Главная страница Контакты Карта сайта Поиск по сайту:
Barque.ru
Следить за появлением новых статей:
Читать @barque_ru
 
  • Судостроение
  • Моторы
  • Проекты
  • Спорт
  • Консультации
  • Кругозор
  • Истории
  • Главная / Кругозор / Интересные факты / 1972 год / Опасность молнии для судов в море
    Подкатегории раздела
    Новые суда и устройства Интересные события Интересные факты Интервью Карты и маршруты Официальные данные Проблемы малого флота Яхт-клубы и стоянки Письма в редакцию


    Поделитесь информацией
    Твитнуть


    Похожие статьи
    Столкновение в Северном море судов «Ибн Ту Файл» и «Алевтина и Туя»
    Гидродинамика судов типа «морские сани»
    Защита яхт и безмачтовых судов от удара молнией
    Рабочая шлюпка «РШП-3,5» для морских судов
    Советы строителям глиссирующих судов типа «морские сани»
    Экзаменатор по навигационным огням морских судов
    Ограждение опасностей на море
    Навигационные огни морских судов по МППСС-72
    Что такое гроза на воде и защита судна от молнии
    Встречи судов с дельфинами и другими морскими животными
    О рекордах и высокой мореходности судов с малой площадью ватерлинии
    Элементы обводов глиссирующих судов и их значение
    Эхолот для туристических судов
    Основы технологии постройки малых судов


    Опасность молнии для судов в море

    Год: 1972. Номер журнала «Катера и Яхты»: 38 (Все статьи)
              0



    Молния! Это мгновенное, самое кратковременное явление природы происходит над Землей в среднем более 3100000000 раз в год. Это значит, что в одну секунду в разных частях света раздается не менее ста раскатов грома. Длина гигантской искры может достигать нескольких километров, а мощность — ста миллионов ватт.

    Молния еще не обуздана человеком. Несмотря на широкое распространение громоотводов, она ежегодно уносит несколько тысяч жизней. В том числе и и а воде.

    «Беда таилась в темной туче, надвигавшейся на нас. С воем налетел западный ветер, поднялась ужасная буря. Порыв ветра разорвал канаты, державшие мачту, и она рухнула, убив кормчего. Сверкнула молния Зевса и разбила в щепки наш корабль». Утверждают, что это выписка из «вахтенного журнала» Одиссея.

    В эпоху парусного флота, до введения га судах громоотводов, поражение мачт молнией было нередким явлением.

    Информация об изображенииПылающий корабль
    Пылающий корабль
     
    В 1715 г. во время стоянки у Кронштадта от удара молнии взорвался и затонул русский 64-пушечный корабль «Нарва», причем из 400 человек, находившихся на борту, было спасено только 18.

    В 1786 г. у острова Силли (юго-западная Англия) молния попала в грот-мачту фрегата «Тизба». Возник пожар, и фрегат потерял все парусное вооружение.

    В 1813 г. капитан английского фрегата «Клориида» Бригз, находясь у берегов острова Цейлон, записал в судовом журнале: «Часа в три пополудни мы увидели грозовую тучу, приближающуюся к нам с наветренной стороны. Я приказал убрать марсели. Примерно час спустя в судно ударила молния, и грот-мачта разлетелась на мелкие куски. Три матроса убиты и многие ранены».

    В другом случае командовавший большим судном капитан Гейдон внес в судовой журнал следующую запись: «Увидев, что на нас надвигается шквал, я решил убрать паруса. Пока команда выполняла приказание, верхушку мачты поразил огненный шар, убивший двух и ранивший многих матросов. Более двадцати пострадавших пришлось отправить в кубрик».

    Подобные случаи можно перечислять бесконечно.

    В начале XIX в. англичанин Уильям Сноу Гаррис, черпая сведения из судовых журналов, составил интересную сводку. С 1799 по 1815 г. молния причинила ущерб 150 кораблям английского военно-морского флота, при этом на одном из каждых восьми кораблей удар молнии приводил к пожару. Около 70 моряков было убито, 130 получили серьезные ранения. В десяти случаях корабли были полностью выведены из строя. Убыток от поражения кораблей огненными стрелами исчислялся весьма внушительной по тем временам цифрой — 100000 фунтов стерлингов.


    В 1829 г. Гаррис предложил использовать в качестве молниеотводов медные полосы, укрепляемые вдоль мачт и соединенные с килем или другими металлическими частями корпуса, находящимися ниже ватерлинии.

    Сейчас для защиты деревянного судна от поражения молнией на верху мачты укрепляют медный стержень и толстой медной проволокой соединяют его с медной же полосой, проложенной снаружи корпуса судна ниже ватерлинии. Таким образом попавшая в мачту молния уходит в воду.

    Корабль с корпусом и мачтами из стали в громоотводе не нуждается.

    Исследования, проведенные в 1971 г. в полосе между 35° северной широты и 35° южной широты в продолжение восьми месяцев, позволили установить, что над районами суши молнии возникают в десять раз чаще, чем над акваторией океанов. Единственной океанической областью, изобилующей грозами, оказалась часть Атлантики, омывающая с востока материк Южной Америки. Интересно, что этот район совпадает с местоположением крупной геомагнитной аномалии.

    Наблюдаемые в море молнии иногда подобны светящемуся смерчу. В июне 1961 г. один турист сфотографировал такой смерч с борта лайнера «Алексей Толстой». Для этого ему не понадобилось ловить момент разряда: при открытом затворе фотоаппарата молния «сфотографировалась» самостоятельно.


    Может ли молния привести современный корабль к гибели? Морской суд, рассматривавший в 1963 г. обстоятельства гибели английского грузового судна «Ардгарри», не решился отвергнуть такую возможность.

    Проблема защиты от поражения молнией имеет особое значение для танкеров. Прошло более 80 лет с тех пор, как вышло в море первое судно для перевозки нефти наливом, однако проблема грозобезопасности транспортов этого типа все еще остается нерешенной.

    Понравилась ли вам эта статья?
    +3


    ПРЕДЫДУЩИЕ СТАТЬИ
    Пластмассовые суда для рыбоперерабатывающей базы «Восток»
    Мореходная плавучая дача «Окулус-104» из стеклопластика
    Совещание НТО «Состояние проектирования и постройки катеров»
    Маршрут для туристов-байдарочников: Торопец — Витебск
    Крейсерские яхты «Полутонники» и гонки на них
    Почему упал спрос на лодочные моторы в СССР?
    Вице-президент УИМ Богдан Маньковски о водно-моторном спорте
    Пленум Федерации водно-моторного спорта 1972 года
    Юбилей детской парусной школы яхт-клуба ДСО «Труд»
    Развитие парусного спорта в Болгарии
    Из практики судейства парусных соревнований
    Лодочные станции для частных лодок в Калинине
    Ленинградская каравелла «Нева» туристского клуба ЛKBMT
    Интервью с зам. министра речного флота РСФСР А. П. Введенским
    Десять новых проектов алюминиевых мотолодок

    ТЕКУЩАЯ СТАТЬЯ
    Опасность молнии для судов в море

    СЛЕДУЮЩИЕ СТАТЬИ
    В гостях у ленинградского водно-моторного клуба
    Киевский городской клуб водно-моторного туризма и спорта
    Морские происшествия и новости. Тридцать восьмой выпуск
    Качество и ассортимент надувных лодок к 1975 году
    Новинки надувных лодок Уфимского завода РТИ
    Морские происшествия и новости. Тридцать девятый выпуск
    Новые правила обмера крейсерско-гоночных яхт IOR
    Новые пассажирские суда для малых рек
    Водно-спортивная база на берегу Таганрогского залива
    Малый флот самодельных лодок в Вологде
    Новая продукция верфи в Новой Ладоге
    Новый «Типаж прогулочных судов» от 5 мая 1972 года
    Из опыта организации лодочных стоянок в США
    Интересная информация из за границы
    2200 миль по Японскому морю на самодельной яхте «Русь»


    Ссылка на эту статью в различных форматах
    HTMLTextBB Code

    Комментарии к этой статье


    Еще нет комментариев



    Сколько будет 18 + 37 =

           



    Barque.ru © 2013 | Контакты | Карта сайта
    Судостроение: Парусные суда Моторные суда Технологии Экранопланы
    Моторы: Описание моторов Устройство моторов Самодельные моторы Тюнинг моторов Обслуживание моторов Дистанционное управление
    Проекты: Парусные яхты Парусные катамараны Парусные тримараны Моторные лодки Катера Туристические суда Рыболовные суда Виндсерфинги и лыжи Прицепы и трейлеры Прочие проекты
    Спорт: Новости спорта Парусные соревнования Водномоторный спорт Воднолыжный спорт Виндсерфинг Буерные соревнования Соревнования туристов
    Консультации: Полезные устройства Полезные советы Улучшение судов Улучшение моторов Опыт эксплуатации Техника плавания Разбор аварий Рыболовам
    Кругозор: Новые суда и устройства Интересные события Интересные факты Интервью Карты и маршруты Официальные данные Проблемы малого флота Яхт-клубы и стоянки Письма в редакцию
    Истории: Путешествия Туристические походы Знаменитые корабли Военная страничка Литературная страничка История флота Прочие истории