Тод Бейкер, шериф графства Кларк (шт. Вашингтон, США)
С этим шерифом я познакомился прошедшей зимой на бот-шоу, где он при всех блестящих регалиях и пистолетах доступно объяснял посетителям важность соблюдения правил безопасности на воде. В подконтрольном Тоду графстве Кларк (муниципальная единица, наподобие нашего района) проживает 370 тысяч человек и зарегистрировано здесь 22 000 "судоходных" единиц рекреационного назначения. Это и натуральные катера, и яхты, и всевозможные надувнушки, и водные мотоциклы — в общем все, что используется для воскресных утех сытым американским народом. Все же коммерческие "корпуса" поднадзорны федеральной Службе береговой охраны — структуре наподобие российских погранцов, только с лучшим материальным обеспечением и большими полномочиями.
Узнав, что я представляю могучее "катерное" издание из страны, что покорила Сибирь и не позволила тамошним малым народам повсеместно отстраивать казино и до сих пор не освободила их от налогов, как это сделано с индейцами и прочими инуитами в Северной Америке, шериф тотчас благосклонно предложил представителю "КиЯ" поучаствовать в полицейском рейде по реке Колумбия — естественном базальтовом тоннеле, в котором его департамент контролирует 45 миль береговой линии.
На мне одет черный фасонный спас-жилет с шерифской звездочкой у сердца и соответствующей надписью, а до того уже подписан длиннющий документ, где одним из пунктов специально оговорено, что "в случае моего утопления, внезапной остановки дыхания или гибели от пули наркокурьера американское государство моим родственникам никакой компенсации не выдаст". Так что, назвался груздем, пиши — пропало...
Мы отходим ровно в 8 утра от гладко оструганных деревянных бонов в городе Ванкувер. Где-то совсем неподалеку, давным-давно, по ошибке (ведь встречали его в Сан-Франциско) приземлился самолет Валерия Чкалова, и теперь его именем здесь названа улица; существует и добротный музей, где почему-то среди атрибутов, спасавших русских летчиков от переохлаждения, присутствует флакон с конкретной надписью "Одеколон Тройной".
Третьим в двенадцатиместной "лодке" под именем "Вильям Райан" (этот гражданин в 1849 г. был объявлен первым официальным шерифом графства) суетится однозначно похожий на нашего Артема Лисочкина 50-летний полицейский Джим Дрю, прослуживший в департаменте уже 17 лет. Моему старому знакомцу — высокорослому Тоду — всего 38, но в силовых структурах он без малого уже 20 годков и по чину старше Джима, посему, естественно, и отдает распоряжения — командует. Оба полицейских хотя и одеты, вроде, в туристские шорты от известной фирмы "Columbia", обвешаны доспехами, почище новогодней елки. Тут и пистолет с двумя запасными обоймами, и резиновая дубинка, и газовый баллончик, и наручники, и тяжеленный фонарик "Maglite", которым в случае необходимости можно и череп проломить, и компактный инструмент "Leatherman", и нож "Kershaw". На ногах — простецкие кроссовки "Nike". В общем, куда ни глянь, сплошь фирмы, известные во всех сегментах активного отдыха.
Американское население налоги платит исправно, поэтому полиция здесь не бедствует — вышеназванный 24-футовый пластиковый "Вильям Райан" от фирмы "Seasport" выпуска 2000 г. тянет на 80 тысяч зеленых, а в бортовой описи значатся не только навигационный радар, пожарная помпа, малюсенький гальюн и четыре спальных места, но и две "меркруизерские" V-образные "шестерки" по 4.3 л, что позволяют при желании выжать 60 миль/ч. Это — стандартное оборудование. А плюс к нему доблестная полиция напихала в ходовую рубку такую яичницу заумной электроники, одно лишь перечисление которой заняло бы минимум полстраницы. Попутно отмечу, что кроме этого пластикового красавца у водяного шерифа всегда под каблуком два "яма-ховских" водных мотоцикла (100 км/ч) и надувной 5-метровый "Зодиак" с двухтактной "сороковкой" на транце.
Не успели мы отойти и 100 м от берега, как натолкнулись на двух простодушных рыбаков, заякоривших небольшую алюминиевую лодку у какого-то заветного места, известного лишь их простенькой "джипиэске". Снасть у ребят лососевая, не иначе проворят по чавыче на струе.
Наклейки ежегодного налогового сбора у них в порядке, регистрационные документы на катер в норме, рыболовные лицензии — не придерешься, поэтому мы принялись за тщательнейшую проверку обязательной экипировки. На плавательных средствах длиной менее 19 футов спасжилеты на каждого человека должны быть в легкодоступном месте (10 секунд на вытаскивание — иначе штраф), а дети до 12 лет обязаны их носить на воде всегда. Необходимо также иметь на борту огнетушитель, габаритные огни (если лодка используется в ночное время), звуковой сигнал (как минимум свисток)...
Интересно, что все это время мы даже не пришвартовались, а тарахтели на малом ходу в метре от проверяемых, которые с улыбочками вытягивали из рундуков одну ерунду за другой, будто заранее готовились к встрече с полицией. И все-то было у хлопчиков чинно-благородно, как в сказке.
Закончив проверку, мы уже принялись неспешно отходить, как увидели, что одно из удилищ в соседней лодке уж чересчур сильно изогнулось в бортовом стакане — если бы не вовремя подоспевший хозяин, оно явно достало бы кончиком до воды или переломилось. Конечно, мы остались понаблюдать, что произойдет далее. А по напряженной борьбе было очевидно, что подсевший на приманку "малец" не из робкого десятка! Здесь, на Колумбии, цепляют лососей и по 25, и даже по 30 кг! Минут десять боролся упрямый рыболов с той бодливой чавычиной, и велико же было всеобщее изумление, когда в конце баталии на борт втащили... осетра килограммов на 15-20, зачем-то ухватившего невзрачную лососевую приманку. Полицейские воспрянули духом и сразу же заставили его измерить: по правилам можно вылавливать лишь особей размером от метра до полутора. И тут ребятам опять повезло — красавец был как раз чуть меньше 60 дюймов, самый котловой размер.
— А вы уверены, что сезон не закрыт? — спросил въедливый Джим.
— Конечно! — В один голос заорали радостные рыбаки. — Мы только вчера звонили в департамент рыбы и дичи.
— Вы пока заверните рыбину в мокрое полотенце, — командовал полицейский, — а я на всякий случай уточню. — Он мгновенно принялся барабанить по радиотелефону.
В общем, дело завершилось самым печальным образом — бокастого осетра пришлось выпустить, так как сезон именно на этом участке закрылся в предыдущий вечер. Вот что значит детальная разработка правил!
— Жаль, что оставили мужиков без рыбы, но незаконный осетр — это уже чуть ли не уголовка, штраф минимум 2000 долларов, — объясняет ситуацию Тод, — поэтому мы поступили в данной ситуации лишь немного суровее, чем должны были. Опыт...
— А сколько протоколов составляешь в год?
— Год — красиво сказано, — улыбается шериф, — главный сезон на воде с апреля по начало ноября. В зимние месяцы в основном занимаюсь просветительской работой — веду курсы по правилам судовождения (для получения лицензии, которую теперь требуют в 35 штатах, надо прослушать около 8 часов лекций). Обычно составляю около 400 протоколов за сезон и половина из них приходится на отсутствие или несоответствие индивидуальных спасательных средств, которые должны быть сертифицированы Службой береговой охраны.
— И какие штрафы?
— Самый маленький — это 71 доллар, а верхний, сам понимаешь, не ограничен! — Тод показывает полицейский талмуд, где перечисление возможных нарушений занимает две страницы мелким-мелким шрифтом. — В прошлом году, например, выписал 300 долларов одному вашему — русскому Он ловил рыбу с незарегистрированного водного мотоцикла, без жилета, в неположенном месте и в запрещенное время — целая гроздь нарушений! После подписания протокола этот парень в ярости сломал спиннинг, а на прощание хорошенько облил нас с Джимом мощной кавасаковской помпой.
— А если нарушитель откажется протокол подписывать? — Я все-таки ненароком хочу проникнуться в глубь полицейской службы.
— У нас в Америке все просто. Отказываешься подписать протокол нарушения, обязан подписать бумагу о несогласии. Не подписываешь ее — сразу проходишь по уголовному делу, тут уж руки на капот, наручники и тому подобная канитель. Можно и пистолет достать.
— А почему вдруг ты вспомнил капот? Разве с автомобилистами приходится иметь дело?
— Дежурим мы четыре дня через четыре, по 12 часов в смену. Плюс у нас в департаменте обычно происходит ротация: четыре года — на воде, четыре — на дороге. Для выхода на воду полицейский должен пройти дополнительно пятидневный курс обучения. Работа-то практически одна и та же. Главные проблемы и тут, и там — превышение скорости и пьянство. А на воде, по выводам наших экспертов, влияние алкоголя в три раза сильнее, чем на суше!
— Попались голубчики! — Внезапным криком прервал наш проникновенный диалог Джим.
Он все это время чесал глазами через бинокль окрестности и теперь азартно указывал на пару приличных размеров катеров, вроде зачаленных метрах в 300 по левому борту. И правда. Невдалеке от берега болтались на якорях два солидных катера плюс трехметровая серенькая надувнушка. Вся честная компания толпилась на палубе 10-метрового старинного деревянного корыта (что-то наподобие трехтрубного гиганта из фильма "Волга-Волга") и знатно отмечала выходные не только баночным пивом, но и виски. По запутанному американскому законодательству положен верный штраф, если ты принимаешь на грудь на ходу. Иной кордебалет — на якоре, здесь — хоть залейся. Тем не менее этих голубцов мы покарали: у них не был уплачен ежегодный налог, а "резинка" под 15-сильным движком и вовсе оказалась незарегистрированной. Как мне сказал Тод, в районе на каждую учтенную лодку приходится 1.2 "неучтенки". А река Колумбия приравнена к федеральным водам, и потому любое подмоторное плавсредство должно обладать ясно различимым бортовым номером. Другое дело — на внутренних водоемах. Там, если имеешь на транце менее 10 лошадок, никакой регистрации вообще не подвластен! Именно этой американской заковыке мы обязаны повсеместному хождению по планете моторов с обозначением странной мощности "9.9", хотя все знают, что под колпаком на самом деле прячется 15 полноценных лошадей.
За регистрационными наклейками, а они каждый год разного цвета, чтобы легко было разглядеть издалека, шерифы следят чрезвычайно: ведь на счета департамента с каждой новой поставленной на учет лодки поступает 100, а при перерегистрации — 4 доллара (ежегодный налог — около 15 долларов).
Встретила нас компания гуляк очень приветливо, но не было ничего похожего на предложение выпить, ни — тем более — на взятку. Этот вариант тут почему-то не принят. Впрочем, продолжали ребята веселиться, уже имея на руках протокольчик на 150 местных динаров.
Государственные служащие в колыбели капитализма защищены необычайно и с социальной, и с материальной точек зрения. Не говоря уже об условиях труда — здесь царит атмосфера, которую у нас увидишь разве что в аппарате президента. Оба моих напарника имеют каждый месяц чек на 4500 долларов, при этом в 54 года (при 20 годах выслуги) могут выйти на пенсию, равную приблизительно половине вышеобозначенной суммы. Поэтому тут спокойно пишутся протоколы, а не выдавливается у проштрафившегося мзда или талоны на бензин.
Мы идем в экономичном режиме вверх по полноводной реке. Шерифы исправно ласкают портативными биноклями все без исключения лодки, яхты и водные мотоциклы, но ничего предосудительного не замечают, а в США без явного нарушения остановить тебя никто не имеет права (разве что господь бог!).
Вдруг Тод врубил сирену и проблесковые полицейские огни, наш катер взревел всеми "шевролетовскими" мощностям, и мы куда-то понеслись. Цель вижу — прямо по курсу на волнах под 115-сильным "Меркурием" идет от берега 6-метровая дюралька, загруженная по самое-самое: на носу в беспорядке свалены пластиковые стулья, рюкзаки, набитые скарбом черные полиэтиленовые мешки. В лодке три парня, две девушки и два породистых пса в придачу — явный перегруз!
"Вильям Райан" швартуется к бедолагам, которым всего-то лет по семнадцать-восемнадцать, и я уже прикидываю, что им грозит штраф, как минимум, в три сотни.
— Нарушение знаете? — Сурово спрашивает рулевого Тод.
— Да нам всего-то две мили проплыть, — пытается оправдаться паренек, взявший на выходные папкину лодку, — отвести барахло на тот берег...
— В общем так, — шериф грозен, — если за 10 секунд все сидящие успеют надеть спасжилеты, даю возможность бесплатно сделать рейс туда и обратно.
Надо было видеть, с какой быстротой ребята достали и облачились в спасуху удивились даже матерые полицейские.
— Мы должны подходить дифференцированно, — объяснил мне Тод, — документы в порядке, все исправно, жалко ребят. Наш дело — не карать, а учить. Хотя штраф — это тоже наука! Бесплатно лишь обучение в школе.
Бейкер улыбался. Шериф уверен в себе. Шериф всегда прав, так что на глаза ему лучше не попадаться — так гласит американская народная мудрость.
Наш "Вильям Райан" движется вверх. Вижу ну совершенно невероятную картину — три тетеньки лет под шестьдесят по-молодецки ловят ветер на маленькой яхточке и закладывают такие галсы, что "мама, не горюй"! Местами Колумбия настолько расширяется, что машины на противоположном берегу едва различимы, а нахальный ветер раздувает почти морскую волну Именно поэтому участок от Портленда до городка Худривер считается первостатейной меккой для парусников всех мастей. В экономику двух соседних штатов — Вашингтона и Орегона — любители погоняться под парусами и под мотором ежегодно приносят сотни миллионов долларов, но вместе с тем создают определенные трудности водной полиции.
— Главная проблема, — рассуждает Джим, — в том, что многие любители погонять на тех же аквабайках, отдают свою технику друзьям-приятелям, которые иногда даже плавать-то не умеют. Поэтому у нас в графстве статистика мрачная — на воде около шести смертей в год. Или вот еще беда — попрыгунчики. — Джим показывает рукой на высоченный мост, соединяющий два штата. — Примерно восемь человек ежегодно пытаются расстаться с жизнью с этого моста. Несмотря на 50 м высоты и скорость при ударе о воду 70 миль/ч, гибнут немногие. Тонуть, как выясняется, никто не хочет, начинают орать. Естественно, в полиции телефон обрывается, приходится или самим нестись, или вызывать подводников. Соседям в Орегоне лучше, — мечтательно вздыхает Джим, — там попрыгунчики для сведения счетов с жизнью выбирают другой мост — в два раза выше нашего, там уж — верняк: никто не выживает!
Вот так всегда и бывает, для кого — миг прощания с жизнью, а для кого — повседневная проза.
В обязанности полицейских входит и буксировка вышедших из строя катеров, так что у нас на борту разложено множество разновеликих плетеных концов. То же, кстати сказать, и на асфальте. Если случайно обсох, подъехавший шериф обязательно капнет тебе в бак галлон бензина, чтобы хватило до ближайшей заправки.
Очередная проверка. Шмонаем рыбаков — две семейные пары на отменной алюминиевой лодке. Владелец сегодня уже потерял якорь, и вот теперь незадача: на борту не хватает одного спас-жилета. Ни злобы, ни препирательства. За забывчивость выписывается 71 доллар штрафа, а на лодку передается спасжилет, коих у нас в рубке просто немеряно. Да, дороговато в этой красивой Америке обходится "склероз".
— А применял ли ты оружие за годы службы? — спрашиваю я Тода.
— Честно говоря, ни разу, — недолго подумав ответил шериф, — хотя однажды револьвер доставал: этого оказалось достаточно, человек сразу понял, что с ним не шутят.
Полицейский катер заходит в порт Камас — тут целый город на плаву: бонов видимо-невидимо! Чего только нет. На воде и ресторанчики, и магазины, о заправке и не упоминаю — на воде под крышей (у каждого борта отдельная секция бонов) — 100 долларей в месяц, если без крыши — всего 75.
Посредине реки (а ширина тут метров 800) зачален катер. В нем — шестеро молодцов, ни удочек, ни водных лыж — просто сидят.
— Курят марихуану, — шепчет мне Джим, — сейчас раскрутим.
К величайшему полицейскому сожалению, подъехали мы минут на десять раньше, так что ни запаху, ни агрессивных проявлений не выявили. Остальное у ребят было в полном порядке, как ни пытался Тод загнать их в угол колкими вопросами и разными намеками. А без явных улик полиция сунуть нос в чужой карман не имеет права — закон есть закон!
— Тертые калачи, — злится Джим, — в другой раз обязательно приловим. — Он пытается ввести в компьютер номер катера, но тщетно: как обычно в приличном морском походе, что-то отрубилось в электросхеме, и полицейский ноутбук дал капитального русского дуба.
Мы уходим прочь на проверку очередного катера или яхты — сколько их еще будет за 12-часовую смену!
Колумбию уже раскачало не на шутку, но шерифский катер стоит на волне покруче мичмана на дембельском выходе, в капитанских креслах и вообще ничего особенного не ощущается, ну а старине Джиму по службе фарт не вышел — стоит на руле, до пенсии еще целых четыре года.