Главная страница Контакты Карта сайта Поиск по сайту:
Barque.ru
 
  • Судостроение
  • Моторы
  • Проекты
  • Спорт
  • Консультации
  • Кругозор
  • Истории
  • Главная / Проекты / Парусные катамараны / 1971 год / Крейсерский катамаран «Одиссей»
    Краткое оглавление
    Нагрузка катамарана (вес в тоннах) Основные данные катамарана


    Подкатегории раздела
    Парусные яхты Парусные катамараны Парусные тримараны Моторные лодки Катера Туристические суда Рыболовные суда Виндсерфинги и лыжи Прицепы и трейлеры Прочие проекты


    Поделитесь информацией


    Похожие статьи
    Крейсерский катамаран «Янка Маур»
    «Карманный» крейсерский катамаран
    Крейсерский катамаран «Спрут»
    Крейсерский катамаран «Гардарика»
    Крейсерский парусный катамаран «Капитан Уиллис»
    Крейсерский катамаран со стаксельным вооружением
    Крейсерский катамаран «Гауя»
    Крейсерский катамаран «Чародей» в Тольятти
    Крейсерский парусный катамаран «Миф»
    Миниатюрный крейсерский катамаран для двух человек
    Прогулочный катамаран Юнга
    Крейсерский швертбот класса Т
    Катамаран из картона, ткани и бумаги
    Улучшаем крейсерский монотип Фольксбот


    Крейсерский катамаран «Одиссей»

    Год: 1971. Номер журнала «Катера и Яхты»: 33 (Все статьи)
              0


    Информация об изображенииЦветное фото катамарана «Одиссей»
    Цветное фото катамарана «Одиссей»
     
    Проектирование и постройка «Одиссея» заняли в общей сложности около семи лет. По стечению обстоятельств закладка катамарана совпала с выходом в свет первого выпуска сборника «Катера и яхты», так что эту дату можно установить совершенно точно. Трудности, которые возникали при разработке проекта, достаточно полно и верно описаны в статье братьев Эглайсов (см. выпуск №2). Добавлю только, что трудности эти усугублялись почти полным отсутствием необходимой литературы и технических данных именно по крейсерским катамаранам. По этой причине (и по некоторым другим) наше судно, если оценивать его с позиций сегодняшних, получилось не оптимальным. Очевидно, есть смысл рассказать об этом подробнее.

    Учитывая свои возможности, мы с самого начала отдали предпочтение надежности, обитаемости и простоте постройки за счет, возможно, некоторого ухудшения ходовых качеств.

    Ориентиром, именно ориентиром, а не прототипом, служил катамаран «Лани Каи». Вот как выглядят некоторые характерные соотношения этих катамаранов (и для сравнения «Гауи»):


    Первый показатель приближенно характеризует скоростные возможности катамаранов при малых ветрах, второй и третий — скоростной потенциал вообще. Катамаран «Лани Каи» развивает скорость до 20 узл.; по расчетам наш «Одиссей» должен развивать скорость 15—17 узл. при ветре 10—12 м/сек.


    Нагрузка катамарана (вес в тоннах)


    Корпуса2Х0,83=1,66
    Платформа и рубка0,34
    Прочные балки0,13
    Парусное вооружение0,24
    Устройства0,18
    Итого: водоизмещение порожнем2,56
    Команда со снабжением0,95
    Итого: полное водоизмещение31,5

    Основные данные катамарана


    Информация об изображенииКатамаран на ходу
    Катамаран на ходу
     
    Длина габаритная, м11,0
    Длина по ватерлинии LКВЛ, м9,4
    Ширина наибольшая Вн, м4,9
    Ширина между ДП корпусов, м4,0
    Ширина корпуса наибольшая В0, м1,1
    Ширина корпуса по KBЛ ВКВЛ, м0,62
    Осадка Тполн, м0,65
    Высота борта Нб, м1,8
    Вертикальный клиренс, м0 7
    Водоизмещение полное/порожнем, т3,56/2,61
    Площадь парусов, м2:
    стакселя18
    грота36
    топового стакселя30
    Площадь рулей, м22X0,4
    Смоченная поверхность, м222

    Корпуса имеют обводы шарпи, что обусловлено выбором материала (бакфанера). Наружный плоский борт почти вертикален; это при незначительной осадке и отсутствии швертов должно уменьшить дрейф. Для увеличения высоты корпусов в средних жилых отсеках до 1650 мм палубы выполнены с обратной седловатостью. Высота надводного борта составляет; в носу — 1100, на миделе — 1150, в корме — 850 мм. Носовые свесы имеют большую длину — 15% « что Должно улучшать всхожесть на волну.

    Информация об изображенииОбщий вид и парусность «Одиссея»
    Общий вид и парусность «Одиссея»
     
    Обычно вход к спальным местам в корпусах делают из широкой — от борта до борта — надстройки, но мы применили другой вариант: вход через люки в открытых палубах корпусов. Мы рассуждаем так. При свежей погоде, когда доступ в корпуса сверху нежелателен, для свободной от вахты части команды достаточно пяти спальных мест в рубке; в то же время отказ от надстройки, накрывающей корпуса, позволил уменьшить вес катамарана и трудоемкость работ.

    Соединительный мост с рубкой значительно сдвинут в корму, что позволяет избежать ударов волн о платформу, особенно сильных в носовой трети длины судна. Мачта устанавливается вблизи носовой прочной балки, поэтому ЦП больше, чем обычно, сдвинут в нос относительно ЦБС (примерно на 0,18 LКВЛ).


    Рубка имеет порядка 7,0 м2 полезной площади при высоте у входа 1600 мм. Такая высокая надстройка, конечно, увеличивает и без того большую парусность, зато значительно выигрывает обитаемость.

    Поперечными связями являются: носовая и кормовая прочные балки, кормовая стенка рубки и переборка внутри рубки. Два стрингера высотой по 250 мм делят настил платформы, подкрепленный поперечной системой набора, на три равные части по ширине и служат стенками дивана. От переборки внутри рубки до носовой прочной балки, в ДП катамарана установлена короткая продольная балка коробчатого сечения (высотой 400 мм), на которой смонтирован тавровый степс, позволяющий передвигать мачту на 300—400 мм для регулировки центровки.

    Информация об изображенииПоперечное сечение и вид с кормы
    Поперечное сечение и вид с кормы
     
    При расчете прочности была принята обычная для катамаранов схема действующих нагрузок: постановка на две опоры, расположенные по диагонали. Забегая вперед, отметим, что построенный катамаран выдержал такие испытания на прочность, произведенные на суше. Размеры под палубных связей, стрингеров и килей были выбраны из конструктивных соображений. Расчет показал, что запас прочности в продольных связях по нормальным напряжениям — 6-кратный, а по касательным напряжениям при скручивании и того больше.

    Наиболее напряженной конструкцией является носовая прочная балка. Мы сделали ее коробчатой со стенками из бакфанеры толщиной 10 мм (расчетные нормальные напряжения в полках до 225 кг/см2). В корпусе конец балки закрепляется между водонепроницаемой переборкой и полупереборкой на клею и болтах.

    Носовая распорка пустотелая клееная; она рассчитана на нагрузку 300 кг (иначе говоря, вес трех-четырех человек или удар о встречную волну).

    Информация об изображенииОбщее расположение катамарана
    Общее расположение катамарана
     
    Мачта выполнена из листов легкого сплава АМг-61 толщиной 4 мм; ее три секции соединены не болтах и цементно-эпоксидных прокладках.

    В прошлом сезоне мы успели сделать на «Одиссее» лишь несколько выходов. Парусное вооружение, управление и т. п. еще не полностью доведены и отработаны, но уже можно сказать, что наш катамаран показал неплохие мореходные и скоростные качества. При ветре 6 баллов на волне высотой 1,0—1,2 м он под одним только стакселем развивал при ходе в бакштаг скорость до 8 узлов, при 5 баллах с полной парусностью — до 10 узлов. Мы пришли к выводу, что площадь парусов надо увеличить, мачту несколько удлинить.

    Катамаран пока ходит менее круто к ветру, чем килевые яхты, что, возможно, объясняется большим лобовым сопротивлением. Дрейф оказался несколько больше, чем предполагалось.


    Понравилась ли вам эта статья?
    +6

    ПРЕДЫДУЩИЕ СТАТЬИ
    Мотолодка для обучения начинающих воднолыжников
    Мотолодка «ГАИ-3» типа морские сани
    Охотничий плотик из двух складных лодок
    Швертбот-одиночка «ОК» международного гоночного класса
    Гоночная мотолодка под мотор 500 куб. см.
    Пластмассовая лодка «Утка-2» для охотников и туристов
    Пластмассовая мотолодка-тримаран «Агат»
    Крейсерско-гоночная яхта Л6 для дальних походов и гонок
    Пластмассовая мини-яхта «Вояжер»
    Мореходная мотолодка-тримаран «Норд»
    Мини-яхта «Морской конек» для спортивных плаваний
    Дюралевая глиссирующая прогулочная мотолодка «Обь»
    Гребная пластмассовая лодка «Пелла»
    Туристический мореходный катер «Кальмар-М»
    Два варианта микромотолодок: катамаран и однокорпусная

    ТЕКУЩАЯ СТАТЬЯ
    Крейсерский катамаран «Одиссей»

    СЛЕДУЮЩИЕ СТАТЬИ
    Крейсерская мини-яхта из швертбота класса «М»
    Постройка пластмассовой секционной байдарки
    Установка двух моторов «Вихрь» на мотолодку «Прогресс»
    Глиссирующий пластмассовый катер «Нимфа» для туризма
    Дюралюминиевый катер «Амур» для пресноводных водоемов
    Скоростной трехкилевой катер-тримаран
    Опыт постройки пластмассовых мотолодок типа «морские сани»
    Морская крейсерская яхта «Потеха» из армоцемента
    Мини-яхта «Флора» со стационарным двигателем
    Плавучая дача «Пеликан» для речных туристических походов
    Надувной трехместный туристический катамаран
    Пластмассовая трехместная мотолодка «Юг-2500»
    Комфортный катер «Баргузин» для дальних плаваний
    Учебная бригантина для детской спортивной школы
    Мореходная мотолодка «Белуха» с подвесным мотором


    Ссылка на эту статью в различных форматах
    HTMLTextBB Code

    Комментарии к этой статье


    Еще нет комментариев



    Сколько будет 30 + 44 =

           



    Barque.ru © 2013 | Контакты | Карта сайта
    Судостроение: Парусные суда Моторные суда Технологии Экранопланы
    Моторы: Описание моторов Устройство моторов Самодельные моторы Тюнинг моторов Обслуживание моторов Дистанционное управление
    Проекты: Парусные яхты Парусные катамараны Парусные тримараны Моторные лодки Катера Туристические суда Рыболовные суда Виндсерфинги и лыжи Прицепы и трейлеры Прочие проекты
    Спорт: Новости спорта Парусные соревнования Водномоторный спорт Воднолыжный спорт Виндсерфинг Буерные соревнования Соревнования туристов
    Консультации: Полезные устройства Полезные советы Улучшение судов Улучшение моторов Опыт эксплуатации Техника плавания Разбор аварий Рыболовам
    Кругозор: Новые суда и устройства Интересные события Интересные факты Интервью Карты и маршруты Официальные данные Проблемы малого флота Яхт-клубы и стоянки Письма в редакцию
    Истории: Путешествия Туристические походы Знаменитые корабли Военная страничка Литературная страничка История флота Прочие истории