Главная страница Контакты Карта сайта Поиск по сайту:
Barque.ru
 
  • Судостроение
  • Моторы
  • Проекты
  • Спорт
  • Консультации
  • Кругозор
  • Истории
  • Главная / Кругозор / Интересные факты / 1972 год / Опасность молнии для судов в море
    Подкатегории раздела
    Новые суда и устройства Интересные события Интересные факты Интервью Карты и маршруты Официальные данные Проблемы малого флота Яхт-клубы и стоянки Письма в редакцию


    Поделитесь информацией


    Похожие статьи
    Столкновение в Северном море судов «Ибн Ту Файл» и «Алевтина и Туя»
    О рекордах и высокой мореходности судов с малой площадью ватерлинии
    Элементы обводов глиссирующих судов и их значение
    Дельные вещи для мелких судов
    Первые гонки судов на воздушной подушке
    Вопросы проектирования малых судов на воздушной подушке
    Ремонт мелких судов из стеклопластика
    Графический метод центровки мелких судов
    Эрнест Хемингуэй и море
    Проведение соревнований любительских судов
    Проведение соревнований любительских судов (Часть вторая)
    Корпуса мелких судов из армоцемента
    Появление глиссирующих судов празднует 100 летний юбилей
    Окраска подводной части малых судов


    Опасность молнии для судов в море

    Год: 1972. Номер журнала «Катера и Яхты»: 38 (Все статьи)
              0


    Молния! Это мгновенное, самое кратковременное явление природы происходит над Землей в среднем более 3100000000 раз в год. Это значит, что в одну секунду в разных частях света раздается не менее ста раскатов грома. Длина гигантской искры может достигать нескольких километров, а мощность — ста миллионов ватт.

    Молния еще не обуздана человеком. Несмотря на широкое распространение громоотводов, она ежегодно уносит несколько тысяч жизней. В том числе и и а воде.

    «Беда таилась в темной туче, надвигавшейся на нас. С воем налетел западный ветер, поднялась ужасная буря. Порыв ветра разорвал канаты, державшие мачту, и она рухнула, убив кормчего. Сверкнула молния Зевса и разбила в щепки наш корабль». Утверждают, что это выписка из «вахтенного журнала» Одиссея.

    В эпоху парусного флота, до введения га судах громоотводов, поражение мачт молнией было нередким явлением.

    Информация об изображенииПылающий корабль
    Пылающий корабль
     
    В 1715 г. во время стоянки у Кронштадта от удара молнии взорвался и затонул русский 64-пушечный корабль «Нарва», причем из 400 человек, находившихся на борту, было спасено только 18.

    В 1786 г. у острова Силли (юго-западная Англия) молния попала в грот-мачту фрегата «Тизба». Возник пожар, и фрегат потерял все парусное вооружение.

    В 1813 г. капитан английского фрегата «Клориида» Бригз, находясь у берегов острова Цейлон, записал в судовом журнале: «Часа в три пополудни мы увидели грозовую тучу, приближающуюся к нам с наветренной стороны. Я приказал убрать марсели. Примерно час спустя в судно ударила молния, и грот-мачта разлетелась на мелкие куски. Три матроса убиты и многие ранены».

    В другом случае командовавший большим судном капитан Гейдон внес в судовой журнал следующую запись: «Увидев, что на нас надвигается шквал, я решил убрать паруса. Пока команда выполняла приказание, верхушку мачты поразил огненный шар, убивший двух и ранивший многих матросов. Более двадцати пострадавших пришлось отправить в кубрик».


    Подобные случаи можно перечислять бесконечно.

    В начале XIX в. англичанин Уильям Сноу Гаррис, черпая сведения из судовых журналов, составил интересную сводку. С 1799 по 1815 г. молния причинила ущерб 150 кораблям английского военно-морского флота, при этом на одном из каждых восьми кораблей удар молнии приводил к пожару. Около 70 моряков было убито, 130 получили серьезные ранения. В десяти случаях корабли были полностью выведены из строя. Убыток от поражения кораблей огненными стрелами исчислялся весьма внушительной по тем временам цифрой — 100000 фунтов стерлингов.

    В 1829 г. Гаррис предложил использовать в качестве молниеотводов медные полосы, укрепляемые вдоль мачт и соединенные с килем или другими металлическими частями корпуса, находящимися ниже ватерлинии.

    Сейчас для защиты деревянного судна от поражения молнией на верху мачты укрепляют медный стержень и толстой медной проволокой соединяют его с медной же полосой, проложенной снаружи корпуса судна ниже ватерлинии. Таким образом попавшая в мачту молния уходит в воду.

    Корабль с корпусом и мачтами из стали в громоотводе не нуждается.

    Исследования, проведенные в 1971 г. в полосе между 35° северной широты и 35° южной широты в продолжение восьми месяцев, позволили установить, что над районами суши молнии возникают в десять раз чаще, чем над акваторией океанов. Единственной океанической областью, изобилующей грозами, оказалась часть Атлантики, омывающая с востока материк Южной Америки. Интересно, что этот район совпадает с местоположением крупной геомагнитной аномалии.

    Наблюдаемые в море молнии иногда подобны светящемуся смерчу. В июне 1961 г. один турист сфотографировал такой смерч с борта лайнера «Алексей Толстой». Для этого ему не понадобилось ловить момент разряда: при открытом затворе фотоаппарата молния «сфотографировалась» самостоятельно.

    Может ли молния привести современный корабль к гибели? Морской суд, рассматривавший в 1963 г. обстоятельства гибели английского грузового судна «Ардгарри», не решился отвергнуть такую возможность.

    Проблема защиты от поражения молнией имеет особое значение для танкеров. Прошло более 80 лет с тех пор, как вышло в море первое судно для перевозки нефти наливом, однако проблема грозобезопасности транспортов этого типа все еще остается нерешенной.


    Понравилась ли вам эта статья?
    +5

    ПРЕДЫДУЩИЕ СТАТЬИ
    Пластмассовые суда для рыбоперерабатывающей базы «Восток»
    Мореходная плавучая дача «Окулус-104» из стеклопластика
    Совещание НТО «Состояние проектирования и постройки катеров»
    Маршрут для туристов-байдарочников: Торопец — Витебск
    Крейсерские яхты «Полутонники» и гонки на них
    Почему упал спрос на лодочные моторы в СССР?
    Вице-президент УИМ Богдан Маньковски о водно-моторном спорте
    Пленум Федерации водно-моторного спорта 1972 года
    Юбилей детской парусной школы яхт-клуба ДСО «Труд»
    Развитие парусного спорта в Болгарии
    Из практики судейства парусных соревнований
    Лодочные станции для частных лодок в Калинине
    Ленинградская каравелла «Нева» туристского клуба ЛKBMT
    Интервью с зам. министра речного флота РСФСР А. П. Введенским
    Десять новых проектов алюминиевых мотолодок

    ТЕКУЩАЯ СТАТЬЯ
    Опасность молнии для судов в море

    СЛЕДУЮЩИЕ СТАТЬИ
    В гостях у ленинградского водно-моторного клуба
    Киевский городской клуб водно-моторного туризма и спорта
    Морские происшествия и новости. Тридцать восьмой выпуск
    Качество и ассортимент надувных лодок к 1975 году
    Новинки надувных лодок Уфимского завода РТИ
    Морские происшествия и новости. Тридцать девятый выпуск
    Новые правила обмера крейсерско-гоночных яхт IOR
    Новые пассажирские суда для малых рек
    Водно-спортивная база на берегу Таганрогского залива
    Малый флот самодельных лодок в Вологде
    Новая продукция верфи в Новой Ладоге
    Новый «Типаж прогулочных судов» от 5 мая 1972 года
    Из опыта организации лодочных стоянок в США
    Интересная информация из за границы
    2200 миль по Японскому морю на самодельной яхте «Русь»


    Ссылка на эту статью в различных форматах
    HTMLTextBB Code

    Комментарии к этой статье


    Еще нет комментариев



    Сколько будет 27 + 40 =

           



    Barque.ru © 2013 | Контакты | Карта сайта
    Судостроение: Парусные суда Моторные суда Технологии Экранопланы
    Моторы: Описание моторов Устройство моторов Самодельные моторы Тюнинг моторов Обслуживание моторов Дистанционное управление
    Проекты: Парусные яхты Парусные катамараны Парусные тримараны Моторные лодки Катера Туристические суда Рыболовные суда Виндсерфинги и лыжи Прицепы и трейлеры Прочие проекты
    Спорт: Новости спорта Парусные соревнования Водномоторный спорт Воднолыжный спорт Виндсерфинг Буерные соревнования Соревнования туристов
    Консультации: Полезные устройства Полезные советы Улучшение судов Улучшение моторов Опыт эксплуатации Техника плавания Разбор аварий Рыболовам
    Кругозор: Новые суда и устройства Интересные события Интересные факты Интервью Карты и маршруты Официальные данные Проблемы малого флота Яхт-клубы и стоянки Письма в редакцию
    Истории: Путешествия Туристические походы Знаменитые корабли Военная страничка Литературная страничка История флота Прочие истории