Главная страница Контакты Карта сайта Поиск по сайту:
Barque.ru
Следить за появлением новых статей:
Читать @barque_ru
 
  • Судостроение
  • Моторы
  • Проекты
  • Спорт
  • Консультации
  • Кругозор
  • Истории
  • Главная / Истории / Прочие истории / 1997 год / Туристический флот на озере Селигер в 30-х годах
    Подкатегории раздела
    Путешествия Туристические походы Знаменитые корабли Военная страничка Литературная страничка История флота Прочие истории


    Поделитесь информацией
    Твитнуть


    Похожие статьи
    Малый флот Дороги жизни на Ладожском озере
    Буерные гонки 1967 года на озере Юлемисте
    Создание «потешной» флотилии на Плещеевом озере
    Чемпионат мира 1972 года на озере Гавасу с подвесными моторами
    Плавучее сооружение «Флотель» на Псковском озере
    Марафон на озере Уиндермир 1973 года
    Рекорды скорости на озере Уиндермир в 1980 году
    Рекорды скорости на озере Уиндермир в 1982 году
    Неделя рекордов скорости на озере Уиндермир 1983 года
    Неделя рекордов скорости на озере Уиндермир 1984 года
    Малый флот на старте первого года новой XII пятилетки
    Водномоторные соревнования на озере Севан 1985 года
    Неделя рекордов скорости на озере Уиндермир 1986 года
    Туристический катер Ленинградец


    Туристический флот на озере Селигер в 30-х годах

    Год: 1997. Номер журнала «Катера и Яхты»: 162 (Все статьи)
              0


    Широкому кругу российских туристов-водников хорошо известно, что озеро Селигер с его широкими плесами, глубокими заливами и бесчисленными островами как будто специально создано для плаваний под парусами и на веслах. В многочисленных справочниках и путеводителях широко освещены история и география этого края, описаны его красоты, даны рекомендации по маршрутам. Отдается должное достоинствам двух расположенных на озере туристских баз — "Селигер" и "Сокол" В некоторых справочниках вскользь упоминается и о том. что именно отсюда берет начало наш "организованный" водный туризм — еще в начале тридцатых годов стали появляться на Селигере первые в стране турбазы — палаточные туристские городки.

    Справедливости ради напомним, что именно в эти годы, а точнее — летом 1934 г., здесь — в 10 км от Осташкова, рядом с деревнями Неприе и Бараново, был открыт и один из первых в СССР крупных туристских комплексов — Селигерский туркомбииат ТЭУ ВЦСПС. Именно с деятельностью этого комбината связаны многие успехи в развитии массового водного туризма. Располагая, кроме палаточного городка, двумя двухэтажными корпусами, рядом хозяйственных построек и, главное, хорошей водной станцией, персонал комбината сразу же развернул широкую учебную работу с прибывающими по путевкам ТЭУ туристами, поток которых с каждым годом увеличивался.

    Информация об изображенииФото Селигера 30-х годов
    Фото Селигера 30-х годов
     
    Мало кому известна та немаловажная роль, которую сыграл Селигерский туркомбинат в деле пропаганды паруса и развитии парусного туризма Не будем забывать, что тогда ни морей, ни яхт-клубов в Москве и Подмосковье не было, не были восстановлены и многие из существовавших до 17-го года парусных центров но периферии... В момент открытия комбинат располагал десятком разборных байдарок "клеппер", одним швертботом М-20 и двумя малыми швертботами. Но на сразу же организованной рядом небольшой верфи под руководством опытного специалиста малого судостроения Василия Ивановича Брызгалова1 было развернуто серийное строительство новых парусных судов. За следующие два года флот водной станции пополнился еще четырьмя швертботами М-20, большим числом деревянных байдарок "шарпи", часть которых хорошо ходила под парусом, а так же компромиссом К-60. Позднее из Ленинграда привезли даже крейсерско-гоночную килевую яхту типа Л-45.

    Под руководством инструкторов туристы изучали краткий курс местной лоции, знакомились с конструкцией и парусным вооружением малых судов, а затем в одно- и двухдневных, а под конец — и в даже более длительных (до 8-10 дней) походах получали хорошую парусную практику и только что введенный значок "Турист СССР". Те, кто успешно освоил основы управления швертботом, получали особый документ за подписью В Брызгалова, подтверждающий право вождения маломерных парусных судов.

    Многие из тех, кто впоследствии пополнил ряды туристов-байдарочников, познакомились с байдаркой впервые на Селигерском туркомбинате. Позднее, когда стало доступно, приобретали разборные "Лучи", "Нептуны", "Салюты" и "Таймени", и бороздили на них водные просторы сотен других озер, рек и водохранилищ. Известны и яхтсмены, получившие на Селигере первую парусную практику. Назовем из их числа трехкратного чемпиона Москвы в самом массовом тогда гоночном классе М-20 К. Александрова (он был победителем в 1937, 1938 и 1939 гг.).

    Комбинат имел широкие планы увеличения флота и расширения своей деятельности, но докатилась до берегов Селигера война и разрушила комбинат. Не вернулись с войны и многие его сотрудники, в том числе бессменный начальник водной станции В. С. Добрынин.

    К сожалению, послевоенные турбазы Селигера не смогли достойно продолжить так удачно начатую туркомбинатом работу. Не захотели и не сумели возродить парусный и байдарочный флот, хотя в послевоенные десятилетия к этому были гораздо более широкие возможности, чем в далекие 30-е годы.

    А теперь, проплывая по Селигерским плесам, если и встретишь иногда несколько парусов, то это будут недоступные приезжим швертботы или яхты с турбаз, а скорее всего — надувные катамараны или байдарки, доставленные сюда владельцами на время своего отпуска.

    Хотелось бы верить, что в новых условиях в ближайшем будущем найдутся некие новые силы, способные воссоздать парусный и байдарочный флот на этом замечательном озере, так близко расположенном от обеих столиц.

    Примечания


    1. Один из авторов "КиЯ". В журнале печатались ого чертежи разборной 3-метровой мотолодки с мягкой обшивкой (см. №29) и 5.2-метровой разборной байдарки "Щука" (см. №48). В. И. Брызгалов был и автором вышедшей еще до войны брошюры о постройке байдарок.


    Понравилась ли вам эта статья?
    0

    ПРЕДЫДУЩИЕ СТАТЬИ
    Выдающийся яхтсмен и конструктор Николай Юльевич Людевиг
    Отрывок из очерка «В Русскую Америку на русской яхте»
    Кругосветное плавание пенсионера Евгения Александровича Гвоздева
    Военные моряки у истоков отечественного парусного спорта
    Последнее плавание Евгения Смургиса на лодке МАХ-4
    История первого мореходного торпедного катера «Д-3»
    Легенды и быль о клипере «Катти Сарк»
    40000-мильный рейс экологически чистого судна «Соя дизель»
    Триста лет Российскому флоту
    Корабельная забава Петра Великого
    Находчивый капитан шлюпа «Ленивец»
    200 миль с обломком руля, или ни фига себе — прокатились!
    Пересечение США «по диагонали» на катере
    Юбилей четырехмачтового барка «Крузенштерн»
    Первый поход на самодельном паруснике по Обскому морю

    ТЕКУЩАЯ СТАТЬЯ
    Туристический флот на озере Селигер в 30-х годах

    СЛЕДУЮЩИЕ СТАТЬИ
    Драма «Мэри Джин» из книги «Человек за бортом»
    Кругосветные путешествия волгоградцев на яхтах «Аира» и «Арго»
    Капитанский путевой дневник плавания на яхте «Арго» в 1996 году
    Цифры и факты из истории судна «Британия»
    Новые варианты королевского судна «Британия»
    Высоко в горах Саксонии и Швейцарии на... яхте
    Двойная жизнь гонщика и конструктора катеров Дона Аронау
    История знаменитого российского катамарана «Иван-30»
    Рассказ «Секрет успеха» Евгения Смургиса
    Вояж семьи Гладковых на бригантине «Авось» по водам Европы
    Биография знаменитого барка «Товарищ»
    Под парусами на концерт Майкла Джексона
    Мнение кораблестроителя Юрия Саруханова об аварии «Титаника»
    Рекордное плавание Евгения Смургиса на лодке «Пелла-фиорд» в 1990 году
    Отдых на Ладоге на катамаране «Альбатрос»


    Ссылка на эту статью в различных форматах
    HTMLTextBB Code

    Комментарии к этой статье


    Еще нет комментариев



    Сколько будет 37 + 22 =

           



    Barque.ru © 2013 | Контакты | Карта сайта
    Судостроение: Парусные суда Моторные суда Технологии Экранопланы
    Моторы: Описание моторов Устройство моторов Самодельные моторы Тюнинг моторов Обслуживание моторов Дистанционное управление
    Проекты: Парусные яхты Парусные катамараны Парусные тримараны Моторные лодки Катера Туристические суда Рыболовные суда Виндсерфинги и лыжи Прицепы и трейлеры Прочие проекты
    Спорт: Новости спорта Парусные соревнования Водномоторный спорт Воднолыжный спорт Виндсерфинг Буерные соревнования Соревнования туристов
    Консультации: Полезные устройства Полезные советы Улучшение судов Улучшение моторов Опыт эксплуатации Техника плавания Разбор аварий Рыболовам
    Кругозор: Новые суда и устройства Интересные события Интересные факты Интервью Карты и маршруты Официальные данные Проблемы малого флота Яхт-клубы и стоянки Письма в редакцию
    Истории: Путешествия Туристические походы Знаменитые корабли Военная страничка Литературная страничка История флота Прочие истории