Основной путь — это переделка имеющейся открытой лодки в каютную. На первый взгляд, задача несложная. Сам строитель результатом работ, как правило, остается вполне удовлетворенным, однако, если на получившиеся конструкции взглянуть со стороны, то редкий экземпляр в лучшем случае не вызывает улыбки.
Какие опасности может таить неудачная переделка? Прежде всего — ухудшение безопасности плавания.
В стремлении получить максимум комфорта, не имея необходимых знаний и опыта, такие конструкторы довольно, часто не учитывают увеличения парусности, существенного снижения остойчивости, ухудшения обзорности с места рулевого. Как правило — неудачен и внешний вид: на воде появляется «уютная избушка», вполне пригодная лишь для нахождения в ней на стоянке или для плавания на тихой воде.
Самым правильным выходом было бы, если проектант-изготовитель прилагал к продаваемой лодке комплект чертежей на случай, если у владельца появится желание переделать ее в мини-катер. Это могло бы предотвратить появление неудачных н просто опасных сооружений.
Типичным примером, на мой взгляд, может служить переделка «Казанки-2М». Надстройка смотрится громоздкой, чрезмерно развитой для данных размерений; линии стекол сделаны на разных высотах как от палубы, так и от крыши рубки. Площадь остекления так велика, что без занавесок просто не обойтись. Архитектура округлого ветрового стекла не сочетается с угловатой формой надстройки. Стенки рубки плоские и установлены с малым углом наклона относительно ДП.
С места рулевого наверняка не видна носовая часть палубы, а обзорность по курсу с учетом ходового дифферента недостаточна для обеспечения безопасности плавания. Управлять таким катером можно только стоя: сидя в кресле не увидишь даже линии горизонта.
Вариант переделки «Прогресса-2» представляется удачным. Здесь автор, устанавливая рубку, удлинил корпус, продлил в корму продольные стенки рубки, а в носовой части опустил крышу рубки, обеспечив главное в эксплуатации — обзорность. И это при примерно одинаковых размерах корпусов и общем расположении. Лобовое стекло сочетается с общим архитектурным решением; применено умеренное остекление каюты.
Это вариант вполне разумный, имеющий право на существование, учитывая ограниченные возможности автора.
В качестве основных общих рекомендаций, которые в какой-то мере позволят при подобных переделках избежать опасных ошибок, можно отметить следующее:
- размеры рубки не должны существенно снижать обзорность с места рулевого;
- габариты и вес рубки не должны увеличивать парусность и снижать остойчивость до опасных пределов;
- высота рубки должна быть минимальной — не более необходимой из условия нахождения в каюте сидящего на диване человека; этот размер колеблется от 900 до 920 мм для людей нормального роста при высоте сидений от пайола — 250—300 мм; так что высота от пайола до подволока не должна превышать 1200 мм;
- размещая рубку по длине корпуса, следует устанавливать ее по возможности дальше от носа; сдвинутая в нос рубка утяжеляет силуэт, создает впечатление тихоходности судна; длина носовой палубы перед рубкой должна составлять примерно 50% длины надстройки;
- для придания надстройке легкости очертаний самое правильное — сделать ее в форме пирамиды, т. е. стараться избегать в конструкции рубки вертикальных стенок, не бояться увеличения наклона лобовых окон и стоек до угла 45°;
- линии, образующие очертания надстройки, должны быть обязательно выпуклыми, в крайнем случае — прямыми, но ни в коем случае не вогнутыми, так как это создает впечатление неустойчивости (либо вообще излома конструкции);
- в поперечном сечении угол наклона стенок рубки должен быть меньше, чем угол наклона ветрового стекла, примерно на 5—6°;
- не следует увлекаться чрезмерным остеклением рубки.
Привожу свой вариант решения проблемы оборудования рубки на мотолодке, близкой к «Прогрессу» по размерениям.