Основные данные катамарана "Extraterrestrial"
Длина, м | 18.28 |
Ширина, м | 15.05 |
Осадка швертом, м | 3.8 |
Высота, м | 24.5 |
Площадь парусности, м2: | |
лавировочная | 240 |
полная | 390 |
Водоизмещение, т | 4.5 |
Однако... лишь только журнал был сдан в печать, как мы получили очередной пресс-релиз о постройке нового океанского парусника, рассчитанного на побитие ряда рекордов скорости на океанских дистанциях. И опять из Франции, фактически монополизировавшей разработку быстроходных океанских многокорпусников (неоднократно упоминавшийся на наших страницах "Playstation" является, скорее, тем самым исключением, которое обычно подчеркивает правило). Но на этот раз речь шла о действительно неординарной разработке, хотя первое впечатление было, признаемся, прямо противоположным. "Плагиат!", — дружно решили мы, глядя на эскизы нового катамарана. Действительно, с первого взгляда новый аппарат напоминал реинкарнацию печально известного "Team Philips" с небольшими модификациями. В действительности все оказалось намного интереснее.
Работа над новым проектом началась еще в 1998 г., когда известный французский яхтсмен Ив Парлье со своими товарищами приступил к исследованию перспектив создания скоростного океанского парусника, способного двигаться много быстрее существовавших на тот момент многокорпусных судов. К оценкам скоростных возможностей различных типов яхт подошли очень тщательно — в качестве плавучих лабораторий были выбраны два крылатых тримарана и один глиссирующий катамаран. Целый год проводились сравнительные тесты судов бок о бок, чтобы получить максимально подробные данные об их поведении в различных условиях. В конце концов приняли решение отказаться от тримаранной схемы с подводными крыльями, сочтя ее недостаточно устойчивой в условиях океанского волнения, сложной и дорогой. Еще одним аргументом в пользу отказа от трех корпусов послужил излишний вес тримарана. Все дальнейшие усилия были направлены на выявление максимального потенциала двухкорпусной конструкции. Изыскания привели к патенту французского авиационного инженера Жан-Франсуа Мориса, разработавшего и построившего в 19841986 гг. 7.5-метровый парусный катамаран с поперечными реданами на корпусах. Чтобы убедиться в работоспособности подобного принципа на более крупном парусном катамаране, были изготовлены три 2.5-метровых корпуса с различными обводами, подвергнутые тщательнейшим испытаниям в опытовом бассейне. После бассейновых и аэродинамических испытаний различных схем судна была создана и испытана масштабная самоходная радиоуправляемая модель, послужившая своеобразным подтверждением правильности избранной концепции.
Как полагают создатели, на скорости около 40 уз сопротивление корпусов будущего катамарана уменьшится примерно вчетверо по сравнению с таковым у обычных безреданных корпусов. Дополнительную подъемную силу еще будут создавать маленькие подводные крылья на скегах рулевого устройства и наклонные шверты-крылья на корпусах. Именно подобная комбинация "три в одном" сразу нескольких принципов поддержания высоких скоростей (узкие катама-ранные корпуса, реданы и подводные крылья) и дает основания Иву Парлье как руководителю команды выступать с многообещающими заявлениями о скоростном потенциале будущего судна, строительство которого находится уже в завершающей стадии.
Довольно оригинальным выглядит и парусное вооружение нового катамарана. Установка одной высокой мачты, несущей на себе большую площадь парусности, требует и достаточно большой ширины катамарана — чтобы величина восстанавливающего момента позволила судну использовать свою парусину с полной отдачей. Большая ширина судна при центральном расположении одной мачты на поперечной балке дает крайне высокие нагрузки сразу в двух направлениях: нагрузка от шпора мачты заставляет балку работать на изгиб, а нагрузка от широко разнесенных вант — на сжатие. Именно поэтому выбрана двухмачтовая схема, но в отличие от ‘Team Philips", поворотные мачты расположены не на корпусах, а на балке, ближе к ДП катамарана. Подобная схема, как считают создатели судна, имеет ряд преимуществ, главное из которых — более низкое (по сравнению с одномачтовой схемой) положение ЦП. Размещению мачт на балке, а не на корпусах тоже дано объяснение: во-первых, при крене судна не так значительно изменяется высота расположения ЦП, во-вторых — уменьшается поперечный момент инерции. Видимо, есть и какие-то аэродинамические тонкости, не зря же на продувку макетов будущей яхты в масштабе 1:12 в аэродинамической трубе была потрачена не одна неделя.
Как следствие подобных ухищрений, 60-футовый катамаран по энерговооруженности практически не уступает тримаранам аналогичных размерений, неся 240 м2 лавировочных парусов при водоизмещении в 4.5 т (против 300 м2 и 5.8 т у "Gitana X", к примеру). Но при этом положение ЦП на "Extraterrestrial" (так назвали новую яхту) на 2 м ниже, чем у трехкорпусного соперника, а величина восстанавливающего момента — на 40% больше. В результате, новая лодка (по крайней мере, теоретически!) сможет нести полные паруса при куда более сильном ветре, чем тримараны сравнимых габаритов. Как видим, новые идеи в создании многокорпусников, о необходимости которых на страницах нашего журнала говорил Алдис Эглайс (см. "КиЯ" №182), уже начинают воплощаться в жизнь!
Конструкция самих корпусов в достаточной уже степени традиционна для быстроходных многокорпусников. Кевларовый сэндвич, толщина внешнего слоя кевлара — 1.5 мм, внутреннего — 1 мм. Между ними находится сотовый наполнитель, толщина слоя которого 20 мм. Специально для изготовления корпусов будущего судна в городе Ларош был построен отдельный цех, где и завершается создание будущего рекордсмена. Спуск судна на воду намечен на июль этого года, и первое соревнование в котором "Extraterrestrial" примет участие — это гонка "Transat Jacques Vabre" (октябрь 2003 г.).
А в целом, программа нового "экстратерриториального" рекордсмена расписана уже на три года вперед. Цель ее — установление как минимум шести новых рекордов на океанских дистанциях. Два рекорда в год. Соратникам Ива Парлье скука в ближайшее время явно не грозит...