбекской, Таджикской, Туркменской союзных республик. Парусный спорт культивируется теперь там, где прежде о нем и не слыхали. Такое, конечно, возможно только при подлинной заботе государства о физической культуре, физическом воспитании своих граждан.
Нелишне напомнить, что дорогостоящая материальная часть — гоночные и крейсерские яхты — предоставляются в пользование спортсменам практически бесплатно. В настоящее время в стране насчитывается 139 яхт-клубов, в которых занимается около 40 тыс. чел. Открыты и действуют десятки детско-юношеских парусных школ, расположенных по всем меридианам и широтам страны от Калининграда до Находки, от Архангельска до Фрунзе.
В докладе XXVI съезду КПСС Леонид Ильич Брежнев сказал: «Забота о здоровье людей неотделима от развития физической культуры и спорта. Московская Олимпиада наглядно показала замечательные достижения советских спортсменов. Однако нас всегда интересовали не только спортивные вершины, а прежде всего массовость физкультуры и спорта. Успехи в этом деле очевидны. По все же для большинства людей спорт остается пока лишь зрелищем. Такое положение надо исправлять. Физическая культура должна входить в повседневную жизнь широких слоев населения и особенно детей».
Какими резервами располагаем мы для претворения в жизнь этих указаний?
У причалов яхт-клубов, водных баз ДОСААФ, ведомственных баз нередко можно видеть гоночные, крейсерские яхты, шлюпки и баркасы, простаивающие большую часть сезона. Сменная эксплуатация спортивно-туристских судов практикуется слабо. Из-за плохого содержания, хранения суда раньше времени выходят из строя. Мы учли это и потребовали, чтобы все крейсерские и туристские яхты в клубах были укомплектованы двумя-тремя экипажами, чтобы их спортивные результаты оценивались также по количеству подготовленных на яхтах рулевых, количеству людей, совершавших спортивные плавания. Эта мера безусловно даст определенные результаты, упорядочит работу клубов. Особое же внимание следует обращать на недостатки в развитии наиболее доступных детско-юношеских классов швертботов «Оптимист» и «Кадет». Годовая потребность в этих судах едва ли покрывается наполовину, а наши верфи продолжают выпускать их в ограниченном количестве.
В системе добровольных спортивных обществ (ДСО) профсоюзов действует свыше 2660 детско-юношеских спортивных школ, в которых занимается более 150 тыс. детей и подростков. Это прекрасная база для развития массового спорта, внедрения его в повседневную жизнь советских людей. Нельзя, однако, не обратить внимания на то, что очень мало ДЮСШ ориентировано на занятия парусным спортом, а те, что есть, зачастую работают не на полную мощность, слабо укомплектованы кадрами и материальной частью.
Особо хотелось бы остановиться на развитии молодого и чрезвычайно популярного в парусном спорте класса «Виндгляйдер». Парусные доски — нехитрый и весьма доступный всем спортивный снаряд, уже сегодня можно встретить на многих акваториях. «Виидгляйдер» дает прекрасную возможность привлекать к занятиям парусным спортом людей всех возрастов и, конечно, прежде всего молодежь. Дело лишь за организационными началами, обеспечением клубов, секций и спортивно-оздоровительных баз материальной частью. К сожалению, паша промышленность пока выпускает очень мало «виндгляйдеров».
Вряд ли стоит напоминать, сколь большое прикладное и оздоровительное значение имеет гребля на простых, широко доступных весельных лодках. Прежде на лодках народной постройки устраивались областные, республиканские соревнования, проводились чемпионаты СССР, однако с 1952 г. подобные соревнования почти не проводятся, интерес к гребле на народных лодках сохранился лишь на Украине и частично в РСФСР. В соответствии с Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О дальнейшем развитии массовости физической культуры и спорта» Спорткомитет СССР принял решение возродить былые традиции, вернуть популярность незаслуженно забытому виду спорта. Начиная с нынешнего года в план спортивных мероприятии включено проведение соревнований но народной гребле. С лета 19S3 г. планируется проведение чемпионатов СССР, включение народной гребли в комплекс ГТО. Нормативы для этого уже разработаны.
Занятие водными видами спорта, парусом и греблей и самостоятельный водный туризм трудно отделить друг от друга. В последние годы по соображениям защиты природы сократилось число туристов, путешествующих по рекам и озерам па моторных лодках, зато резко возросло количество людей, отправляющихся в плавания продолжительностью «в отпуск» на гребно-парусных судах. Замечу, что водный туризм по популярности в нашей стране занимает третье место, уступая лишь пешему и лыжному. В нынешнем году, например, зарегистрировано 227006 лиц, занимающихся в секциях водного туризма. И это далеко не полная цифра, потому что многие владельцы гребных, надувных, парусных и парусно-моторных судов не состоят в туристических клубах.
В настоящее время, приобретая в магазине лодку либо байдарку, никто не обязан зарегистрировать ее в туристическом клубе, стать на учет. Немало туристов отправляется в плавание «па авось», без необходимой подготовки, и нередко «легкое» отношение к воде дорого обходится людям. Возможно, надо создать такое положение, когда бесконтрольный выход в плавание оказался бы невозможен, когда водные пути патрулировались бы специальными отрядами общественников.
Правда, большой помощи в организации и обеспечении походов клубы предоставить не могут. В лучшем случае предложат один из разработанных 2075 маршрутов по родному краю, проверят готовность экипажа. И только. А вот туристские схемы и карты водных маршрутов, снаряжение напрокат выдадут вряд ли. Потому, что все это — дефицит. Туристам приходится самим заботиться о нуждах: шить непромокаемую одежду, доставать, копировать карты водных путей, составлять их по устным описаниям. Обширного справочника, по которому можно выбрать интересный маршрут по краю либо области, познакомиться с их историческими памятниками, узнать об экономических и социальных преобразованиях, наши туристы не имеют. Они не имеют также во время путешествия «твердых» точек, где можно получить техническую помощь, приют на ночь.
Согласно официальным отчетам в короткие и длительные плавания в прошлом году выходило 375 тыс. 140 чел. Такая «армия» туристов заслуживает того, чтобы для них были изданы справочники и карты, организованы пункты проката судов и оборудования. Ведь желающим совершить туристическое плавание вовсе не обязательно для этого покупать собственное судно, снаряжение. Гораздо проще получить все необходимое напрокат по своевременной заявке, как это делается, например, на Селигере.
Парусный спорт и водный туризм с каждым годом приобретают все больше сторонников, популярность этого вида спорта и отдыха растет. Каждое ведомство, каждая организация, от которых зависит развитие их, должны с полной мерой ответственности решать стоящие перед ними задачи: будь то производство маломерных судов, яхт или выпуск оборудования, карт и справочников. Все это в конечном счете направлено на достижение благородной цели, которую преследуют Коммунистическая Партия и Советское государство — обеспечение здоровья советских тружеников, создание всех необходимых условий для организации их досуга и отдыха.